Главная -> Законодательство (Инвестиционное сотрудничество монголии с зарубежными странами)

В 90-е годы экономическое развитие монголии обеспечивается в основном за счет помощи стран-доноров и международных организаций (в 1991 г. Монголия вступила в члены международного валютного фонда, всемирного банка, азиатского банка развития).

На начало 1997 г. Сумма согласованных кредитов и безвозмездной помощи составила 1486,6 млн. Долл., В том числе льготных кредитов - 906,6 млн. Долл. (61%), безвозмездной помощи - 580 млн. Долл. (39%). Из них использовано 973,2 млн. Долл. (65% согласованной суммы), в том числе кредитов - 504 млн. Долл. (51,8%), безвозмездной помощи - 469,2 млн. Долл. (48,2%).

Иностранная помощь монголии. Доноры всего обещано использовано

1991 г.1992 г.1993 г.1994 г.1995г. 1996 г. Итого

(млн. Долл.)

Всего 1486,6 75,9156,3 192,9 177,6 190,2180,3973,2

льготные кредиты906,7 50,092,583,387,279,1 111,9504,0

всемирный банк132,5 -26,63,4 17,715,7 11,0 74,4

азиатский банк развития 310,8 10,024,35,2 21,629,6 55,3 146,0

международный валютный фонд88,616,13,4 26,022,0- - 67,7

япония 220,0 23,912,422,02,4 22,2 29,6 112,5

германия 40,0-8,8 5,6 6,6 2,4 6,1 29,5

китай 23,1--2,2 -3,6 5,1 10,9

россия 38,8-9,5 16,011,22,1 - 38,8

финляндия 8,9 -7,3 1,6 -- - 8,9

респ. Корея 12,2---1,8 3,4 - 5,2

индия 2,9 -0,1 1,1 1,7 - - 2,9

прочие страны27,8-0,1 -2,2 0,1 4,8 7,2

безвозмездная помощь 580,0 25,963,8109,6 90,4111,168,4 469,2

япония 235,8 15,031,335,242,240,8 45,5 210,0

сша 93,77,1 20,835,411,74,0 1,0 80,0

германия 58,2-1,3 11,19,0 18,8 1,9 42,1

китай 0,6 --0,3 0,2 - - 0,5

дания 35,5-0,5 6,6 3,4 9,2 0,4 20,1

чехия 0,1 ----- 0,4 0,4

франция3,7 -0,1 1,8 1,8 - - 3,7

респ. Корея 6,0 -2,9 0,6 0,9 1,4 0,2 6,0

великобритания 5,7 -1,2 2,2 0,9 1,6 0,2 6,1

италия 5,4 -1,5 2,4 1,6 - - 5,5

нидерланды21,01,4 1,5 -4,3 5,1 1,1 13,4

европейский союз21,3-0,6 3,2 -5,6 6,3 15,7

организации оон 13,7--1,1 0,8 2,9 4,1 8,9

прочие 79,32,4 2,1 9,7 13,621,7 7,3 56,8

п р и м е ч а н и е. Некоторые несовпадения итогов - за счет округления.

Ведущее место в предоставлении монголии кредитов занимают азбр, япония, мвф; безвозмездной помощи - япония, сша, германия. Россия с конца 80-х - начала 90-х годов резко сократила льготное кредитование монголии (в 70 - 80-е годы советские кредиты и помощь превышали 90% общей суммы, выделяемой этой стране зарубежными государствами, и обеспечивали до 75% капиталовложений в ее экономику). В 1991 - 1996 гг. Российские кредиты составили лишь 4,3% всей кредитной помощи монголии.

Зарубежные доноры предоставляют этой стране кредиты на льготных условиях: как правило, на срок 10 - 15 лет из расчета 1,0 - 1,5% годовых с погашением через 5 - 7 лет с даты их использования. Объем прямых иностранных инвестиций не превышает 25% общей суммы кредитов и безвозмездной помощи.

На конец апреля 1997 г. Использовано около 70% средств, предоставленных монголии странами и организациями-донорами.

Меняется структура отраслевого использования зарубежных средств. Если на начальном этапе перехода монголии к рыночной модели экономики они направлялись в основном в сферу торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то в последнее время активизируется и расширяется деятельность иностранных инвесторов в таких отраслях, как разработка месторождений полезных ископаемых (в том числе золота, серебра), строительная индустрия, электро- и теплоэнергетика, угольная, текстильная промышленность, переработка сельскохозяйственного сырья, бизнес-консалтинг, сфера образования и др. 30% всей суммы помощи направлено на развитие инфраструктуры, 10,8% - в социальную сферу, 7,9% - в сельское хозяйство, 7,8% - в промышленность, 6,2% - на развитие здравоохранения. В счет иностранной помощи реализовано 117 проектов, в том числе в развитии инфраструктуры - 53 (162,5 млн. Долл.); Осуществляются еще 30 проектов (547,7 млн. Долл.).

