Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Законодательство (Дорога на север) Анатолий сысоев президент ассоциации металлургов россии, председатель совета директоров северного управленческого округа свердловской области, генеральный директор оао богословский алюминиевый завод, председатель совета общественной организации гражданская позиция северян. Положение северных городов и районов свердловской области значительно отличается от остальной части региона. Они охватывают 40 % территории области, между тем здесь живет лишь 11 % ее населения - со средней плотностью всего 7 человек на 1 км2 (против 24 по области). Из многих отраслей экономики здесь, как правило, преобладает какая-либо одна - чаще всего металлургическая, горная или лесная. Это определяет уровень и характер жизни населения. Все это порождает особые сложности. Отдельно взятому городу или району непросто решать проблемы своего развития, обеспечивать достижение определенных социальных стандартов. Несколько лет назад северные города и районы образовали управленческий округ, чтобы объединить усилия местных администраций, промышленников, аграрников, бюджетников, профсоюзов, общественных организаций. Создано общественное движение гражданская позиция северян, в рамках которого удалось собрать вместе разные сословия, слои населения, взглянуть на наши проблемы со всех сторон. Одна из целей - покончить с завышенными требованиями друг к другу, с игнорированием интересов соседей. Развитие может идти только на основе компромиссов, учета всех без исключения проблем и сложностей. Второе, не менее важное обстоятельство, объединяющее нас, заключается в понимании того, что главные источники доходов любой территории - промышленный и аграрный секторы. Не будут они работать - не будет зарплаты, отчислений в бюджет, в пенсионный фонд, не на что будет содержать социальную сферу. Благодаря взвешенной областной политике, активности и ответственности многих хозяйственных руководителей, предпринимателей, научных и общественных сил, труду большинства людей, в свердловской области в целом и в северном управленческом округе в частности наметились позитивные сдвиги. В первом полугодии 1999 года в ряде важнейших отраслей реального сектора экономики произошел рост производства. Четко обозначилась тенденция к активизации хозяйственной деятельности ведущих промышленных предприятий, улучшились показатели эффективности их работы. Состояние потребительского рынка - с относительно высоким уровнем насыщенности товарами - осталось стабильным. Вместе с тем в сфере занятости, доходов населения, социальной защиты его слабейших групп и слоев, образования, медицины, общественного транспорта, жилищных условий ситуация остается явно неудовлетворительной. Многое здесь можно изменить к лучшему. Однако без продуманной стратегии нельзя обеспечить устойчивое развитие северных территорий, создать социально-ориентированную экономическую систему. На наш взгляд, эта стратегия должна основываться на следующих принципах: - последовательная поддержка реального сектора экономики; - приоритетное внимание социальным проблемам; - максимальное использование местных ресурсов развития; - ориентация на всемерную интеграцию в систему региональных, общегосударственных и мировых экономических связей, хозяйственную кооперацию с сопредельными территориями; - субсидиарная (взаимодополняющая) ответственность властно-управленческих и хозяйственных структур федерального, регионального, субрегионального и местного уровней за решение социально-экономических проблем территории. Важно также обеспечить надежную основу разработки и реализации стратегии развития северных территорий, добиться преемственности в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Чтобы наглядно представить ситуацию в северном округе, обратимся к цифрам. В табл.1 показан объем промышленного производства за первое полугодие 1999 года по отраслям. Характерно, что металлургия составляет 83,6 % от общего товарного производства округа, в том числе цветная - 59,1 %, черная - 24,5 %. На втором месте - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 4,8 %. Только на третьем - машиностроение и металлообработка - 3,2 %. Настораживает низкий показатель энергетики - 1,4 %. А ведь именно она определяет возможности промышленного роста. Слабо развиты пищевая и легкая промышленность - соответственно 1,5 и 0,03 %. Необходимо отметить, что за годы реформ резко изменилась ситуация в промышленном производстве городов. Из приводимых таблиц можно сделать вывод, что произошла смена лидеров. При этом более 50 % промышленного производства по округу определяет алюминиевая промышленность (табл. 3) - и прямо, и косвенно - как потребитель энергии, топлива, стройматериалов, машиностроительной продукции. Два