Главная -> Законодательство (Если случилась беда)

Недостроенное метро грозит бедой.

Николай богатов, начальник нижегородского управления федерального горного и промышленного надзора россии:

- поскольку горгостехнадзор является специализированным органом по промышленной безопасности, мы контролируем обстановку на всех опасных производствах в регионе.

Можно утверждать, что серьезные аварии у нас в области случаются нечасто. Однако нельзя терять бдительности. В этом году крупная авария произошла на корунде: на производстве карбида кальция при аварии в печи произошел выброс газа с последующим воспламенением, в результате чего были травмированы трое рабочих, один из которых впоследствии погиб. Последствия большинства аварий не выходят за территорию предприятий. Но в первом квартале этого года произошел пожар на заводе синтез, в результате которого произошел выброс в атмосферу вредных веществ. Трижды происходили разрывы на газопроводах уренгой - помары - ужгород и уренгой - помары - центр с последующим воспламенением газа. В результате в месте аварии земля спеклась в стеклоподобную массу диаметром 1,5 километра.

Особую опасность в случае аварии представляют химические заводы, расположенные в нижнем новгороде и дзержинске, на которых возможны утечки ядовитых и пожаровзрывоопасных веществ. Это могут быть хлор, фосген, синильная кислота, аммиак, углеводороды и т. Д. Опасность эта грозит не только самому производству, но и окружающим объектам, а также жилым кварталам.

Кроме того, в нижнем новгороде нашу озабоченность вызывают аммиачные холодильные установки, расположенные практически в жилых кварталах. Мы только недавно взяли их под свой надзор и обнаружили, что не все требования безопасности выполняются на них на должном уровне. Хочу уточнить, что речь идет о промышленных холодильных установках: холодильники, применяемые обычно в торговой сети, используют не такой опасный хладогент, как аммиак, и поэтому представляют меньшую опасность.

Потенциальную опасность представляют водозаборы (хлораторы). Кроме того, опасны некоторые грузы, провозимые по железной дороге.

Составы с опасными веществами не только проходят через города (нижний новгород и дзержинск), но и простаивают длительное время в районе станций сортировочная, игумново, дзержинск.

Другого рода опасности связаны с объектами большой энергетики. В случае разрыва котлов высокого давления и паропроводов образуется большая зона поражения. Кроме того, такая авария может повлечь прекращение тепло- и водоснабжения жилых кварталов. А это, особенно в условиях зимы, может повлечь самые серьезные последствия.

Большую угрозу несут незаконченные выработки метрополитена: отсутствие надзора и происходящие подвижки земли могут привести к авариям на подземных и надземных сооружениях. Могут провалиться целые жилые дома.

Однако в отличие от всех вышеперечисленных производств незаконченные выработки метрополитена не приняты на баланс и поэтому не застрахованы. Пока строительство не закончено, ответственность за них несет горметрострой, и он должен страховать эти риски, как строительная организация. Теперь наша задача - добиться от него этого.

В течение двух лет ничего катастрофического произойти не должно.

Сергей абышев, первый вице-мэр нижнего новгорода:

- у города есть полуторагодовой запас по времени. На самом деле это инженерный вопрос, который требует отдельной дискуссии. На сегодняшний день по всем системам обеспечения города мы имеем запас на полтора-два года. Конечно, сложно отвечать за железо или строительные материалы, потому что не знаешь, как они себя поведут - я имею в виду усталость материалов.

Безусловно, профилактическую работу по снижению риска аварий на предприятиях проводить надо. У нас есть свои планы. Например, у города есть программа по инженерной защите, которая позволит нам наращивать этот ресурс. То есть теоретически, даже если ничего не делать, мы имеем запас - в течение двух лет ничего катастрофического произойти не должно. Я не беру текущее, например дымовые трубы, - я говорю о серьезных коммуникациях, серьезных коллекторах. По нашим оценкам, в течение двух лет серьезных аварий быть не должно. Пока оснований для беспокойства нет. Мы начали сейчас вкладывать много денег в исследования, в испытания, проверку, поэтому что-то, какие-то элементы опасности мы должны выявить.

Если на каком-нибудь заводе случилась авария, это предприятие должно выделить определенное количество денег.

Геннадий солдатов, заместитель начальника главного управления по делам го и чс нижегородской области:

- конечно же, намного легче и дешевле предотвращать аварии.

Поэтому сейчас в нижегородской области действуют ряд программ для прогнозирования ситуации. По моему мнению, в первую очередь необходимо сосредоточить внимание на создании информационной базы данных, с помощью которой можно будет отслеживать состояние всех опасных объектов.