В i Полугодии прошлого года в монголии зарегистрировано 114 предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Общее число предприятий с участием иностранного капитала составило 618 (без учета сп эрдэнэт, монголросцветмет и ао убжд) с уставным капиталом 154,1 млн. Долл. География фирм-инвесторов достаточно широка. В создании на территории монголии иностранных и совместных предприятий участвуют инвесторы из 48 стран. По количеству сп лидируют инвесторы из китая - 175 предприятий, далее следуют рф (137), япония (46), республика корея (42), сша (26), сингапур (18).

Из 137 предприятий с участием российского капитала 24 действуют в области строительства и производства строительных материалов, 18 - в разработке полезных ископаемых, 16 - в транспорте, 13 - в пищевой промышленности, 8 - в энергетике, 8 - в торговле и общественном питании. Общие капиталовложения российских инвесторов оцениваются в 22,1 млн. Долл. (Без учета горно-обогатительного комбината эрдэнэт, сп мрцм, убжд).

Крупнейшими в монголии предприятиями с российским участием являются совместный горно-обогатительный комбинат эрдэнэт по выпуску медного и молибденового концентратов, совместное хозяйственное объединение монголросцветмет (мрцм), производящее плавиковошпатовый концентрат, а также ведущее разработку ряда золотоносных месторождений. Эти совместные предприятия созданы в соответствии с межправительственными соглашениями 1973 г. Указанные крупные объекты горнодобывающей промышленности работают стабильно, с превышением проектных мощностей, обеспечены достаточной сырьевой базой.

Мощность гок эрдэнэт по добыче и переработке руды увеличена с 16 млн. До 21 млн. Т в год. В 1997 г. Комбинат переработал 21,9 млн. Т руды и произвел 454,2 тыс. Т медного и 4,1 тыс. Т молибденового концентратов. Объединение мрцм в прошлом году добыло 567 тыс. Т плавикового шпата, выпустило 135 тыс. Т плавиковошпатового концентрата, добыча золота составила 2,3 т. .

СТарейшим советско-монгольским (ныне - российско-монгольским) сп является акционерное общество улан-баторская железная дорога (убжд), основанное в 1949 г. Эта трансмонгольская магистраль протяженностью свыше 1 тыс. Км соединяет г. Наушки (рф) с улан-батором и дзамын-удэ на монголо-китайской границе. На ее долю приходится 87% всего грузооборота страны, подавляющая часть экспортных и импортных грузопотоков, в том числе транзитных.

В монголии успешно работают строительные организации со 100%-ным российским капиталом: оао фирма зарубежэкспорт, коо монголэкспортстрой, компания бурводстрой, совместные строительные организации инкон (г. Улан-батор), компании эрдэнэтстрой (г. Эрдэнэт). В 1997 г. Выполненный ими объем строительно-монтажных и ремонтных работ составил 25,3 млн. Долл. Ряд осуществляемых ими проектов финансируется за счет кредитов и помощи третьих стран и международных финансовых организаций.

Решение вопросов нормализации положения в народном хозяйстве, ускорения экономического развития монгольское руководство в немалой степени связывает с привлечением иностранных инвестиций. Правительство монголии учредило департамент иностранных инвестиций, в функции которого входит осуществление мер по стимулированию притока в экономику страны зарубежного капитала.

Основным законодательным актом в сфере инвестиций является закон монголии об иностранных капиталовложениях, принятый в мае 1993 г. И вступивший в силу с 1 июля 1993 г. Целью закона является поощрение вложений иностранных капиталов в монголию, защита прав и имуществ инвесторов, а также урегулирование отношений, связанных с деятельностью хозяйственной единицы с иностранным капиталом. Хозяйственная единица, не менее 20% уставного фонда которой состоит из капитала иностранного инвестора, считается хозяйственной единицей с иностранным капиталом, и на нее распространяется действие указанного закона. В соответствии с последним иностранный капитал может быть вложен в любую сферу производства и услуг. Иностранный инвестор может осуществить капиталовложения в любой форме. Технологическое оборудование, вносимое в уставный фонд, не подлежит обложению таможенной пошлиной и торговым налогом. Сырье, материалы, запасные части к технологическому оборудованию, ввозимые в страну в производственных целях хозяйственной единицей с иностранным капиталом, во всех отраслях, кроме торговли и общественного питания, не облагаются в течение 5 лет пошлиной.

Кроме этого хозяйственным единицам с иностранным капиталом в зависимости от вида деятельности предоставляются льготы при обложении подоходным налогом. Так, те из них, которые действуют в области электро- и теплоснабжения, транспорта, инженерных коммуникаций, телекоммуникаций, полностью освобождаются от налога в течение первых 10 лет и получают 50%-ную скидку на последующие 5 лет; действующие в области добычи и переработки минерального сырья (за исключением благородных металлов), нефти, твердого топлива, а также в металлургии, тяжелой промышленности и электронике полностью освобождаются от налога в течение первых 5 лет и получают 50%-ную скидку на последующие 5 лет. В случае, если хозяйственная единица, работающая в других отраслях, экспортирует более 50% своей продукции, то она полностью освобождается от подоходного налога на три года и ей предоставляется 50%-ная скидка с налога на последующие три года. В целях поощрения реинвестиций предусмотрено уменьшение налоговой базы на сумму реинвестированного капитала.

