Главная -> Законодательство (Дороги, которые нас объединяют)

Но желание вместо хляби иметь твердь под ногами и колесами приводило к тому, что едва ли не всякий уважающий себя совхоз возводил небольшой асфальтный заводик, асфальтировал дороги, но через несколько лет на них вместо колеи появлялись устрашающие выбоины. С каждым годом все очевиднее,что хотя у дорог много пользователей, хозяин должен быть один.

Который бы профессионально строил и эксплуатировал многочисленные трассы- шоссе и вместе с тем отвечал бы за их качество. Поэтому объяснимо, что все больше километров в кузбассе передается в ведение областного дорожного фонда. Однако изначально позитивный процесс порождает и немало проблем, причем как на местном, так и на федеральном уровне. Чтобы обозначить их, оценить состояние дорожного хозяйства области, показать как позитивные, так и негативные аспекты в работе дорожников, был организован губернаторский автопробег дороги кузбасса: xxi век.

***.

СТартовали мы с главной площади области под напутственные пожелания заместителя губернатора виктора ивановича заузелкова, который выразил надежду на то, что все участники автопробега будут соответствовать его высоким целям и с успехом выполнят возложенную на них миссию. И хотя каждый автопробеговец в меру своей профессиональной принадлежности воспринимал задачи по-своему, в грязь лицом никто не ударил.

Кроме жигулей и волг, участвующих в масштабной акции, качество асфальтобетонных и щебеночных покрытий предстояло испытать скандинавскому автобусу вольво, на котором, как оказалось, действительно можно проехать практически в каждый крупный населенный пункт области. А главный инженер дирекции областного дорожного фонда алексей семенович белокобыльский позже заметил, что европейский автобус был выбран еще и для того, чтобы оценить качество покрытия, показать, что не все кузбасские трассы должного уровня.

Хотя некоторые не разбирающиеся в автопробегах телеколлеги замечтали усадить участников в пазики, дабы на собственных боках ощутить всю прелесть ям и ухабов. Хотя уж журналисты неоднократно испытывали различные способы передвижения и варианты дорожных покрытий. Да и в ходе пробега приходилось неоднократно пересаживаться и на пазики, и на прочий проходимый транспорт, так как довелось объезжать немало строительных объектов, где вместо шоссе устроены пока лишь подъездные пути.

***.

ЧЕрез несколько километров после старта журналисты обнаружили, что, кроме них, в просторном салоне автобуса находятся специалисты дорожного фонда, кузбассавтотранса, транспортной инспекции, а машина с сотрудниками дорожной службы гибдд идет впереди, распугивая проблесковыми маячками встречные автомобили. Первой целью стал север области с проездом по трассе федерального значения байкал (новосибирск-иркутск) до границы с красноярским краем.

Еще свежи в памяти все водительские невзгоды, когда, едва проехав город березовский, приходилось резко сбавлять скорость, чтобы крадучись преодолевать едва присыпанные щебенкой колдобины. Сколько подвесок и стекол утрачено на этих залитых шоферским потом километрах! а печально знаменитый подъем у деревни успенки знали водители всего союза, которым неоднократно приходилось ночевать у его подножия после всякого гололеда и снегопада. Правда, местные жители устраивали там своеобразный бизнес, предлагая бедолагам-дальнобойщикам ночлег да горячие пирожки. Периодически на горе дежурил трактор, который за приличную таксу вытягивал грузовики наверх. Теперь этого нет, а есть две полосы на подъем и одна на спуск с нормативным уклоном. В нескольких километрах обустроен крытый склад песчано-соляной смеси, и всего четыре часа дается на то, чтобы, например, после снегопада привести трассу в надлежащий вид.

По сути, основные работы на трассе от кемерова до мариинска развернулись после 1985 года, когда этот участок был передан из ведения красноярских дорслужб кузбасским. Даже если перечислить то, что было сделано за эти годы, получится солидный перечень. Только красавец-мост через реку золотой китат с весьма протяженными дамбами потребовал миллионных затрат и многомесячных трудов. Зато не перекрывают его в весеннее половодье и не пускают транспорт в объезд аж через анжеро-судженск, как то было прежде. Хотя нынешней весной уровень реки поднимался настолько, что вода порой перетекала через дамбу, которую надо бы еще поднять метра на полтора.

