Главная -> Законодательство (Бюджет - результат политического компромисса)

Константин титов.

Позиция.

Бюджет в любом государстве, в том числе и в россии, - это результат политического компромисса. В противостоянии побеждают разум или политический популизм. Бюджет, который был представлен правительством рф, если из него исключить дотации мпс на пассажирские перевозки, мне нравился больше, чем тот, который предложили сейчас. Постараюсь кратко разъяснить свою позицию. От валового внутреннего продукта мы рассчитывали получить доходов 340 трлн. Руб. Дума настаивала на 360 трлн. Руб. В результате работы трехсторонней комиссии и политического компромисса мы получили 367,5 трлн. Руб. Доходов в бюджет. Убежден, что из этой суммы примерно 40 трлн. Руб. Никакими реальными доходами в нашем государстве не обеспечены. Есть расходы, от которых правительство не может отказаться, но оно может произвести технический секвестр. Правительство вышло с цифрой не 320 трлн., А 340 трлн. Руб. Это уже был первый шаг к компромиссу.

Нереальность доходов я постараюсь на некоторых примерах показать. Налог на покупку и продажу валюты подняли до 1%. Дума еще этого решения не приняла, неизвестно, примет ли это совет федерации. Может пройти: у нас любят на заработанных кем-то деньгах и на процедурах собирать налоги - косвенные причем. Эта позиция может пройти, но многие другие позиции - это фикция. Продажа государственного имущества. Если откровенно говорить, то кому нужно это государственное имущество с устаревшими технологиями, энергоемкими производствами? кто его купит за те деньги, за которые мы хотим его продать? у нас реально осталось очень немного государственной собственности, от реализации которой можно получить доходы, слагающиеся в эти 367,5 трлн. Руб.

Вот простой пример. Мы сегодня решим продать ульяновский завод авиастар, производящий ту-204. Там 17 готовых машин стоят, ни одна деталь с одной машины на другую не подходит по набору технологичности и сертификату производства. Кому можно продать предприятие за большие деньги? наверное, не получится. И любой инвестор будет торговаться и говорить, сколько он должен вложить в это предприятие для рентабельной его деятельности. Исходя из этого, представляется, что реальная цифра доходов - на уровне 325-330 трлн. Руб. К сожалению, мы эту цифру превысили. В соответствии с этим увеличен и объем валового внутреннего продукта. Это мне кажется серьезной ошибкой. Но в стране назревал политический кризис, отставка правительства, и действия кабинета министров в этой ситуации вполне понятны.

Несколько слов о налоговой системе. Действительно, она у нас чрезвычайно перегружена, и любой уважающий себя предприниматель пытается уйти из-под налогообложения всеми способами. Изменится ли позиция предпринимателя при изменении налоговой политики? .

Нет, ибо, как бы государство ни понижало уровень налогов, предприниматель всегда будет искать реальные законные способы ухода от их уплаты, будет нанимать знающих юристов, чтобы найти прорехи в налоговом законодательстве. Но если уровень налогообложения будет реальным, то и попыток уклониться от уплаты налогов будет гораздо меньше.

Посмотрим, как это выглядит на деле. Налоговые инспекции, другие федеральные структуры власти стали строить роскошные здания, очень хорошо оборудованные, сравнимые по уровню с коммерческими банками. Плохого в этом ничего нет. Если обратиться к временам кризиса в америке 30-х гг., То и там строительный административный бум пришелся на время экономической депрессии.

Огромные государственные деньги в годы депрессии! а сегодня мы расходуем средства на государственную недвижимость, которая никогда не будет приватизирована. Но около этой собственности в разумном и неворовском государстве объявляются тендеры, конкурсы на участие в проектах. Есть фирмы, выпускающие металл, конструкции, строительные и отделочные материалы, занимающиеся перевозками грузов и т.Д., Которые начинают развиваться за счет государственных средств и богатеть. К сожалению, у нас разума на это не хватает, и мы считаем, что, если есть дом на краснопресненской набережной, все остальные в субъектах федерации должны быть хуже. Позвольте мне с этим не согласиться, потому что у любого чиновника есть своя профессиональная нагрузка, и, работая в комфортных условиях, он будет больше дорожить своей работой, чем если бы его офис был в бараке или в сарае.

