Главная -> Законодательство (Комплекс неполноценности)

Достигли или не достигли... Дна?

впрочем, особенно похвастаться строителям нечем: объемы строительства значительно снизились. Ежегодно, начиная с1991 года, объемы строительства падали на 10-12%, а в 1997 году - на 20%. В результате объемы капитального строительства в 1998 году составили всего 35% от 1990 года. В1997 году жилья было построено в 2 раза меньше, чем в 1990-м. Объясняется сей прискорбный факт просто: традиционно 3/4 объемов строительства приходилось на долю промышленных предприятий. Сейчас же большая часть из них не только не строит, но и имеющееся жилье передает на баланс муниципалитета.

В 1998 году наметился некоторый перелом: в первой половине года вырос объем капиталовложений и подрядных работ. Однако после 17 августа бюджетное финансирование было снижено в два раза. В результате по объемам капитального строительства до 1997 года не дотянули чуть-чуть, на 2 %, а жилья построили даже чуть больше (на те же 2%). В 1998 году жилья ввели в области 574 тыс. Кв. М, в том числе 154 тыс. Кв. М индивидуальных домов (27% от общего объема). Весь прирост обеспечило индивидуальное жилищное строительство (ижс), в некоторых районах его объемы увеличились в 1,5 раза.

В нижнем новгороде было введено 211 тыс. Кв. М жилья, на 1 тыс. Кв. М меньше, чем в 1997 году.

Строительство жилья за счет бюджетных средств осуществлялось в рамках целевых программ. Наиболее известная - предоставление жилья военнослужащим. Нижегородская программа в последние годы не получала живых денег, за жилье область расплачивалась взаимозачетами. Так строилось жилье и для участников ликвидации чернобыльской аварии. С 1997 года для ликвидаторов было построено 100 квартир, в том числе 49 - в 1998 году. По федеральной программе государственные жилищные сертификаты в нижегородскую область было выдано 240 сертификатов, реализовано 147 из них.

В прошлом году было завершено строительство 6 домов жск, строительство которых было начато до 1992 года, еще 7 планируется ввести в текущем году, а все жск-долгострои должны быть сданы в 2000 году.

В нижнем новгороде реализуется программа ветхий фонд, в городце развивается ипотечное кредитование, на бору - жилищный и газификационный займы...

К сожалению, областную ипотечную программу в прошлом году пришлось отложить.

Прошедший год ознаменован и вводом новых производственных мощностей на газе, в дзержинске, на заволжском моторостроительном заводе.

Среди тенденций в строительстве последних лет отмечается увеличение доли строительства объектов социальной сферы по сравнению с производственной. В 1990 году на долю объектов соц-культбыта приходилось 25%, в 1998-м - 35%. К сожалению, это перераспределение связано не с ростом строительства социальных объектов, но с более резким снижением объемов производственного строительства по сравнению со строительством жилья. В строительстве жилья постоянно увеличивается доля индивидуального жилищного строительства.

По словам вице-губернатора батырева, строительный комплекс области перестал существовать как единое целое. Но даже эти прискорбные факты оптимизма представителей власти не поколебали. Господин батырев считает, что экономика нижегородской области двигается к устойчивому состоянию.

Туманность сей формулировки дает простор фантазии: то ли падать дальше некуда, то ли просто падать будем медленнее.

Планы без громадья не менее туманны и перспективы. В 1999 году предполагается увеличить объемы капитальных вложений на 8%. Если учесть удорожание строительства, то можно говорить только о сокращении, а не о росте.

Перед строительным комплексом области и администрацией поставлены следующие задачи. Увеличить объемы жилищного строительства. Жилищная проблема - и с точки зрения увеличения объемов строительства, и с точки зрения реальности получения жилья для конкретных граждан - признана важнейшей. Начать ипотечное кредитование. Развивать базу стройиндустрии, отдавая предпочтение не импортным, а отечественные материалам, лучше местным, но не менее качественным, чем импортные. Изменить структуру областной администрации, чтобы легче было управлять строительным комплексом, проще было объединить усилия 2000 строительных организаций, воссоздать структуру единого заказчика (читатель понимает, что всякие структурные изменения связаны с ростом числа чиновников, а строят не они).