Вместо крутых уклонов появились серпантины, хотя остались еще кривые повороты с радиусом меньше допустимого. Но трасса шла по старому московскому тракту, по сути, его просто асфальтировали. А если бы достаточное финансирование, то путь можно было весьма заметно сократить, как то было сделано на одном из участков, когда вместо петляния на протяжении пяти километров получился отрезок в полторы тысячи метров.

***.

МЕжду тем наша колонна плавно подкатила к 473-му километру, где начинаются границы чебулинского района. У стелы ждал нас его глава да известный ансамбль любава. Конечно, не всех проезжающих встречают здесь хлебом-солью, но гостям всегда рады.

Пересев на сельские пазики, проезжаем верх-чебулу, что была основана аж в 1762 году, едем мимо аккуратного поселения колонистов орлово-розово.

Тем временем за окном открывается размашистая панорама поймы великолепной реки кии, через которую возводится не менее величественный мост длиной 379 метров, второй по протяженности в области. До его открытия теперь осталось лишь несколько дней, после чего не только облегчится путь до усть-серты, тисуля и тяжинского, но и откроется стратегический проезд на туву, хакасию, красноярский край. Строительство обошлось в 73 миллиона рублей, десять из которых выделила обладминистрация. Значительно возрастет интенсивность движения по району, которое ныне немного превышает тысячу автомобилей в сутки. Огромные дамбы, вместившие 600 тысяч кубометров грунта, будут сдерживать русло в период половодья, создавая даже своеобразный архитектурный ансамбль. Впрочем, думаю, мостовикам подобные сравнения не покажутся излишними. Ведь они по-максималистски даже всяческие шоссе считают лишь подъездами к мостам...

***.

ГОстеприимный мариинский район встречает развеселым сибирско-казачьим народным коллективом веселуха и проблемами, по большей частью связанными с федеральной трассой новосибирск-иркутск.

Обслуживание ее должно осуществляться из федерального бюджета, но тех скудных средств, что выделяет для этого москва, не хватает даже для поддержания ее нормального эксплуатационного состояния. С каждым годом трасса требует все больших средств. Наш многотонный почти трехметровой высоты автобус враз продемонстрировал все недостатки ее профиля. Хотя явных ям нет и тряски особой не наблюдалось, но периодически раскачивающаяся и ныряющая линия горизонта подчеркивала, как далек и заманчив европейский уровень. Но не дальше же, чем тот самый горизонт. А вот и вполне приличная развязка-перекресток с дорогой на итатский и новопокровку. Пусть и в одном уровне выполнена, зато с дополнительными полосами разгона-выезда на основную трассу, с новехонькой разметкой и четкими знаками-указателями.

Впрочем, дорожники и главы районов на пресс-конференции в мариинске развеяли наши радужные мечты о светлом будущем. Хотя у них самих планы немалые. Задыхается от транзитного транспорта и нуждается в объездной дороге наш историко-культурный памятник - город мариинск. Принадлежащий ему мост через кию обветшал до неприличия, а у местного бюджета никогда не появится миллионов ни на строительство нового, ни на реконструкцию существующего. Только к восьми хозяйствам района из 16 подведен асфальт.

Хотя они и дают 20 процентов кузбасского хлеба, и по молоку ниже третьего места не опускаются. И еще раз прозвучала из многих уст боль-проблема, что неоднократно затем возникала и повторялась в ходе автопробега.

Дело в том, что в связи с введением единого социального налога отменен налог на приобретение транспорта. Сокращен налог на пользователей дорог, а с 2003 года планируется и вовсе его отменить. Рассчитывать на москву, которая не может должным образом финансировать содержание даже федеральной трассы, не приходится. То есть развитая дорожная отрасль, гордость кузбасса, остается без средств, а значит, и мы в итоге останемся без дорог, которыми только начинаем по праву гордиться. Единственным предложением пока что остается увеличить налог с владельцев транспортных средств хотя бы впятеро. Ведь в последние годы он ни разу не повышался, и другие регионы давно уж обогнали нас по этим сборам. Естественно, при этом останутся многочисленные льготы и скидки. И даже от этого мы сможем получить только около 300 миллионов рублей в год, тогда как лишь на поддержание нынешнего состояния дорог требуется гораздо больше.