Другая сторона этого дела - строительство жилья. Считаю, что льгот по определенным позициям на налоги не должно быть. Ндс должен быть по единой ставке. А вот на строительство жилья льготу надо расширить. Она в текущем году составляла 40% для средств федерального или муниципального бюджета. Если частник собрался построить жилье на свои собственные деньги (он тем самым стимулирует экономику), то его еще облагают дополнительным ндс: если ты нашел деньги для строительства дома, найди и на ндс. И объясняют это тем, что необходимо обеспечить финансирование образования, здравоохранения, содержание престарелых и т.Д.

Вернемся к нашей политике разумного сокращения государственных расходов. Положим, сегодня чей-то сын не смог поступить в государственное учебное заведение, но попал в частный вуз. Сертификация частных вузов зачастую тормозится из-за того, что там-де образование не такого качества. Качество образования покажет жизнь! очень простой пример. В годы застоя ушел на пенсию хороший клепальщик. Где найти ему замену? конкурс выиграл молодой человек, показал изумительные способности. Его попросили в отделе кадров написать заявление, и оказалось, что он писать не умеет. Он исчез. Лет через 15-20, уже в наше время, его встречает около ювелирного магазина в нью-йорке тот самый начальник отдела кадров. Несостоявшийся клепальщик выходит из дорогого лимузина, направляется в магазин, покупает драгоценности. Его просят расплатиться чеком. На что богатый покупатель отвечает, что если бы он умел писать, то работал бы клепальщиком на авиационном заводе. Повторю, жизнь сама определит, элитное это высшее образование или неэлитное. Дайте свободу людям самим решать это. Но, с другой стороны, если я, как отец, плачу за образование своего сына, то, будьте добры, исключите из моего дохода эту сумму, ибо я помогаю, с одной стороны, расширить систему образования, а с другой стороны, отдаю свои деньги на доброе дело. К сожалению, это у нас не проходит.

Еще один пример. Недавно в госдуму и совет федерации поступили документы о том, чтобы отменить налог на землю социально защищаемым учреждениям - домам престарелых, домам детей-инвалидов и т.Д. Однако только для государственных и муниципальных учреждений. Но сегодня наша страна не социалистическое государство, и у нас есть богатые люди, которые из-за деловой занятости не всегда могут уделить должное внимание своим старикам. Они готовы построить элитный дом для престарелых, куда, может быть, и мы с вами с удовольствием пойдем - всяко бывает. Но их облагают налогом на землю, не сознавая, что государство и частное предпринимательство должны быть в равных условиях, а частное предпринимательство даже в лучших, ибо оно инвестирует позицию, до которой у государства если руки и дойдут, то очень нескоро. Не знаю, проходил ли экспертизу этот законопроект в министерстве финансов, но логике рыночной экономики он не отвечает: опять угнетение частного предпринимательства и разворовывание государственной собственности. Мы тратим деньги на подобные программы, но частного инвестора отодвигаем - справедливо ли это? надо набраться мужества и сказать себе, что не дело отягощать ндсом все существующие коммерческие структуры и государственные акционерные предприятия. Сделаем разумно, как во всем мире, - 18%. Да, на что-то нам не будет хватать, но именно поэтому необходимо стимулировать частного предпринимателя.

Глубоко убежден, что ндс и налог с продаж надо рассматривать только в связке: 18+5=23. Но эти 5%, окончательное определение которых отдано в руки субъектов федерации, нельзя подвергать коррекции, ибо многие предприниматели перерегистрируются на территории с более выгодным для себя процентом, уведут таким образом часть доходов бюджета, которые могли бы пойти на поддержание сельского товаропроизводителя.

