Главная -> Законодательство (Квартирный вопрос)

Во всем мире о состоянии экономики государства часто судят по индексу доступности жилья. В устойчиво развивающихся странах он зашкаливает за 100%. Это значит, что неэлитное жилье могут приобрести практически все семьи, у которых душевой доход не ниже среднего. Считается, если индекс ниже 80%, - это тревожный симптом.

В россии индекс доступности жилья составляет, по оценкам специалистов, около 10%. Столь неприглядную картину формируют три взаимосвязанных фактора: низкая платежеспособность населения, деформированный рынок вторичного жилья и плачевное состояние строительного комплекса. Поскольку откровенное задирание цен на вторичку есть следствие недостатка недорогого жилья на первичном рынке, сосредоточиться следует на причинах, мешающих гражданам становиться собственниками новых квартир.

Естественно, все упирается в деньги. Сокращение инвестиций за годы реформ послужило основной причиной спада строительной отрасли: если в 80-е годы в одном екатеринбурге (тогда свердловске) сдавалось ежегодно до 1 млн кв. Метров жилья, то в 2001 году вся область осилила 633 тысячи. В соседней башкирии с инвестициями лучше. Там на строительство средства направляют из самых разных источников, вплоть до поступлений от рекламы, поэтому и возводится жилья существенно больше: по данным госкомитета по строительству рб, 1,3 млн кв. Метров в год. Однако и такие темпы проблемы не решают. Цены на недвижимость в столице республики остаются самыми высокими в регионе (от 12 до 17 тыс. Руб. За метр). Понятно, что большинству жителей уфы квартиры стоимостью свыше миллиона рублей не по карману.

Недоступность жилья для среднего уральца (согласно данным эксперта, см. n23 от 18.06.01, лишь 6 - 8% жителей региона имеют среднедушевые доходы свыше 150 долларов в месяц) объясняется в первую очередь неприемлемостью схем привлечения средств населения. Как правило, это долевое строительство с весьма жесткими условиями оплаты, а то и просто продажа с минимальной рассрочкой. Чтобы увеличить в ближайшее время спрос и предложение на рынке доступных квартир, нужно искать иные способы вовлечения денег в оборот, создавать удобный и приемлемый механизм, поскольку из-за ущербного жилищного рынка экономика несет и прямые, и косвенные потери. И способа лучше ипотечного кредитования в мире пока не придумали.

Таким образом, ипотека исторически востребована хозяйственными отношениями как наиболее надежная форма обеспечения обязательств должника.

Классика.

Существует два варианта ипотечного кредитования: немецкий и американский. Суть первого сводится к тому, что специальный ипотечный банк, не занимающийся ничем другим, кроме работы по ипотечным кредитам, выдает не только денежный, но и материальный кредит: это могут быть строительные материалы, земельный участок и т.П. Возврат кредита также производится натурой: например, можно поставлять банку продукцию своего подсобного хозяйства. Эта схема может благополучно работать на селе в каждом отдельно взятом регионе страны.

Американская система предполагает, что участники ипотеки - покупатель жилья, банк-кредитор и агентство-продавец - связаны через некий государственный орган, у которого есть дешевые ресурсы для выкупа закладных у банка. Его прообраз - американское государственное агентство fnma. На этапе первичного рефинансирования агентство, выкупая у банка закладные, возвращает ему выданные в кредит деньги. Затем агентство выпускает облигации, обеспеченные этими закладными. Сделки с инвесторами совершаются уже без участников первого этапа, но покупатель продолжает выплачивать агентству, у которого с банком договор на обслуживание, кредит в течение всего установленного срока. Главным достоинством этой схемы считается возможность развития вторичного рынка ипотеки.

Говорить о широком применении такой системы в россии не приходится. У нас нет необходимой инфраструктуры для запуска вторичного рынка, как нет и желания государства участвовать в поддержке ипотечного рынка. Применяемые схемы малоэффективны и к ипотеке имеют весьма отдаленное отношение.

Суррогаты.

В свердловской области существуют правительственные программы поддержки индивидуального строительства на селе и долгосрочного кредитования работников бюджетной сферы, осуществляемые через фонд, специально для этого созданный. Квартиры в домах, построенных для бюджетников, остаются в областной собственности до тех пор, пока жильцы не выплатят полную стоимость жилья. Заем для его приобретения может предоставляться из областного бюджета на срок более 10 лет под 1% годовых, а сами они вносят на момент заселения лишь 20% стоимости. Схема, безусловно, для бюджетников выгодна. Но крайне неэффективна: она целиком ориентирована на бюджет, а поскольку финансирование этой статьи расходов ведется по остаточному принципу, обречена на долгострой.