Тем не менее в нижнем новгороде, как и в области, существует так называемый план действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время. Подобные планы существуют как в целом по россии, так и в каждом из ее субъектов и в отдельных службах. Например, есть свой план у автобазы, где расписана последовательность подачи необходимых машин на место аварии.

В этом году зима будет на 1-1,5 градуса холоднее, чем в предыдущем. Если не принять предупреждающих мер, могут пострадать отопительные системы. Естественно, и затраты на топливо будут выше. Средства на это будут выделяться из специально созданного резервного фонда, а фонд, в свою очередь, сформирован из средств бюджетов, городского и областного. Кроме того, если на каком-нибудь заводе случилась авария, это предприятие должно выделить определенное количество денег.

В течение этого года из резервного фонда уже было выплачено 9,5 миллиона рублей для помощи людям, пострадавшим от ураганов и засухи.

Для предотвращения последствий аварий на предприятиях нижнего наша служба в течение пяти лет проверяет все потенциально опасные объекты, в первую очередь гидротехнические сооружения и предприятия, где используются аварийно-химические опасные вещества.

К таким предприятиям относятся молокозаводы, механические заводы, а также водозаборы. В проверке объектов участвуют не только главное управление по делам го и чс, но и госгортехнадзор и служба санэпиднадзора.

Не дело бюджета дыры латать.

Алексей лихачев, советник губернатора по вопросам страхования и инвестиций, управляющий страховой компанией аваль:

- все прекрасно знают, что, за редчайшими исключениями, которые можно по пальцам пересчитать (в нашей области это в первую очередь этна, газ, борский стекольный завод), на большинстве предприятий в реконструкцию основных фондов и поддержание их в технически исправном состоянии денег в последние десять лет практически не вкладывается. Происходит обветшание основных фондов. Поэтому вместе с моральным устареванием растет вероятность наступления большой аварии - не от террористического акта, а от изношенности оборудования.

Поэтому экологическое страхование необходимо не просто как механизм дополнительного привлечения средств в фонд экологического страхования (он собирает деньги, которые тратит на превентивные мероприятия, уменьшающие вероятность страхового события). Фонд экологического страхования - это еще и копилка. Потому что, не дай бог, что случится, деньги все равно придется откуда-то вытаскивать, чтобы дыры латать, чтобы людям помогать.

Сегодня страхуются в основном крупные предприятия - не потому, что они этого хотят, а потому что палка есть - закон о промышленной безопасности, закон нижегородской области об экологическом страховании. А на мелкие и средние предприятия такой палки нет.

Холодильные установки есть не только на крупных предприятиях (как, например, хладокомбинат нижегородрыба), но и в небольших коммерческих структурах - тех, что занимаются оптовыми поставками, даже розничными продажами. Тем не менее, пока их госгортехнадзор не заставит страховаться, они этого делать не будут. Нельзя сказать, что это правильно, хотя, учитывая минимум оборотных средств, которые у них есть, это, наверное, объяснимо. Поскольку мы привыкли: что бы ни случилось - упал ли трамвай, рухнула ли крыша (ураганы у нас бывали - и крыши срывают, и людей калечат), - у людей в случае таких неприятностей только одна мысль: мы пойдем в районную, городскую, областную администрацию просить, чтобы нам помогли (из бюджета!). Вся надежда, что наш дырявый бюджет поможет и выделит деньги для пострадавших. Это неправильно. Не дело бюджета дыры латать. В течение последних двух столетий в мире сложились цивилизованные механизмы, в первую очередь страховые. Необходимо, чтобы у нас эти механизмы начали работать в полную силу.

Природе приходится постепенно затягивать образовавшуюся рану.

Асхат каюмов, исполнительный директор нооу экологический центр дронт:

- сегодня любой выброс оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Бензовоз перевернулся - бензин отравил землю на месте аварии. Работающий под окнами автомобиль тоже генератор маленькой экологической катастрофы. А если автомобилей много... Если же говорить об опасности серьезных аварий, то хороший взрыв на одном из дзержинских заводов может привести к большим человеческим жертвам. Если рухнет плотина, то почти ничего не останется от заволжья.

Существует и много более мелких источников опасности. Каждая станция водоподготовки имеет некоторый запас хлора. Любая авария, которая может привести к его утечке, представляет собой угрозу для жителей в радиусе 0,5-1 километра от места аварии.