Вместе с тем дороги для многих населенных пунктов остались единственной ниточкой, связывающей их. Например, прежде из далекого тисуля летало девять самолетов. Сейчас лишь автосообщение. Как пожаловался глава района, даже добытое золото вывезти не могут. После открытия моста через кию на усть-серту пойдет движение через тисуль, значит, тоже потребуется объездной путь. Здесь перспективы на белогорск, где нефелиновая руда, на ачинский глиноземный комбинат. Неподалеку от границы с томской областью китайцы начинают заготавливать лес-тоже потребуется его вывозить. Но для того чтобы делать дороги, нужна программа развития населенных пунктов, перспективы.

Так были обозначены основные проблемы, которые в разной форме повторялись в ходе всего автопробега. Главная из них, конечно, резкое сокращение финансирование, ликвидация его источников. Даже представитель транспортной инспекции быстро осознал, что вместе с дорогами могут исчезнуть некоторые контролирующие органы, и вполне проникся сложностью поставленных перед пробегом задач. А улучив момент, на досуге по памяти процитировал всем присутствующим ведомственный циркуляр, призванный тут же навести полный порядок и дисциплину на наших трассах...

Тем более досадно, что вокруг дорожной отрасли уже складывается целая инфраструктура, которая создает дополнительные рабочие места, дает источники существования, вдыхает вторую жизнь в близлежащие деревни и села.

***.

О Придорожном сервисе мы поговорим позже, а вот для строительства и обслуживания дорог созданы современные предприятия с мощным потенциалом, с удивительной техникой и уникальными технологиями. К примеру, возьмем завод кормз, который в 1995 году, что называется, лежал на боку да дышал на ладан. Областной дорфонд и фонд запсибдормаш решили несколько перепрофилировать предприятие, верно выбрав специализацию на разработку и производство дорожной и коммунальной техники, навесного оборудования и спецтехники для всесезонного содержания автодорог. Многие весьма производительные образцы кузбассовцы уже видели на наших дорогах. Например, подметально-уборочная машина пума по техническим характеристикам сравнима со шведским бродвеем, при втрое меньшей цене. Созданный нынче отвал для уборки снега под ограждениями от-4 устанавливается на колесный трактор.

Качающаяся конструкция позволяет убирать снег между опорами, двигаясь вдоль них. Побывавшие прошедшей зимой у нас американцы пришли в неописуемый восторг при виде оригинальной конструкции. Комбинированная дорожно-уборочная машина дмк-40 вообще гордость предприятия. Два эффективных отвала и технологичный пескораспределитель за несколько минут легко монтируются на базе обычного самосвала. Нужда в них немалая.

Например, смоляне в прошлом году безуспешно пытались создать подобные. А кормз ежегодно представляет две новые единицы усовершенствованного оборудования. И самое главное, что все это-собственные разработки, которые тут же проходят апробацию в наших сибирских условиях, здесь же запускаются в производство и в тех же условиях эксплуатируются.

...НАш путь к щебеночным карьерам был покрыт столь же густым туманом, как и перспективы финансирования отрасли. Еще несколько лет назад кемеровский и мозжухинский карьеры оказались брошенными, и казалось, уже никогда их продукция, щебень, не будет востребована. Но возрождение кузбасской экономики происходит не только лишь одной угольной отраслью. Созданное акционерное общество стройдорэкспорт и возродило забытые было производства, и привнесло новые технологии, материалы, оборудование.

Например, если мозжухинский карьер перспективен по запасам известняка не на один десяток лет, то на кемеровском карьере по праву гордятся современной лабораторией. Здесь проверяются и рецепты литых эмульсионно-минеральных смесей, которые давно уж используют во всем мире. Достаточно нанести на шоссе раз в три-пять лет слой такой смеси, и в течение 15-20 лет новый асфальт в этом месте не понадобится.