города - краснотурьинск и североуральск, где ведущими предприятиями являются алюминиевый завод и бокситовый рудник, также дают половину товарного производства округа. В табл. 2 показан размер прибыли по городам. Город краснотурьинск дает 67,4 % всей прибыли округа. Или взять товарооборот по городам северных территорий: 25,5 % приходится на город серов, но по количеству розничного оборота на одного жителя лучшие показатели в городе краснотурьинске. Вторая после металлургии отрасль северного округа - лесная промышленность. Здесь резко выделяются пять предприятий: оао лобва - 37,2 %; оао лесозавод n 1 - 12,1 %; оао новолялинский цбк - 9,6 %; оао анколес - 7,6 %; оао ляля-лес - 7,2 %. В целом финансовое положение большинства предприятий лесного комплекса неудовлетворительно. Выход из тупика - массовое банкротство, и на этой основе надо заниматься реанимацией путем объединения с более сильной фирмой или предприятием, связанными прежде всего технологической цепью. Сегодня есть примеры, когда после банкротства новые хозяйства резко увеличивали объемы производства. Пример - карпинский лесопромышленный комплекс. Нужна специализация структурных подразделений и переход на цеховую структуру. Надо объединить объемы лесозаготовки и переработки на 3 - 4 предприятия с объемом не менее 80 - 90 % всего производства лесного комплекса. Это и есть выход. Чем дольше агония, тем труднее выйти на здоровый образ жизни. Вывод: 1. Неравномерное развитие предприятий, объемов производства, прибыли показывает, что нужно научное осмысление сегодняшнего состояния экономики округа. 2. Нужна стратегия развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы по предприятиям, муниципальным образованиям, отраслям промышленности. 3. Главы администраций, руководство округом должны заниматься этими проблемами с руководством предприятий, основными акционерами. Необходим плановый прогноз развития территорий. 4. Если мы хотим наполнять местный бюджет средствами, своевременно платить зарплату и пенсии, иметь средства для развития социальной инфраструктуры, то мы должны научиться работать с акционерными обществами, мы должны скоординировать работу так, чтобы предприятия приносили доход бюджету. Должна быть промышленная политика. Алюминиевый комплекс урала - именно комплекс, почему он и выживает, - имеет четырех крупных акционеров - правительство свердловской области, компании трастконсалт, ренова, акционеров - работников заводов. Использован вариант трастового управления, что обеспечило практически наличие двух акционеров, которые, создав команды профессионалов-работников заводов, в течение нескольких лет вырабатывают стратегию развития комплекса. Сегодня все его предприятия наращивают объемы производства, являются прибыльными, налогоплатежными. Отсюда вывод: необходимы концентрация капитала, команды профессионалов при крупных акционерах, программы развития и высокий уровень профессионализма на каждом производстве. Алюминиевый комплекс урала состоит из следующих производств: - бокситы - 4 млн. Т в год (субр, юубр, тиман); - глинозем - до 1,6 млн. Т в год (баз и уаз); - алюминий - до 240 тыс. Т в год (баз и уаз); - алюминиевый прокат - до 100 тыс. Т в год, в настоящее время - 60 тыс. Т в год (кумз); - фольга - до 30 тыс. Т в год, в настоящее время - 3,5 тыс. Т в год (михалюм); - фторсоли - до 200 тыс. Т в год (пкз и юукз). Научные исследования и расчеты развития до 2010 года показывают, что при достройке новых шахт и карьеров на северо-уральском и южно-уральском бокситовых рудниках, при соответствующих инвестициях в горнокапитальные работы можно довести производство бокситов только на этих предприятиях до 4 млн. Т в год, а с учетом освоения тиманских бокситов - до 8 - 10 млн. Т. Это обеспечит увеличение производства глинозема с 1,6 млн. Т до 3 млн. Т в год, в том числе на базе - до 2 млн. Т (с пуском баз-2) и на уазе - до 1 млн. Т в год. Расчеты по субру до 2025 года показывают, что этот рудник будет жить еще не менее 25 лет, а южно-уральский - не менее 15 - 20 лет. При этом вводится шахта ново-кальинская, осваиваются месторождения под ивделем и нижней турой. Такая же программа есть и по юубру. Осваивать новые месторождения на урале будет баз, а на тимане - совместно ренова и трастконсалт. Есть предварительное соглашение, предусматривающее активизацию геологоразведочных работ, чем и будут заниматься баз и субр. Подготовлены проекты протоколов комиссий оперативных вопросов при правительстве российской федерации, где определены основные пути развития уральского алюминиевого комплекса и его сырьевой базы. Выпущены постановления правительства российской федерации при активном содействии губернатора свердловской области. В этом году правительственными и законодательными актами необходимо закрепить