Хозяйственной единице с иностранным капиталом земля для использования предоставляется только в аренду на договорной основе. При этом первоначально срок договора не должен превышать 60 лет, он может быть продлен только один раз на 40 лет на условиях первого договора.

Хозяйственная единица с иностранным капиталом проводит свою деятельность, связанную с финансами, кредитами и валютными операциями, в соответствии с законодательством монголии. В случае ее ликвидации иностранный инвестор может беспрепятственно перевести прибыль и доходы, полученные от реализации имущества, за рубеж.

С 1 июня 1997 г. Вступил в действие новый либерализованный закон монголии о полезных ископаемых, обеспечивающий широкие возможности для привлечения иностранного капитала в экономику монголии. Целью настоящего закона является регулирование отношений, связанных с ведением разведки и разработкой всех видов полезных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и водных ресурсов. При этом установлен лицензионный порядок проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых. Лицензией на проведение поиска и разведки имеют право владеть как физические, так и юридические лица, а на разработку полезных ископаемых - только юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством монголии. В данном законе четко определены документы, необходимые для получения лицензии, условия ее продления и случаи, когда лицензия может быть аннулирована или действие ее может быть приостановлено.

Лицензия на разведку выдается сроком на три года с правом двухразового продления на два года, а лицензия на добычу выдается сроком до 60 лет с правом одноразового продления на 40 лет. Владелец лицензии обязан ежегодно вносить лицензионную плату за каждый гектар отведенного участка.

В качестве гарантии сохранения стабильных условий для осуществления производственной деятельности на длительный срок закон предусматривает возможность заключения соответствующего договора владельцем лицензии с правительством монголии при условии, если вложения капитала непосредственно на территории страны за первые пять лет осуществления проекта составляют не менее 2 млн. Долл. В зависимости от объема капитальных вложений договор о стабильности может быть заключен на срок 10 или 15 лет.

Образец договора о стабильности содержит положения об обеспечении неизменных условий налогообложения на протяжении определенного периода, права на экспорт добываемой продукции, права распоряжаться полученным доходом в скв, а также положения о целях, размерах и сроках осуществления капиталовложений.

Правительство монголии поощряет иностранные инвестиции по следующим направлениям: производство продукции на экспорт, импортозамещающие производства, наукоемкие производства, выпуск изделий с высокой степенью переработки, развитие инфраструктуры, в том числе энергетики, транспорта, связи, развитие международного туризма. В отраслевом разрезе приоритетными определены разведка и добыча нефти, угля, золота, редкоземельных металлов и других полезных ископаемых, производство мяса и мясопродуктов, переработка кишечного сырья, выпуск высококачественных изделий из кожи, козьего пуха и верблюжьей шерсти, строительство отелей, развитие сети коммуникаций, электроэнергетика и др.

Реализация мер по дальнейшему смягчению режима для иностранных инвестиций создаст более благоприятные условия для привлечения их в экономику страны. В период 1997 - 2002 гг. Ожидается приток в монгольскую экономику иностранной помощи в сумме 556 млн. Долл.

Что касается инвестиционного сотрудничества россии с монголией, то в рамках российско-монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству определены приоритетные отрасли двустороннего сотрудничества: горнорудная промышленность, разведка, добыча, переработка нефти, геологоразведка, строительная индустрия, производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и медицина. Однако, в отличие от советского периода, эти отрасли становятся объектами сотрудничества монголии с другими странами и международными организациями; рф сталкивается с их конкуренцией за присутствие на инвестиционном рынке монголии. Среди основных направлений сотрудничества стороны определили прежде всего участие российских организаций в реконструкции и модернизации ранее построенных объектов и выполнении новых проектов с учетом экономических интересов как россии, так и монголии.

Главная -> Законодательство

Ситуация в aдыгее: взгляд из москвы в соответствии с поручением- строительные материалы Социально-экономическое положение республики карелия в январе-сентябре 2001 года Социально-экономическое положение республики карелия в 2001 году (ч Социально-экономическое положение республики карелия в 2000 году Социально - экономическое положение хабаровского края за январь - июнь 2000- строительные материалы Анатомия аферы, которая обошлась россии кражей 450 млн спецслужбы любят раздувать щеки Страхование имущества (продолжение Строительные, проектные и жилищно-коммунальные организации: расчеты по оплате труда Строительство: документальное оформление и учет материалов Точка зрения Учет ндс при осуществлении строительной деятельности Уникальные издания теперь доступны каждому! дорогие читатели! фирма рик-эврика предлагает- строительные материалы