А для нового строительства закуплен, смонтирован и уже работает немецкий асфальтобетонный завод benningohoven мощностью 160 тонн асфальтобетонной смеси в час. За счет оптимальной дозировки достигается отменное качество. А уж условия работы просто сказочные. Автоматизированное производство работает на газе, что значительно дешевле и чище. Вообще завод практически безвреден с точки зрения экологии. Со всем хозяйством справляются один оператор с помощником. В кабине управления едва ли не стерильная чистота, мигают индикаторы управления, вся технологическая цепочка высвечивается на дисплее компьютера. Когда коллеги-журналисты пытались ткнуть пальцем в экран, дабы указать на интересующий фрагмент, оператор от ужаса едва не оторвал тот палец. Дело в том, что каждое такое прикосновение умная машина воспримет как приказ и тут же исполнит. Так что лишние упражнения могут запросто нарушить технологический цикл. Поэтому любезные хозяева быстренько распрощались с автопробегом, и нас повезли на юргинский пост весового контроля, изуродовать который гораздо сложнее.

Безукоризненная поверхность и прямолинейность трассы от кемерова до юрги могут усыпить не только бдительность, но и самого водителя. Хоть автопилот ставь. И здесь наш автобус чувствовал себя, наверное, как в родной швеции...

***.

В 1998 году постановлением правительства россии учреждены посты весового контроля. На наших дорогах предусмотрена максимальная нагрузка в 10 тонн для одиночной оси и по 8 тонн на каждую ось для двухосного автомобиля.

Весной эти ограничения еще жестче. При превышении веса рассчитывается ущерб, который приносится дорожному полотну, и выписывается соответствующий штраф. Дорожный фонд даже финансирует подразделение гибдд, которое работает на подобных постах. Кстати, тут же на весы производства топкинского предприятия сибтензоприбор въезжает камаз. Перегруз составляет две тонны 570 килограммов. Чтобы довезти его от юрги до кемерова, придется заплатить 523 рубля. На территории области один федеральный пост весового контроля, два территориальных и пять мобильных, которые могут появиться практически в любом необходимом месте...

Многие шоферы, едущие от томска до новосибирска, стараются проскочить через проскоково. А вот с северо-запада приходится проезжать юргу, вокруг которой также необходима объездная дорога. Из 15 с половиной километров девять уже введено, почти достроен путепровод через транссиб, для чего по согласованию с железнодорожниками устраивались четырехчасовые окна в движении поездов.

Производственных мощностей для окончания строительства, как и везде, хватает, недостает только 176 миллионов. Есть альтернатива: можно заморозить строительство, если будущее нас вообще перестанет интересовать.

На пресс-конференции руководители близлежащих районов также полностью поддержали дорожников. Как заметил глава топкинского района юрий петрович грабко, эту систему нельзя разрушать, отрасль-не только жизненно важные дороги, но и рабочие места, налоги в казну, что платятся исправно.

Кстати, в этой части области тоже немало перспективных направлений. Например, яшкино находится как раз между кемеровом и томском. И в будущем намного выгоднее вести федеральную дорогу на иркутск через этот поселок. Сейчас она идет через областной центр. И строительство нового моста через томь можно рассматривать как часть федеральной трассы. Пока же в том же яшкине асфальт дошел лишь до райцентра. Но оказать помощь в строительстве или содержании дорог местные бюджеты просто не в состоянии. Скудной статьи благоустройство хватает лишь на то, чтобы изредка подметать улицы.

***.

ДАльнейший наш путь - в сторону алтая, где новая трасса про- легла по подготовленному для рельсов полотну. Однако железнодорожники отказались от этого направления на мереть и по соглашению кемеровской области и алтайского края наши регионы в этом месте соединила живописнейшая автодорога. Небольшой участок еще не открыт для эксплуатации, в частности, достраивается путепровод в районе белова, который, как и многие дорожно-строительные объекты, планируется сдать к дню работников дорожного хозяйства. Как иронично заметил начальник отдела эксплуатации автодорог дирекции дорфонда владимир арсентьевич скрыльников, после этого дня объекты у нас не сдаются.