эти решения. Также подготовлены и проходят экспертизу в государственной думе проекты законодательных актов по уменьшению налогообложения горнорудных предприятий. Таким образом, многолетняя работа по алюминиевому комплексу начинает приносить плоды. Сегодня можно твердо сказать, что 50 лет жизни субру и базу, городам краснотурьинску, североуральску и карпинску будут обеспечены. Но в реализации планов развития северных территорий не обойтись без особой программы по природным ресурсам. Настало время провести ревизию имеющейся здесь минерально-сырьевой базы с учетом сложившихся экономических условий и разработать на этой основе новую среднесрочную комплексную программу ее восполнения и развития (до 2005 - 2010 годов). Она должна предусматривать: - опережающее развертывание геологоразведочных и поисково-оценочных работ по существующим фланговым и основным перспективным запасам месторождений медных руд, бокситов, марганца, никеля; - использование прогнозных оценок на подготовку сырьевой базы нетрадиционных для северного урала полезных ископаемых: коренных источников алмазов, платины, золота в черносланцевых толщах, рудного золота (типа воронцовского месторождения), понадвиговой нефти, ресурсов техногенных образований; - возможности улучшения топливно-энергетического развития за счет освоения перспективных угольных (ивдель) и нефтегазовых (ивдель, гаринский район) месторождений; - использование значительных запасов подземных вод (в частности, дренажных вод серовского никелевого рудника и субра) для питьевого водоснабжения городов серова и краснотурьинска, ивдельского района; - возможности взаимовыгодной производственной кооперации с сопредельными территориями (республика коми, ямало-ненецкий и ханты-мансийский автономные округа) с целью надежного обеспечения на перспективу топливно-энергетической (печорские угли, нефть и газ) и сырьевой (бокситы, хромиты) базы развития промышленности; - внедрение передовых, экологически безопасных технологий разработки недр, радикального сокращения потерь ценных компонентов при добыче и обогащении полезных ископаемых. Северный округ не обеспечен в достаточной степени электроэнергией, каменным углем и углеводородным топливом. В случае доведения промышленного производства до уровня 1990 года дальнейшее развитие округа будет остановлено. Пока не ясна до конца судьба оао вахрушевуголь. Запасов здесь достаточно, но качество угля низкое. А со строительством баз-2 потребуется тепловая электростанция. Уже сегодня растут расходы на энергообеспечение городов. При таких уровнях затрат не может развиваться промышленность, а бюджеты городов уйдут на оплату энергетики. Как быть? серьезная зависимость от поставок угля из казахстана в любой момент может обернуться топливным кризисом. Полностью полагаться на газ - тоже большой риск. Какие предложения есть в такой ситуации? 1. Необходимо доразведать маньинские угли и сразу приступить к их промышленной добыче. В настоящее время создано акционерное общество ивдельуголь. При положительных геологических исследованиях здешний уголь может быть использован для получения кокса, для шихтовки с карпинскими углями и как бытовой для населения. Это может продлить жизнь оао вахрушевуголь. 2. Требуется обогащение углей оао вахрушевуголь. 3. Еще до перестройки создано пермэнерго. Сейчас почти 70 % станций стоит - нет потребителей. Рядом уголь и газ республики коми. Было начато сооружение линии 500 квт в районе база. В настоящее время строительство остановлено. А ведь просматривается технологическая цепочка: топливо коми - электростанции перми - потребители в северном округе свердловской области. 4. Мы предлагаем также решение под названием северный ход. Имеется в виду строительство железной дороги ивдель - троицк-печорское (республика коми); это даст громадное преимущество для всех северных территорий - от архангельска до тюмени и екатеринбурга. Новая дорога - это вторая жизнь печорского угля, который мог бы быть направлен на электростанции северных территорий от нижнего тагила до ивделя; это коксующийся уголь на нтмк; это запасы титана-марганца; это тиманские бокситы по короткому плечу на баз-1, баз-2, уаз; это и стратегическая безопасность россии - прямой кратчайший выход с урала в северные порты. 5. Необходимо строительство тепловой электростанции в краснотурьинске на новых принципах: 50 % энергии получается за счет снижения давления газа до одной атмосферы, а затем сжигания газа. Экономичность против существующих станций повышается в 2 - 3 раза. 6. Необходимо добиться снижения цены на газ с учетом транспортных расходов по доставке до северных территорий. Это уменьшит затраты на энергоресурсы примерно в два раза. Разработанная методика ценообразования находится в правительстве рф и требует утверждения. 