В сентябре прошлого года губернатор области эдуард россель распорядился предусмотреть в 2002 году продажу квартир на условиях ипотеки. Кредит сроком на 10 лет будет предоставляться под 5% годовых. Вот только построить таким образом предполагается всего три экспериментальных дома.

Администрация екатеринбурга с 1994 года развивала накопительные схемы приобретения жилья, выпуская муниципальные жилищные облигации. С одной стороны, приобретение муниципальных жилищных облигаций, эквивалентных определенному количеству квадратных метров из расчета 10 облигаций за 1 кв. Метр жилой площади, дело выгодное: накапливаются не деньги, которые имеют свойство девальвироваться, а квадратные метры. С другой стороны, инвестор должен сначала накопить облигации на всю стоимость квартиры и лишь потом может въехать в нее. Это минус облигаций по сравнению с ипотекой.

Весной 2001 года мэрия екатеринбурга запустила новую накопительную программу приобретения жилья через муниципальное ссудно-сберегательное строительное товарищество, рассчитанную на пять лет. Идея такова: члены товарищества делятся на пять групп и ежегодно оплачивают полную стоимость одного дома из запланированных пяти (одна группа платит 44%, остальные четыре - по 14%), взаимно кредитуя друг друга. Очередность заселения группы (и соответственно дома) определяется лотереей. Квартира переходит в собственность инвестора в момент полного погашения ее стоимости. Таким образом, въехавшие первыми еще четыре года будут выплачивать стоимость квартиры, находящейся на балансе товарищества.

- Смысл участвовать в программе есть только у тех, кто получит квартиры в первые год-два, - говорит эксперт по ипотечному кредитованию уральской палаты недвижимости анатолий модестов. - Первые взносы участники внесут и первый дом построят. На судьбе следующих, очень вероятно, отразятся низкие доходы участников программы и завышенная по сравнению с долевым строительством стоимость квадратного метра.

Мало того, что финансовая целесообразность программы вызывает сомнения, так еще и риски максимальные.

Таким образом, процесс классического кредитования под залог в свердловской области не воплощен. В регионе большого урала по пути развития ипотеки продвинулись значительно дальше.

Произвольная программа.

В башкирии первое агентство ипотечного кредитования создано в 1999 году при содействии администрации уфы и башэкономбанка совместно с крупнейшими строительными предприятиями - оао крупнопанельное домостроение и трестом башнефтезаводстрой (бнзс). За восемь месяцев первого года работы агентством выдано 30 млн рублей кредитов, в минувшем году сумма превысила 200 млн рублей. Число желающих получить ипотечные кредиты растет как снежный ком. По словам директора уфимского городского агентства ипотечного кредитования анатолия мейзлера, спрос превышает предложение минимум в четыре раза. Когда агентство выставило на продажу новый 54-квартирный дом, за несколько часов работники приняли более двухсот заявлений клиентов...

На первоочередное обслуживание претендуют работники бюджетной сферы и молодежь. Эти категории имеют право на получение кредита до 70% от стоимости квартиры. Заявления остальных граждан, которым предоставляется 50-процентный кредит, рассматриваются в порядке очереди. После перечисления первичного взноса (30 - 50% от стоимости квартиры) составляется закладная, которая является основным документом, определяющим взаимоотношения владельца квартиры и банка-кредитора.

Американская схема в башкирском исполнении на этом благополучно заканчивается. Федеральное агентство ипотечного кредитования (фаи), по словам г-на мейзлера, призывает его поднять процентную ставку с 8 до18%. При этом смысл ипотеки для большинства населения теряется. Для прочих отечественных инвесторов эти ценные бумаги интереса не представляют. И вот почему.

Реализм.

Еще до принятия в 1998 году федерального закона об ипотеке в разных городах страны, москве, петербурге, новгороде, краснодаре, саратове, попытки реализовать классическую американскую модель предпринимались. Особенно мощной была московская программа: правительство столицы даже создало ипотечное агентство, привлекло зарубежные инвестиции через фонд россия - сша.

Однако американская схема в россии оказалась неприемлема. Причин много: отсутствие стабильно высоких заработков и становящаяся на их фоне все более недоступной поднимающаяся цена жилья, дороговизна кредитных банковских ресурсов, отсутствие рынка закладных, невозможность реализовать заложенную недвижимость, если заемщик не выполняет обязательств и др.