Говорить о полной ликвидации последствий аварий не приходится. После аварии на нефтепроводе убрали разлившуюся нефть вместе с пропитанным нефтью слоем почвы. Никто не привозил новый верхний слой почвы, никто не сеял траву, не вносил в почву червей. Природе придется самой постепенно затягивать образовавшуюся рану, хотя по уму надо было бы постараться ликвидировать все последствия аварии.

Экологическое страхование, которое у нас в области начиналось в порядке эксперимента, в принципе позволяет решить эту проблему. Эта система заставляет предприятия шевелиться: сумма взносов зависит от опасности производства, что создает стимул, но кроме того, появляются деньги на превентивные мероприятия. Единственное слабое место - экспериментальный характер экологического страхования.

Чтобы система работала, как задумано, необходимы обязательный для всех закон и политическая воля, чтобы добиваться его выполнения.

Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов... Не вполне решает эти задачи. Закон принят, но нет инфраструктуры, которая бы реализовывала этот закон. Когда создавалась концепция экологического страхования, предполагалось, что функции страховых комиссаров возложат на инспекторов госкомэкологии. Структуры этого комитета есть во всех районах области. Госгортехнадзор не обладает таким аппаратом, поэтому действенность его контроля уменьшается с удалением от областного центра.

Перечень объектов, которые подлежат обязательному страхованию в соответствии с этим законом, неполон. Согласно закону, например, признано опасным и подлежащим страхованию производство лакокрасочной продукции, а склады оптовых торговых организаций, торгующих этим товаром, законом не рассматриваются.

Кроме того, закон не рассматривает вопрос об утилизации отходов опасных производств. Свалка не производство, поэтому не попадает в сферу действия этого закона. Но если мусор на свалке возгорается, если горит пластик и в воздух летят диоксины, свалка превращается в очень опасный объект.

Ресурсы фонда непредвиденных расходов нельзя пустить в оборот.

Александр косариков, представитель президента в нижегородской области:

- нежелание предприятий вкладывать деньги в охрану окружающей среды вызывало озабоченность у людей, занимающихся экологическими проблемами. Однако сами производственники всегда рассматривали такие расходы как лишнюю обузу. Мне всегда хотелось, чтобы экологические проблемы не были для экономики чуждым довеском, чтобы решение экологических проблем стало мотором развития экономики.

Одним из направлений реализации этого принципа стали разработка и внедрение экологического страхования. В нижегородской области обязательное экологическое страхование появилось в порядке эксперимента в соответствии с заключенным 8 июня 1996 года соглашением между правительством рф и администрацией области. В 1997 году появился областной закон, и в этом же году вступил в силу федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Эти законы охватывают производства и сооружения, представляющие опасность. Сейчас мы начинаем работу с хладокомбинатами, готовим материалы для страхования гидротехнических сооружений. В перспективе - страхование лесных массивов.

Необходимость расширения сферы страховой защиты диктуется постоянно возрастающими суммами ущерба, наносимого авариями. По оценке го чс, затраты на ликвидацию аварий возросли за последний год в 1,5 раза. И это при том, что у нас нет крупных аварий. Сегодня существует фонд непредвиденных расходов. Как правило, он перерасходуется.

Кроме того, ресурсы фонда непредвиденных расходов нельзя пустить в оборот, в то время как резервы страховых компаний должны приносить доход, то есть со временем происходит прирост этих сумм.

По мере накопления страховых резервов, увеличения активов страховых компаний (правда, для этого должны пройти годы) эти активы начнут играть все более серьезную роль в инвестициях в экономику.

Небольшие риски надо страховать в местных компаниях.

Вадим воробьев, президент норси-ойл:

- системы страхования опасных производств на самом деле пока нет, если быть до конца объективными. Система еще только создается. То что она создается и, самое главное, подкрепляется соответствующими нормативными и законодательными актами - это абсолютно правильная ситуация. Когда все предприятия были государственными, они в случае аварии были вправе рассчитывать на помощь государства. Сейчас предприятия - это акционерные общества с государственным, смешанным или частным капиталом. Они даже в самых экстремальных ситуациях должны рассчитывать только на себя. Поэтому, хочешь ты этого или не хочешь, ты должен страховаться. Есть некая мировая практика. Мы пытаемся эту мировую практику перенять. Брать надо лучшее. Учиться на их ошибках. Я неспециалист в этом вопросе. Не могу сказать до конца, насколько мы сумели взять лучшее из мировой практики. Но то что создается сама система - это плюс.

Я считаю, что те страховые компании, которые выжили, выжили только потому, что умели правильно перераспределять свои риски. И то что доля перестрахования, в том числе и в западных компаниях, существенно увеличилась, - это свидетельство того, что страховые компании ведут правильную политику.