Более конкретные планы гораздо скромнее. Строительная программа 1999 года по объемам меньше, чем предыдущая, но зато планируется больше построить жилья - 650 тыс. Кв. М (на 14% больше, чем в 1998 году), в том числе в нижнем новгороде 246 тыс. Кв. М. Предполагается, что 55% жилья будет построено за счет предприятий и организаций, 27% - на средства населения, 18% - на бюджетные средства.

В 1999 году намечено ввести 5 школ (строится 46), 3 детских дома, больницу на 354 койки, поликлинику на 176 посещений. Трагическая тенденция: детские сады у нас уже не строятся, зато строятся детские дома.

Предполагается увеличить производство большинства строительных материалов и продавать их за пределами области (пока же мы импортируем даже рабочую силу). Предприятия стройиндустрии области планируют более чем в два раза увеличить инвестиции в техперевооружение (с 35 млн рублей в 1998 году до 73млн в текущем), но чтобы представить реальные объемы переоснащения предприятий, нужно сделать поправку на инфляцию.

Скудные бюджетные средства на строительство для достижения максимального эффекта администрация намерена использовать более рационально, чем ранее. Это означает централизацию средств и программный подход. Приоритетные программы: строительство жилья, газификация, реконструкция болдинского комплекса. Вторая мера - привлечение дополнительных источников финансирования: местные бюджеты, средства предприятий, средства населения.

Так, 5 млн рублей, направленные на ипотечное кредитование, позволят привлечь в строительство жилья 30-35 млн руб. Хотя говорить о дополнительных источниках по крайней мере некорректно: кто что дополняет, если бюджетных средств только 18% от общих вложений в жилищное строительство... Третий принцип финансирования строительства в 1999 году - подвижность финансирования, оперативная корректировка приоритетов.

Деньги будут направляться в первую очередь тем, кто быстрее строит. Особые надежды администрация возлагает на договорные отношения со строительными предприятиями. Прямо на совещании были подписаны соглашения администрации с 11 строительными предприятиями области. Строители обязались увеличить объемы производства и прибыль (от 5 до 30%) и не снижать количество рабочих мест, а администрация - разместить на этих предприятиях областной заказ и не облагать налогом прибыль, полученную сверх запланированного. Говорят, из всех предприятий области, подписавших такие соглашения в прошлом году, строительные выполняли их наиболее последовательно. Но если разобраться, эти социалистические обязательства никого ни к чему не обязывают.

Лучше жить нелегалом самому главному - проблемам, которые мешают строителям, - было уделено минимум внимания. Отвлекать занятых людей, руководителей предприятий, чтобы на них посмотреть и себя показать - несерьезно. (Хотя, заметим в скобках, каждый из выступавших благодарил администрацию и лично владимира ивановича горина, заместителя губернатора по строительству, за то, что строителей хотя бы собрали вместе - впервые за долгие годы.) Вместе попытаться разрешить мешающие развитию проблемы - достойная задача. А проблемы были обозначены пунктирно: о них пытались говорить руководители предприятий, но им отводилось минимальное время для выступлений. Так же пунктирно обозначим их и мы.

В области растут объемы незавершенного строительства.

Качество строительства, особенно жилья, низкое. Многие объекты проектируются и строятся с нарушениями снипов. Гасн принимает дома с нарушениями.

Каждый третий объект строится без разрешения.