Проведенное экономистами строительной фирмы инграсс исследование показало: при выдаче кредита в размере 70% от стоимости квартиры на 7 - 10 лет с выплатой 13% годовых покупатель должен иметь зарплату не ниже 20 тыс. Рублей в месяц. Заказчики просчитали, что рассчитывать в екатеринбурге они смогут человек на 700. Ориентировочно они будут выплачивать до 30% своего дохода. Для сравнения: в сша банк дает кредит под 6,5% на 30 лет и до 70% дохода покупателя уходит на гашение кредита. Даже при таких высоких выплатах ипотека по карману подавляющему большинству граждан страны - доходы позволяют. В россии к приобретению жилья на таких условиях готовы менее 10% процентов населения. Следовательно, крайне низкий платежеспособный спрос на ипотеку в российских регионах не соответствует реальной потребности населения в жилье. И на периферии ипотечные схемы должны запускаться с учетом этих реалий, потому что сами по себе низкие цены кредита не будут способствовать формированию эффективного рынка.

По словам экономиста сергея фалеева, расчеты показали: мало иметь строительные мощности и желание властей заняться ипотекой - нужно создать рыночную инфраструктуру для работы капитала. Костяком в ипотечной схеме является инвестиционная компания. Бизнес ее должен быть настолько привлекателен, что как только она выпустит ценные бумаги на рынок, они тут же будут приобретены его участниками и она снова сможет вложить полученные средства в дело.

Увы, облигации с купонным доходом 13% годовых в течение 10 лет сегодня явно неконкурентоспособны: екатеринбургский концерн калина, к примеру, выпустил облигации под 28%. Предложить 25% ипотечная компания не может: в екатеринбурге не удалось бы набрать и 700 застройщиков. Более того, риэлторы говорят, что покупатели не потянут даже 13%. Значит, выходить за рамки 10% кредит не должен. Понятно, что ни один банк при нынешней инфляции не пойдет на такое кредитование, да и ипотечной компании будет тяжело набрать инвесторов для выкупа закладных.

- Для банка ипотека - занятие крайне невыгодное, - утверждает начальник отдела ипотечного кредитования башэкономбанка ульфат хабибуллин. - В лучшем случае мы можем заработать на ипотечных кредитах 2% годовых. Это чрезвычайно маленькая сумма. А жилье, которое продается в рассрочку, как правило, кредитуется по банковским ставкам 23 - 25% в год.

До сих пор не ясен главный вопрос: кто будет компенсировать покупателям разницу между банковской и ипотечной процентной ставкой. Считается, что в россии источником инвестиций могут быть два субъекта: банки и государство.

Ипотечные схемы без участия государства на западе действуют: в этом случае ипотечный банк всю схему - кредитование заемщика, выпуск ипотечных облигаций - замыкает на себе. Но для этого нужно создать рыночную инфраструктуру, которая позволит такому банку быстро увеличивать свой капитал. На ее создание может уйти жизнь не одного поколения соотечественников.

Остается второй вариант. Однако ни региональные, ни муниципальные власти давать деньги не спешат. Екатеринбург, к примеру, готов поучаствовать либо землеотводами, либо предоставлением льгот, а нужны живые деньги для выкупа у банка закладных. Федералы тоже не преуспели: фаи из-за размера уставного капитала (80 млн выделили, еще столько же обещают) не может даже получить лицензию небанковской кредитной организации. Систему ипотечного кредитования потому и не удается запустить долгие годы, что государство не желает субсидировать процентные ставки - вот корень неудач. Без первоначального финансового участия государства ипотеки в принципе быть не может.

Как нам построить россию.

По мнению эксперта по ипотечному кредитованию анатолия модестова, государству нет прямой выгоды от участия в развитии ипотеки: почему в свое время правительство москвы вкладывало огромные деньги в ипотечное агентство и пыталось его всячески развивать? потому что при этом колоссальные денежные потоки проходят через государственные структуры. Государство могло бы иметь здесь выгоду. А в тех схемах ссудно-сберегательных касс, к которым сейчас москва обратилась, государство никак не участвует и выгоды не получает. Другие участники рынка, кому такая схема была бы выгодна, - строители, которые могут привлечь средства, риэлторы, которые увеличат оборот за счет повышения платежеспособного спроса, нотариусы, бти, - пока не осознали этого. Справедливости ради скажем, что строители все же осознали необходимость развития ипотеки. В частности, упоминавшаяся фирма инграсс активно лоббирует принятие ипотечной программы в екатеринбурге.