Если взять нашу структуру - что мы должны страховать? основные производства: нефтепереработку и нефтехимию. Это крупные рисковые суммы. Я считаю, что страховые взносы надо отдавать российским страховым компаниям, нормативы которых, балансы которых соответствуют этим рискам, с обязательным условием перестрахования в тех компаниях, в том числе и западных, которые могут выплатить соответствующее возмещение.

Чтобы наши страховые компании развивались, им надо дать импульс для этого развития. За счет чего? есть, например, автозаправочные станции. Они по нынешнему законодательству обязаны быть застрахованы, потому что в том или ином случае могут нанести экологический или какой-то иной ущерб в результате аварии. Этот риск небольшой - на уровне десятков, максимум одной-двух сотен тысяч рублей. Эти риски дифференцированно надо отдавать региональным компаниям. Но как выбирать эти компании?

я считаю, что в определенной степени задачу по отбору страховых компаний, которые могут и должны участвовать в таких сделках, по составлению их рейтинга должно участвовать и государство. Как это будет происходить: на условиях конкурса или путем составления рейтинга на основе анализа балансов - это другое дело. Кто этим должен заниматься? ну, на мой взгляд, это тоже должна быть некая комиссия, в работе которой будут участвовать все заинтересованные стороны: областная администрация; представители тех предприятий, у которых наиболее опасные производства; представители страховых компаний и представители банков и финансовых кругов, которые способны дать экспертизу тому или иному риску или дать оценку балансовой ситуации той или иной страховой компании. На основе этого анализа комиссия будет определять те страховые компании (две, три, пять - я не знаю, сколько их на нашу область нужно), которые получат аккредитацию и после этого будут работать с предприятиями.

Утром после черного дня.

Многие откладывают деньги на черный день. Другие, напротив, считают, что того, что они могут отложить, в любом случае не хватит, и надеются, что с ними ничего не случится, в крайнем случае добрые люди помогут. Цивилизация придумала еще один выход - страхование от различных рисков. Несчастья не случаются каждый день и со всеми одновременно. Когда многие откладывают понемногу, набираются суммы, которых хватает, чтобы возместить значительный ущерб в чрезвычайных обстоятельствах.

Конечно, каждый вправе сам решать, страховать ли свою квартиру или дачу от пожара или надеяться, что пронесет. Власти такой свободы выбора лишены. В случае крупной аварии, последствия которой затронут множество людей, они должны четко понимать, что необходимо сделать и откуда взять на это деньги.

Если причиной чрезвычайной ситуации станет авария на производстве, наивно надеяться на возмещение ущерба со стороны предприятия, на котором это производство находилось. И в нормальных обстоятельствах обязательства сегодня исполняются далеко не всегда. Многие предприятия испытывают недостаток средств на обновление или капитальный ремонт оборудования. В этих условиях не приходится надеяться, что они будут в полной мере возмещать ущерб, причиненный аварией жителям города или окружающей среде, даже если суд и не встанет на сторону предприятия, и так уже пострадавшего из-за аварии.

Рассчитывать на бюджет тоже не следует. Безусловно, экстренные мероприятия будут осуществляться. Но в случае сколько-нибудь крупной аварии фонд чрезвычайных расходов будет быстро исчерпан, и в дальнейшем придется пользоваться деньгами, предназначенными для других целей (на те же зарплаты бюджетникам, например).

Безусловно, чем лучше будут проводиться профилактические мероприятия, чем четче будет налажен надзор за состоянием потенциально опасных производств со стороны соответствующих структур, тем меньше будет вероятность аварии. Но чтобы случившееся не застало врасплох, чтобы авария на каком-нибудь предприятии не поставила на край банкротства бюджет области, страхование опасных производств должно стать четко работающей системой.

Главная -> Законодательство

Региональная экономика Резервы есть Российские железные дороги: были и останутся государственными Шаг в 4 миллиона Сначала в россию сбросят ядерные отходы, потом - отбросы человечества? криминал- строительные материалы Алло, ресин слушает Социально-экономическое положение республики карелия в январе-марте 2002 года Социально-экономическое положение в январе-сентябре Социально - экономическое положение ульяновской области в первом полугодии 2000 года Социально - экономическое положение республики хакасия за январь- июнь 2000 года Страхование имущества граждан Строительная деятельность: особенности учета и налогообложения Строительные работы, выполняемые хозяйственным и подрядным способами для собственного потребления