Много проблем в сфере налогообложения. Госдума приняла во втором чтении закон об освобождении от ндс жилищного строительства. Но многие субъекты федерации, не дожидаясь, этот закон приняли в своих регионах, наше законодательное собрание не спешит. А освобождение от ндс существенно снижает стоимость готового жилья. Не мешало бы снизить ставки налога на прибыль тем предприятиям, которые занимаются техперевооружением. Не решен вопрос с консервацией свободных площадей предприятий, что позволило бы снизить налог на имущество.

Получение земли под строительство и разных согласований - очень длительный (до полутора лет) и затратный процесс. Необходимо его упростить, сделать более прозрачным, но одновременно ужесточить сроки освоения площадок и спрос за их нарушение. Много выделенных участков не застраиваются, поэтому необходимо произвести их ревизию.

Проведение конкурсов на подрядные работы окутано туманом. Они должны быть открытыми, гласными, а их результаты - объясняемыми (и объяснимыми). Стройиндустрия области очень неравномерно предлагает стройматериалы. Например, кирпич производят многие, а качественного и доступного по цене утеплителя в области нет, не производят сантехнические детали, отделочные материалы.

Очень сложная и неоправданно дорогая процедура оформления и регистрации частного жилья. Лучше жить нелегалом, чем обращаться в государственные структуры и органы власти - такие слова из уст чиновника (а их произнес высокопоставленный чиновник) звучат зловеще и ... Беспомощно. Тем более что рост жилищного строительства обеспечивают области как раз частники, индивидуальные застройщики. Выходит, не благодаря власти, а вопреки...

Необходимо развивать различные формы кредитования граждан - это придаст устойчивость и строительным предприятиям.

Но никто - ни строители, ни чиновники - не объяснили, почему так резко возросла стоимость строительства. Основные материалы - отечественного, чаще даже местного производства, они не подорожали после кризиса, а некоторые даже подешевели, зарплата у рабочих практически не выросла, сдавать жилье разрешено даже без отделки (именно отделочные материалы чаще всего импортируются, они только и подорожали), а стоимость квадратного метра растет вслед за долларом. При таких темпах удорожания нечего и мечтать о темпах строительства.

Деньги - дом - деньги.

Может ли индивидуальное жилищное строительство стать массовым движением и даже двигателем экономического, социального прогресса? что и кто этому мешает? об этом статья нашего постоянного автора, председателя тиз покровское александра павленкова.

Какие условия нужны для оживления производства?

1. Чтобы производимый товар пользовался очень хорошим спросом.

2. Чтобы товар был доступен по цене максимальному числу граждан: был бы дешев или имелась возможность его покупки в рассрочку.

3. Чтобы его можно было производить полностью на отечественном оборудовании и из отечественного сырья. И очень желательно, чтобы из местного.

4. Чтобы для запуска этого производства не требовались значительные инвестиции и оно было достаточно прибыльным.

5. Чтобы качество товара не слишком отставало от стандартов покупателя, в том числе и от мировых образцов.

6. Чтобы были интерес и поддержка местной администрации, ибо без этого сегодня зачахнет любое производство. Даже горьковский автозавод требует поддержки не только на местном, но и на государственном уровне.

При этих условиях производить товар будет выгодно, производство будет расширяться, получая оборотные средства и прибыль от продажи товара, появятся рабочие места, заработная плата, нормальная экономика.

Рассмотрим, отвечает ли жилищное строительство, а точнее, индивидуальное жилищное строительство (ижс) этим требованиям.

1. Не ошибусь, сказав, что все россияне недовольны своими жилищными условиями. Более того, объективно жилищный вопрос за последние 7 лет сильно обострился: доступное по ценам жилье не строится.

Рыночная конъюнктура сегодня явно в пользу жилья.

Доказательства: спрос на жилье значительно превышает предложение, и после 17 августа на вторичном рынке цена жилья хотя и упала в долларах, в рублях существенно выросла. При этом резкого снижения объема квартирных сделок не произошло. Если сравнить ситуацию в автомобильной отрасли, то там предложение автомобилей значительно опережает спрос. Как следствие, рыночные цены автомашин ниже цен производителей, и в результате поставгустовского роста доллара почти в 4 раза цены на машины поднялись в рублевом исчислении всего на 30-40%.