Частный бизнес пойдет в ипотеку только вслед за государством, когда увидит, что это надежно, что это работает и приносит дивиденды. Естественно, на первоначальном этапе всю финансовую тяжесть проекта, включая риски невозврата кредитов, должен взять на себя бюджет. Так, поступили, например, американцы во времена великой депрессии. Ипотечная схема сделалась работоспособной лишь спустя тридцать лет, а до этого времени выкупленные кредиты висели на балансе агентства fnma мертвым грузом. Но правительство пошло на это, поскольку ипотека стала тогда в буквальном смысле двигателем экономики страны. Поскольку банковские кредиты выдавались на длительные сроки (до 25 лет под 3 - 5% годовых), американцы, покупавшие или строившие жилье на выданные кредиты, были вынуждены работать, чтобы выплачивать их. Приобретение жилья на выгодных для среднего класса условиях привело к бурному росту строительства, а следовательно и производства стройматериалов, развития транспортной сети, создание новых рабочих мест.

От нашего государства требуется привести ипотечное законодательство и гражданский кодекс в соответствие друг другу и гарантировать (в разумных пределах) своими капиталами работу ипотечных компаний. Последние январские попытки госдумы переписать или исправить закон об ипотеке при действующем гражданском кодексе нерезультативны. Банкиры, за редким исключением, выдавать ипотечные кредиты не будут. По тем самым причинам, по которым профессор преображенский не дал домкому полтинник в фонд голодающих поволжья: не хотят. В свое время депутаты от кпрф провели в гк норму, разрешающую вкладчикам банков изымать деньги с депозита раньше окончания срока действия договора. В результате страна лишилась длинных денег, необходимых для запуска ипотеки. Это первая причина. Вторая - банки не могут обратить взыскание на недвижимость неплательщика. Мы по два-три года судимся со злостными должниками и не можем выселить их из квартир, - говорит советник председателя правления банка северная казна сергей лапшин. - Пока не будет механизма моментального (не более месяца) выселения несостоятельных заемщиков из обремененной недвижимости, не будет и ипотеки. Гражданский кодекс - главный тормоз развития экономических отношений в обществе. Вот и получается, что законодательство защищает граждан от банкиров, а мы, банкиры, не кредитуем граждан. Потому что не хотим.

Правительство, направив серьезные средства на развитие ипотеки, могло бы убить двух зайцев: сдвинуть с мертвой точки острейший социальный вопрос и найти применение избыточной денежной массе, которая сегодня мертвым грузом лежит в минфине из-за опасений разгона инфляции. Ипотека могла бы помочь разорвать замкнутый круг: с одной стороны, средства пошли бы на социальные программы, с другой - решили проблему перетока капиталов в промышленность, что существенно повлияет на инфляцию, при которой, как мы видим, ипотеки не бывает. Государство должно выбирать между реальным шагом к стабилизации экономики и бесконечной нестабильностью.

Екатеринбург - уфа - оренбург.

Ипотека (от греч. hypotheke - Подставка, подпорка) появилась в греции в начале vi в. До н. Э. Так назывался столб, устанавливаемый на земельных владениях должника, с надписью о том, что земля является залогом долговых претензий кредитора на определенную сумму. Если владелец земли долг не возвращал, земля переходила в собственность кредитора. На столбе отмечались и поступающие долги собственника земли. Позже для этой цели появились книги, названные ипотечными. Современный термин ипотека означает форму обеспечения обязательств должника недвижимым имуществом.

Рынок жилья можно было бы назвать цивилизованным, если бы не отсутствие доступных механизмов ипотечного кредитования.

- Считает начальник аналитического отдела риэлторского информационного центра михаил хорьков.

Официальный статус екатеринбурга как столицы федерального округа и его место в экономике региона позволяет привлекать в город крупные денежные средства, часть которых неизбежно перетекает на рынок недвижимости. В результате уровень цен в городе - около $500 за кв. М - превышает аналогичные показатели соседних перми, челябинска или тюмени, стоит в одном ряду с санкт-петербургом и приближается к некоторым городам восточной европы. Происходит это потому, что в екатеринбурге гораздо ниже обеспеченность населения жильем, хотя уровень доходов определенной части населения достаточно высок.