За окном автобуса то и дело мелькают скелеты недостроенных пристанционных сооружений, а вот объектов придорожного сервиса вообще нет. За исключением неработающей заправки да шаткой торговой палатки, хозяев которой, говорят, погнали алтайцы со своей территории и они перебрались к нам. Кстати, пункты более цивилизованного сервиса создаются пока лишь в основном вдоль федеральной трассы, где движение поинтенсивнее. В других местах дикие природные пейзажи оживляют лишь цивилизованные кучки мусора, оставленные проезжающими. Хотя построенное в горной шории кафе дорожник не пустует да и меню там, свидетельствуем, отменное. Между прочим, еще в 1998 году подготовлен проект программы развития объектов такого сервиса, но все еще не рассмотрен.

Многие в ходе пробега уверяли, что дорога несет жизнь. Действительно, деревни беловского района калиновка и конево практически исчезли. А после того как рядом появилась дорога и провели к ним асфальт, здесь вновь разгорелось строительство, появилось много желающих получить землю.

Пробитый в диких скалах путь между тем учитывает особенности здешнего грунта и розы ветров. Так, глиняные осыпи поддержаны выложенными по склону камнями. Не позавидуешь специалистам гурьевского дрсу, которые порой теряются, какую технику посылать на дорогу. Поздней осенью на алтае, бывает, идет дождь, а районе мерети минус 20.

- Когда строишь дорогу, нужно сразу думать о том, что придется ее эксплуатировать,-заметил заместитель директора областного дорожного фонда александр петрович протопопов.

Что бывает, если считать иначе, мы увидели тут же, как въехали на территорию алтая. Глиняные откосы, оставленные при строительстве без внимания, порой просто сползают на трассу, перекрывая движение. К месту будет сказать, что кузбасские дороги отличаются в лучшую сторону от соседних регионов сразу после пересечения невидимой границы.

Тряхнуло-значит пересекли ее. Тем обиднее, что нашим лучшим дорогам как раз и достанется меньше средств на обслуживание при новом способе дележки средств на федеральном уровне. Ведь общая протяженность дорог у нас заметно меньше, чем у соседей. Никто при этом не станет учитывать нашу специфику. А вот в другом соседи сориентировались быстро, сделав проезд по своему участку трассы платным. На что кузбасские дорожники замечают, что хотя это и не противоречит закону, но неэтично, так как потребитель уже оплатил проезд в виде налогов, на которые и возводилась трасса.

...МЕжду тем путь наш проходит через величественные мосты, поначалу предназначенные для поездов. Самы большой из них - мост через речку бирюлю. Высота его почти шестьдесят метров при 467-метровой протяженности. Изумительный вид на таежную пойму реки может соперничать лишь с грациозными строительными конструкциями, что поддерживают струящееся над бездной асфальтированное полотно. Но полюбоваться красотами не дает жесткий график, да авто гибдд, растратившее энергию генератора-аккумулятора на сигнализацию для обеспечения нашей безопасности. Пришлось подтолкнуть милицейскую машину, благо она долго не капризничала и враз завелась.

...ЧЕрез владения прокопьевского дрсу проехали довольно быстро, но проблемы этих угольных районах столь споро не решить. Сельское производство здесь давно уж не играет решающей роли. Земли поделены на добычные участки, где либо вгрызается в недра шахта, либо взрывает поверхность разрез.

Многотонные белазы и супермазы вывозят горы угля, почти не переставая идут груженые составы. А на расчетных счетах многих угольных предприятий-сплошь долги. На дорогах разгораются нешуточные войны. Нынешним летом технологические самосвалы едва не разрушили мостик через ускат. Когда дорожники вкупе с гибдд пытались предотвратить разор, то едва не оказались в реке вместе со своим сооружением. Дорожники просто не успевают за автомобилистами и угольщиками, которые выпускают и эксплуатируют все больше многотонных автомобилей. Хотя тогда многострадальный мост удалось отстоять, но изменить варварское отношение к собственной земле, труду своих же земляков гораздо труднее.