На подходе сроки сноса или реконструкции хрущевских пятиэтажек. Это еще более поднимет спрос на жилье. И, наконец, если при коммунизме нижегородская область сдавала ежегодно около 1 млн кв. М жилья и его не хватало, то сейчас сдается менее трети от былого, да и то за счет индивидуального строительства в деревнях и районных центрах.

Вывод 1. Ходовой товар есть: это жилье, и в частности индивидуальный дом. 2. Когда мы убеждаем администрацию и людей в выгодности ижс, нас прежде всего пытаются урезонить аксиомой о дороговизне строительства дома. Конечно, дом - штука не дешевая. Но тут есть несколько аспектов.

Во-первых, абсолютная цена кв. М индивидуального дома оказывается меньшей, чем в многоэтажке. По информации специалистов фирмы нов-град, себестоимость (не цена!) строительства обычной квартиры в городе сегодня превышает 5750 рублей за кв. М, а индивидуального дома без претензий - 3450 рублей.

Еще более удивляют цены при строительстве дома не через уважаемую, как нов-град, фирму, а самостоятельно, хозяйственным способом. Из опыта пяти лет товарищества индивидуальных застройщиков (тиз) покровское следует, что очень хороший и большой кирпичный дом обходится хозяину всего (тут уже себестоимость эквивалентна цене) по 1600 рублей за кв. М. А дом, построенный по канадской технологии (облицовка кирпичом, эффективный утеплитель в деревянном каркасе), укладывается в 1000 руб./Кв. М и может быть построен за год!

но, конечно же, в таких домах используется отечественная столярка, отделка, сантехника, кровля и т. П. И собственный труд или труд коллег по строительству - то, что на руси называлось строить миром, и то, что до сих пор практикуется в деревнях.

Во-вторых, дом не покупают в магазине. На него или копят деньги, или строят в рассрочку. Следовательно, большая по абсолютному значению цена дома делится на несколько лет, что снижает разовые затраты (по сравнению с покупкой того же автомобиля) до приемлемого для конкретной семьи уровня.

Пусть вы хотите построить дом в 200 кв. М за 10 лет (имеется в виду рассрочка): 200х2000=400 тысяч рублей - полная стоимость дома. Плюс 20% за инженерные коммуникации на вашем участке. Итого 480 тысяч рублей, или 48 тысяч рублей в год, или 2 тысячи рублей в месяц. Как видите, сумма не убийственная. А если у вас есть возможность продать имеющиеся жилье, гараж и сад, то более половины затрат вы окупите сразу.

Вывод 2. Индивидуальный дом вполне доступен по цене большому числу граждан. Но, естественно, не всем. Так же, как и автомобиль.

3. Для строительства дома абсолютно не нужны импортные материалы. Конечно, если хочешь и можешь - покупай импорт. Будет красиво. Но дорого. Более того, практически все для дома производится в нижегородской области: лес, кирпич, бетон, утеплители, гипсоволокнистая плита, кровельные материалы, железо, столярка, линолеум, стекло, трубы. Не делаем мы, пожалуй, только цемент да электрические провода. Более того, сегодня строительные мощности простаивают и не реконструируются не только из-за отсутствия денег, но и из-за отсутствия рынка, спроса. И если появится спрос, то дефицит материалов все равно проявится нескоро.

Вывод 3. 90% материалов для строительства дома производится в нижегородской области.

4. Осенью прошлого года под руководством вице-губернатора в. Н. Горина проводилось совещание руководителей строительной отрасли области на тему оживления производства стройматериалов и освоения нового ассортимента. Выступали многие директора предприятий. И никто из них не требовал инвестиций. Смысл выступлений сводился в основном к тому, что администрация должна формировать рынок сбыта стройматериалов: будет сбыт - развернется и производство, и строительство. И нужно корректировать нормативную базу строительства, ограничивающую сегодня применение новых технологий.