За последние два года цены на жилье в городе выросли более чем вдвое, что существенно опережает рост доходов основной массы населения. Для большинства горожан возможность покупки жилья значительно уменьшилась. Это не может не волновать участников рынка недвижимости. Риэлторам и застройщикам низкий уровень платежеспособности населения не позволяет развивать бизнес - нет расширения рынка. Рост цен на жилье не сопровождается значительным увеличением объема сделок. Профессиональные участники рынка должны понимать, что период высокого спроса на жилье и роста цен скоро закончится, так как база для этого роста ограничена. Впрочем, такая ситуация типична для большинства городов россии.

Отсутствие массовых и доступных механизмов приобретения жилья в рассрочку при высоком уровне цен на жилье не позволяет решить квартирный вопрос многим потенциальным покупателям.

Сказать, что ничего не делается для решения проблемы, было бы неправильно. Так, в январе 2002 года приняты поправки к закону об ипотеке, позволяющие выселять неплательщиков из заложенных квартир. На рассмотрение в госдуму внесен законопроект об ипотечных эмиссионных ценных бумагах, который, по мнению разработчиков, станет шагом к созданию действенной системы ипотечного кредитования. Однако говорить о том, что в ближайшем будущем мы сможем рассчитывать на дешевые кредиты, рано. Чтобы ипотека заработала, ипотечные бумаги должны стать надежными и доходными для инвесторов. Пока этого не произойдет, жилищная проблема для большинства населения решена не будет.

Не имея финансовых возможностей стимулировать жилищное строительство, власть должна создать благоприятные условия для деятельности застройщиков и для привлечения на рынок недвижимости свободных финансовых средств населения и коммерческих структур. Причем стимулировать власть должна строительство недорогого массового жилья. Рентабельность возведения жилья повышенной комфортности выше, поэтому девелоперы, осуществляющие эти проекты, вряд ли нуждаются в покровительстве властей.

В увеличении емкости рынка жилья должны быть заинтересованы все. Население решает квартирный вопрос. Представители бизнеса, через увеличение количества сделок, увеличивают прибыль и развивают бизнес. Власть, кроме решения ряда социальных вопросов, получает приток инвестиций в город, развивает строительный комплекс региона и может рассчитывать на рынок недвижимости как на локомотив экономики.

Ипотека может стать национальной идеей,

уверен генеральный директор оренбургской жилищно-ипотечной корпорации владимир киданов.

- Владимир николаевич, система ипотечного кредитования в оренбуржье вот уже четыре года как признана госстроем рф одной из лучших в стране. Ваш опыт рекомендован к распространению. С чего вы начали?

- понимание того, что без кредита редкий человек может построить себе дом или квартиру, пришло давно. И кто только какие схемы не пробовал! проанализировав чужой опыт, мы поставили перед собой задачу создания классической ипотеки: с банком-кредитором в качестве центрального звена, закладными и прочими обязательными атрибутами. С 1998 года все ипотечные кредиты мы оформляем только через ипотечный банк. В россии мы первыми стали регистрировать заключенные договоры. Это очень сложно, потому что требования банка по ликвидности, по обеспеченности кредита, по рискам, в том числе и невозврата, страхованию жизни заемщика, объекта залога очень высоки и порождают массу вопросов, на которые надо ответить.

- Но чтобы система работала, нужны оборотные средства, первоначальный капитал.

- Источник кредита для ипотеки - свободные средства инвесторов: пенсионных, государственных и иных фондов. Везде в мире, и в дореволюционной россии в том числе, оборотные средства выделяло государство. К сожалению, нынешняя российская власть, принявшая закон об ипотеке, то есть признавшая ее необходимость, с этой проблемой разобраться не может. Хотя решение о создании фаи принято, но регистрация не состоялась, а значит, зависла и строка прошлогоднего государственного бюджета - 2 млрд рублей гарантий под ценные бумаги агентства. Они не реализованы. Поэтому о начале развития ипотеки на общероссийском уровне говорить не приходится. Вот каждый регион и выдумывает свои правила игры.

- Ваши позволили уйти вперед...

- Благодаря тому, что мы нашли понимание у региональной власти. В уставном капитале корпорации 70% средств принадлежит областной администрации. В 2000 году на ипотечное кредитование из областного бюджета было выделено 40 млн рублей, в 2001-м - 70 млн плюс 20 млн из внебюджетного фонда. Источниками финансирования выступили также четыре муниципальных образования. Кроме того, мы в прошлом году ввели в оборот закладные, позволяющие работать на вторичном рынке жилья, создали оренбургское региональное ипотечное финансовое агентство. Его задача - покупать закладные у ипотечного банка, выпускать под них облигации и продавать кому угодно. Таким образом, мы создали двухступенчатую систему ипотечного кредитования.