***.

В Новокузнецком районе впечатление произвел образцовый уровень организации и ведения дорожного хозяйства. Пожалуй, только огромная протяженность здешних дорог не позволяет быстро довести их до столь же безупречного состояния. Уже в ходе автопробега сложилась традиция посещением мостов отмечать очередной этап его прохождения. В городе-саде этим объектом стал мост байдаевский, построенный в 1952 году. Впервые с тех пор выполнена его реконструкция, в ходе которой израсходовано 25 тонн электродов, 15 тонн краски. Все 400 его метров составляет одна сплошная ферма из клепаных конструкций. Журналисты опять распустили руки, пробуя металл на прочность. Начальник алтайского мостоотряда, который еще не сдал объект комиссии, обеспокоенно пытался отвлечь нас посторонней информацией.

Общий вес сооружения, заметил он, 2,5 тысячи тонн. Но эту тяжесть мы уже проверять не стали, так как торопились на очередную пресс-конференцию. В ее ходе было сказано столько лестных слов в адрес дорожников и журналистов, что и уезжать уже не хотелось. А впереди был заманчивый край, где долгое время вообще никто не хотел дорог: ни руководство, ни местные жители, наслаждавшиеся своей самобытностью. Словом, нас ждала, как мы тогда думали, горная шория.

Живописная трасса от кузедеева до таштагола не только объединяет, несет цивилизацию и грузы, но еще приносит деньги в бюджет. Самый привлекательный туристический край в кузбассе долгое время был недоступен именно из-за дорог, вернее, их отсутствия. И, хотя здесь по-прежнему любимый транспорт-вертолет, в выходные дни зимой обочины у подножия гор с лыжными трассами заставлены машинами. Гостиницы забиты, несмотря на почти московские цены. Пункты проката лыж пустеют, на подъемниках-очереди.

Вздорожало жилье в округе. Новая трасса добавила туристов. Если в 1995 году их было всего полторы тысячи, то в прошлом уже 20 тысяч только организованных.

Но местные заступники природы и борцы за самобытность, если и спят иногда, то не дремлют. Например, запретили посыпать дороги солью. Хотя мир не придумал еще более эффективного метода борьбы с гололедом. Военные тоже как-то затеяли в тайге строительство секретнейшего объекта. Вбухали сдуру не один миллион в подобие шахтового копра неясного назначения. И надеялись, что никакой шпион их здесь не разыщет. Но зеленые, прокравшись незаметно сквозь листву к сомнительному сооружению, изгнали опогоненных пришельцев.

Так и стоит этот памятник с непридуманной пока целью.

Протяженность дорог в районе самая большая в области, но состояние многих таково, что не соответствуют они никаким требованиям. Трасса существует, по сути, лишь до таштагола. Дальше дорог нет. Хотя, например, достаточно пройти 18 километров, чтобы соединиться с дорогой горного алтая. Это мясо, хакасия-фрукты. Да и дружеские контакты здесь традиционны.

***.

ПОследующие пресс-конференции предоставили возможность для подведения предварительных итогов автопробега, обсуждения проблем и задач. Резкое до неприличия сокращение финансирования дорожников отнюдь не станет только отраслевой проблемой. От строительства мы перейдем к бесперспективному содержанию проезжей части, затем начнет разрушаться уже созданное. И уже к 2010 году нужно будет все восстанавливать, на что потребуются намного большие средства, если даже мы не растеряем созданную сегодня мощную базу дорожно-строительной индустрии. Эти проблемы коснутся всех кузбассовцев. И чем лучше сегодня у нас дороги, тем больше денег на их восстановление понадобится завтра. Хотя кому-то, возможно, по глубокой проселочной колее ездить беззаботнее-бросил руль и уснул...

Валерий качин, спец. Корр. Кузбасса.

Главная -> Законодательство

Простая философия тэбукнефти Развитие рынка газетно-журнальной рекламы в мае 1997 г Региональная экономика (4) Российские железные дороги всегда были и останутся государственными Сергей собянин: мы не ведем речь о дележе власти Социально-экономическое положение чувашии в 1 квартале 1998 года Социально-экономическое положение республики карелия в январе-июне 2001 года Социально-экономическое положение республики карелия в январе-марте 2001 года Социально-экономическое развитие чувашии за 9 месяцев 2000 года Социально - экономическое положение республики хакасия за январь- июнь 2000 года Специальный выпуск, посвященный налоговому кодексу Страхование имущества