Конечно же, инвестиции в строительную индустрию очень даже нужны, тогда можно достигнуть мирового качества. Но на первых порах вполне можно обойтись уже имеющимися материалами. К тому же не все кисли 7 лет и ждали дотаций. Появились в области новые материалы и технологии (хорошо известные примеры: бессер-блоки, гвп - плиты из дзержинска, чкаловская металлочерепица, борский цветной силикатный кирпич и др.).

ВЫвод 4. Для развертывания ижс инвестиции практически не нужны.

5. Вопрос качества всегда идет рука об руку с квартирным вопросом. Как его решают сегодняшние профессиональные строители? очень просто. Они гарантируют качество коробки дома, а все внутри делает сам новосел. Если раньше мы обдирали обои и выкидывали плиты и сантехнику, то сегодня нас от этого освободили: в новых квартирах (по 5750 руб./Кв. М) нет ничего, кроме стен, окон и дверей. И начинается евроремонт или росремонт. По деньгам.

В ижс вопрос качества полностью зависит от застройщика, им обеспечивается и им же контролируется. Так что автоматически человек получает максимальное качество за свои деньги. Коробка строится под надзором специалистов тизов, а отделка во власти застройщика.

А качество материалов на рынке определяется сегодня не дефицитом, а ценой. В результате появляются очень приличные дома. Без закидонов, но вполне достойные. Смотрите передачу тв строй! вывод 5. Вопрос качества в ижс решается просто: по сеньке шапка.

6. Ижс не сработает, если нет поддержки администрации. Дело в том, что в ижс есть камень преткновения, называемый внешняя инженерная инфраструктура. Вы построили дом, обустроили свой участок, свой поселок. А если к поселку нет дороги, электрической линии, водопровода? в нижегородской области политика администрации за многие годы привела именно к этой ситуации: землю для строительства продавали в чистом поле, обещая построить внешнюю инфраструктуру. И хана. А граждане не могут строить дорогу за поселком по многим причинам. И не будут этого делать. В результате в области большое количество уже построенных домов стоят незаселенными - нет дорог и света!

на уже упомянутом совещании приводились данные, что ижс успешно идет там, где есть хотя бы минимальная поддержка местной администрации (арзамас и бор). В остальных местах застой. И самый разительный пример такого застоя - н. Новгород, где в 1992 году были проданы под ижс 3500 участков земли и все эти 3500 семей оказались нагло обманутыми гг. Немцовым, скляровым и лебедевым. Как в известном рассказе о'генри, нам продали участки на дне озера. Мало того, ежегодно берут с нас налоги за землю, на которой нельзя строить.

Вывод 6. Поддержка ижс в нижнем новгороде отсутствует.

Причины:

* неверие администрации в эффективность ижс, отношение к ижс не как к выгодному экономическому проекту, а как к ненужному излишеству; * выгодность для чиновников сохранения существующей системы.

Замечу, что не везде в россии так. Например, белгород и башкирия, вкладывая незначительные средства, получают до 1000 индивидуальных домов ежегодно. Раздел ведет ирина бондаренко.

Главная -> Законодательство

Социально-экономическое положение республики карелия в январе-марте 2001 года Социально-экономическое развитие чувашии за 9 месяцев 2000 года Социально - экономическое положение республики хакасия за январь- июнь 2000 года Специальный выпуск, посвященный налоговому кодексу Страхование имущества Строительные, проектные и жилищно-коммунальные организации: расчеты по оплате труда Августовский путч: правда и вымыслы Тайна усадьбы брюса три богатыря: товары для дома Учет сырья и материалов Уважаемый конкурент Варнавинский район Вники - 50 лет на ниве внешнеторговой теории и практики