7. Возникает острая проблема обеспечения топливом (дизельное, бензин, масло). Нефтепровод проходит рядом, в серовском районе. Строительство завода на 200 тыс. Т можно сделать на паях. Необходимы гарантированные квоты на нефть, нужно активизировать поиск и добычу нефти. 8. С целью снижения затрат на энергоресурсы необходимо создание организационной структуры - энергоаудит на каждом предприятии, в каждом административном образовании. Если подбирать активных, профессиональных людей, затраты окупятся в течение 2 - 3 месяцев, а с учетом технических решений - в течение 6 - 9 месяцев. В противном случае мы разорим энергосистему и собственные бюджеты. 9. Необходимо составить энергетический баланс по северным территориям на 10 - 20 лет и разработать программу развития топливно-энергетического комплекса. Беспокоит состояние лесной промышленности в нашем крае. Предприятия работают крайне неравномерно. Курсовая разница некоторое время будет спасать от банкротства. Надо использовать данный момент для реструктуризации производства, оснащения современным оборудованием для производства продукции 3-го - 4-го переделов, для объединения лесников в крупные компании в округе, прежде всего - наиболее подготовленных к внутреннему и внешнему рынкам. Это объединение в округе надо сделать на основе ассоциации лесников с последующим слиянием. Реформы в северном округе ни по кому не ударяли так больно и уничтожительно, как по аграриям, чему были объективные и субъективные причины. 1. Курс доллара не соответствовал своему значению, и импорт продовольствия захлестнул россию. 2. При низкой зарплате населения и высоких тарифах естественных монополий стало экономически невыгодно производить сельскохозяйственную продукцию. 3. Изменились земельные отношения. Где землю раздали, но не сумели организовать крестьян - земли стали просто выводиться из оборота. Наделение паями крестьян не повысило их активность. 4. У крестьянина не было начального капитала. Он не мог купить удобрения, топливо, технику, а значит, не вносил удобрения, не осваивал землю. Не отработаны системы кредитования под будущий урожай. Проценты высокие, заложить нечего. Земля - не товар; когда ею не умеют пользоваться, она не приносит дохода. 5. Подсобные хозяйства предприятий в большинстве своем брошены, так как на них не распространялись льготы сельхозпроизводителей. 6. Отсутствие станции сервисного обслуживания агрокомплекса. И результат: брошено 17234 га земли. 7. Неправильная методика формирования себестоимости производства мяса и молока. Все затраты на ремонтное стадо относятся на мясное производство. 8. Разорваны связи между сельскохозяйственными производителями и переработчиками молока, мяса. Здесь явно нарушен паритет цен. Управляемости в этом процессе нет. 9. Прекратился агроаудит со стороны государства, научных институтов. Постоянно нарушается технология производства корма, технология питания скота. 10. На территории северного округа нет заводов по производству комбикормов. 11. Не внедряются новые технологии по заготовке грубых кормов. 12. Необходимо создание кооперативных структур на договорной основе для соблюдения интересов всех участников рынка. Мы готовы помочь создать кооперативные объединения, построить завод по переработке молока, мяса, но тогда монополистов-переработчиков ждет банкротство. Но лучше было бы, чтобы был проведен съезд агропромышленного комплекса, где бы договорились, как использовать пустующие земли, как на паритетных началах вести переработку сельскохозяйственной продукции. Организационных усилий требуют проблемы рыбодобычи и переработки, расширения личных хозяйств, переработки продукции личных хозяйств, создания мтс, заключения договоров с институтами по агроаудиту. Необходимо выполнить большую аналитическую работу по развитию продовольственной программы с участием сельхозинститутов и разработать общую программу по северным территориям. Необходим передел брошенной земли. В северном округе недостаточно развита дорожная сеть. Автодороги - на 28 % грунтовые. В 27 % населенных пунктов дорог с твердым покрытием вообще нет. Общие расходы на дорожное строительство составляют 5,6 % от общих затрат по области. В первом полугодии 1999 года освоено всего 17 % от годового плана, или 2 % от областного плана дорожного строительства. Словом, в городах нет нормальных дорог, как нет источников для их строительства и ремонта. По нашему мнению, есть смысл пересмотреть принципы финансирования строительства дорог в северном округе с учетом стопроцентного использования средств, перечисляемых предприятиями в объеме не менее 400 млн.