- Но получить ипотечный кредит крайне сложно, процедура обставлена множеством рогаток.

- И это правильно. Ведь мы имеем дело с большими деньгами, как бюджетными, так и клиентскими. Корпорация должна иметь возможность в случае необходимости свободно реализовать готовый объект и вернуть свои деньги. Заемщику надо доказать свою состоятельность. На сегодня выдана тысяча кредитов, и все они просчитаны в соответствии со стандартными требованиями. Сумма кредита - 150 тысяч минимальных зарплат. Максимальный срок возврата - 15 лет. Процентные ставки различны, их четыре вида: работники бюджетной сферы - 7%, жители села - 8%, горожане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, - 10%, остальные - 12%. Обеспечением кредитов является залог недвижимости, которую заемщик строит с помощью ипотеки.

- Почему нельзя заложить квартиру, в которой живешь?

- увы, нет никаких гарантий, что эта цепочка сработает, ведь в квартире могут проживать члены семьи заемщика, которые не согласятся из нее выехать. И мы втянемся в бесконечные судебные тяжбы, поскольку имеются разночтения в законах. Другое дело - рынок вторичного жилья. Мы кредитуем расширение, переселение из одного района города в другой, и вот здесь имеющаяся жилплощадь вполне может служить первоначальным взносом. Мы квартиру оцениваем, покупаем, предоставляем клиенту другую, опять же оформляем на нее закладную и предоставляем кредит на недостающую сумму. Человек улучшил жилищные условия, и ему остается только платить кредит и проценты по нему.

- А как быть с новым строительством, особенно на периферии?

- если мы начинаем строить на селе, прежде всего оценщики изучают перспективы развития населенного пункта, возможности тамошних строительных фирм, какую зарплату люди получают, есть ли долги, бюджет села и райцентра, стоимость самого дорогого дома и что это за дом. Если заключение отрицательное, о кредите не может быть и речи.

- Получается, в области немного людей, способных получить ипотечный кредит.

- И да, и нет. Ипотека нужна так называемому среднему классу. Он проходит по нашим требованиям выдачи кредита. Таких становится все больше (мы рассчитываем на 30 - 35% населения), а вот средств для кредитования явно недостаточно. Можно было бы активнее зарабатывать на вторичном рынке, но он не развит. В 2000 году мы начали с того, что к 50 млн рублей бюджетных денег привлекли еще 40 миллионов, выпустив закладные на эту сумму. В ближайшее время мы удвоим, а то и утроим прирост. Через 10 - 15 лет сможем не просто обходиться без бюджетных заимствований, но и вернуть вложенные в ипотеку деньги.

- Что вы делаете с несостоятельными плательщиками?

- мы предлагаем различные варианты: поменять больший дом на меньший, найдем квартиру на ту сумму, что уже внесена (преимущество залога). Ипотека не должна уничтожать своих клиентов, дабы не уничтожить самое себя.

Ипотека - это финансово-кредитный механизм с огромным количеством участников. Она сочетает и социальные, и экономические вопросы, позволяет привлекать огромное количество ресурсов: финансовых, производственных, трудовых. Один рубль, вложенный в ипотеку, привлекает рубль налогов, поскольку все становится прозрачно. Человеку, решившему с помощью ипотечного кредита построить жилье, невыгодно скрывать доходы. Деньги в строительство жилья - это инвестиции в стройиндустрию, новые рабочие места, зарплата и так далее.

Страна ищет общенациональную идею, которая бы объединила людей. На мой взгляд, ею может стать ипотека.

Наталья туровская, ксения балина, владимир терлецкий.

Интервью взяла татьяна юлаева.



Главная -> Законодательство

Социально - экономическое положение республики хакасия за январь- июнь 2000 года Страхование имущества граждан Строительная деятельность: особенности учета и налогообложения Строительные работы, выполняемые хозяйственным и подрядным способами для собственного потребления Строительство: документальное оформление и учет материалов топаз в конце тоннеля Учет расхода материалов при строительстве: выбор оптимального варианта Азбука бухучета У меня зазвонит телефон? татьяна владимирова Вники - 50 лет на ниве внешнеторговой теории и практики Война бутербродов Вопрос-ответ Вторая великая революция