Руб. А на ближайшие годы предусмотреть ежегодное увеличение расходов на дорожное строительство с учетом недоиспользования средств (за последние 5 лет) и довести его объемы до 600 - 700 млн. Руб. Не менее 10 % средств, отчисляемых в дорожный фонд, должны идти на строительство дорог в городах, выполняющих сейчас ключевую роль. Генеральным подрядчиком станет оао автодор, вместе с которым северянам предстоит создать собственную дорожно-строительную базу. Перспективу развития дорожного строительства необходимо рассматривать с учетом следующих факторов: - строительства дороги в сторону ханты-мансийского округа; - разработки месторождений угля, марганца, бокситов, меди в ивдельском районе; - строительства воронцовского гока; - строительства баз-2; - достройки дороги кушва - пермь. Все это потребует переоценки социально-экономического развития округа. В частности, необходима корректировка программы дорожных работ на ближайшие 3 - 5 лет, в том числе и по обеспеченности перевозок населения. В связи с этим нужны приоритетные решения по следующим направлениям. Автодорога серов - ивдель: пересмотреть тэо по ней - с увеличением финансирования на 2000 - 2005 годы и с проработкой вопросов создания крупных дорожно-строительных организаций и обеспечения их строительными материалами с ориентировкой на местные строительные материалы и рабочую силу. В соответствии с технико-экономическими расчетами автотранспортного обслуживания по северному округу до 2015 года необходимо решить вопрос финансового обеспечения в сумме 249 млн. Руб. В ценах 1998 года по замене устаревшего автобусного парка, доведения за счет реконструкции существующих автовокзалов и автостанций до необходимой мощности по обслуживанию пассажиров. Уже в ближайшей перспективе видна насущная потребность формирования целевой комплексной региональной программы финансово-инвестиционной поддержки индустриального комплекса. Эта программа должна базироваться на увеличении амортизационных отчислений, для чего необходим пересчет основных фондов (или решение правительства рф о пересмотре норм амортизации), и на концентрации 50 % прибыли промышленных предприятий для инвестиционных целей. Интеграция с соседями позволит закрыть их потребности в нашей продукции. Для этого требуется изучить нужды газовиков, энергетиков, железнодорожников, прежде всего ямало-ненецкого округа, и перестроить производственный цикл под их потребности. Реализация названных выше программ возможна лишь в том случае, если в целом будет повышена управляемость социально-экономическим развитием территории севера свердловской области, решены неотложные задачи совершенствования системы взаимоотношений между органами власти и управления всех уровней. Для этого требуется: - осуществить реформирование межбюджетных отношений между федеральными, областными и местными органами власти в направлении более четкого разграничения полномочий и предметов ведения, максимально возможной привязки доходной части муниципальных бюджетов к возможностям целенаправленного развития налогооблагаемой базы, более четкого соотнесения сфер ответственности с финансовыми источниками; - усовершенствовать систему разработки и принятия областных программ развития, усилить их территориальные аспекты, приступить к разработке специальных программ развития, направленных на решение общих для северян проблем и создание социально-инфраструктурных систем коллективного пользования; - повысить роль окружной администрации в регулировании социально-экономических процессов на севере свердловской области; при ее участии создать специальные регионально-муниципальные органы управления областными программами для северного управленческого округа. Своими силами мы сделаем то, что в компетенции округа, городов, заводов... Но многое зависит от позиции федеральных органов, где далеко не все разумеют местные нужды. На наш взгляд, стратегии развития северных городов и районов требуется лоббирование (в положительном смысле этого слова) на всех уровнях государственной власти. И от нас зависит, из кого она будет состоять. Надо формировать власть из тех, кто умело и преданно будет защищать интересы территории в правительстве, в думе. Выбирая законодателей, мы обязаны четко представлять, что каждый из них знает и умеет, каких результатов смог достичь. Главная -> Законодательство (продолжение) глава iii Расследование: национальное богатство Региональная экономика Резервы есть Российские железные дороги: были и останутся государственными Шаг в 4 миллиона Сначала в россию сбросят ядерные отходы, потом - отбросы человечества? криминал- строительные материалы Алло, ресин слушает Социально-экономическое положение республики карелия в январе-марте 2002 года Социально-экономическое положение в январе-сентябре Социально - экономическое положение ульяновской области в первом полугодии 2000 года Социально - экономическое положение республики хакасия за январь- июнь 2000 года Страхование имущества граждан |