Мы - страна, которая постоянно была в голоде - и при царском режиме, и при коммунистическом режиме. Потому что мы всегда пытались делать все сами. Сегодня мы открытое государство, мы в ситуации продовольственного обеспечения в рамках развитых рыночных коммуникаций. Аграрии нас пугают утратой продовольственной безопасности, говорили, что 80 млн. Т зерна с трудом соберут, а собрали 94,5 млн. Т. Чего мы боимся? сельское хозяйство никогда не будет мультипликатором экономики. Это, во-первых, сырьевая отрасль, и если потребность в этом сырье есть, его производство должно быть вновь стимулировано промышленностью. Но при существующем диспаритете цен это просто невозможно. Годами и десятилетиями мы кредитуем сельское хозяйство, заведомо зная, что, по существу, даем безвозвратные ссуды. Пора отказаться от этой порочной практики. Не лучше ли взять под контроль государства агробизнес? по крайней мере будет простимулирована отечественная промышленность, плохая она или хорошая - это другой вопрос, но она будет простимулирована. У нас есть красноярский завод, владимирский и другие. Они сейчас все поняли, что на одном комбайне или тракторе жить невозможно, нужен набор техники.

Вот и пойдут эти самые 5% в апк, но строго под контролем государства, включая налоговую полицию, налоговую инспекцию.

У нас до сих пор не решена проблема взаимодействия с субъектами федерации в ходе выполнения расходной части бюджета. Сошлюсь на пример японии - там 70% бюджета отправляют в префектуры, а 30% - министру и императору. Думаю, что для нас 50 на 50 - это нормальная пропорция. Другое дело, что мы искусственно увеличили число регионов-доноров, то есть, если у тебя 10% собственных доходов и ты не набираешь на свои расходы, то это уже территория-донор и тебе трансферты не положены. Вопрос дискуссионный, я сегодня не берусь судить правительство, может быть, я больше склонен принять его точку зрения, должны быть стимулы и повороты к этой ситуации, и ты должен напрягаться в получении доходов. Действительно, я должен отвечать за зарплату учителей, я должен отвечать за здравоохранение. Министерство здравоохранения, министерство образования обязаны выполнять чисто методические и методологические функции и организацию научной работы в этой области.

Страна уже шестой год в реформах, но у нас еще и образование, и здравоохранение строятся по административно-территориальному признаку. При советской (партийной) власти это, может, было правильно, но мы пришли к тому, что каждая районная больница стремится иметь, скажем, магнитно-ядерный резонатор для диагностики больных, хотя населения в районе всего 17 тыс. Человек. Наверное, надо в корне менять подходы, но действующие сегодня рамочный закон о местном самоуправлении и закон о финансовых основах этого самоуправления предусматривают расходы на здравоохранение и образование одной строкой, что совершенно неоправданно. Видимо, на уровне субъектов федерации надо определять сеть учреждений образования и здравоохранения. А также дать нам центры онкологии, кардиологии, эндокринологии и т.Д. И все будут знать, что если ты хочешь оперироваться, то надо не к дебейки ехать в алабаму или техас, а например, в самару, по почкам - в свердловск и т.Д. Потому что создать такие центры по всей территории россии просто невозможно.

Я попытаюсь закончить очень простой позицией. Мне кажется, что правительство сегодня должно быть смелее в двух отношениях. В отношении нищих, которые постоянно считают, что государство для них батюшка родной и он должен их кормить постоянно. И чем больше мы будем этому следовать, тем больше будет нищих. И вторая ситуация - мы должны дать больше свободы предпринимательству, мы должны инвестировать и стимулировать нашу экономику, хотя бы в те отрасли, в которых государство у нас сегодня является монополистом.

Настоящий материал подготовлен на основе выступления константина титова на заседании московского финансового клуба 4 ноября 1997 г.

.

ИЗ досье нг.

Константин алексеевич титов родился 30 октября 1944 г. В москве. Окончил куйбышевский авиационный институт по специальности инженер-механик в 1968 г. В 1962-1963 гг. Работал на авиационном заводе фрезеровщиком. В 1968-1969 гг. - Бортмеханик авиационного завода в г. Куйбышеве. С 1969 по 1975 г. Был штатным функционером влксм.

В 1975-1988 гг. - Аспирант, научный сотрудник планового института. С 1988 по 1990 г. - Заместитель директора филиала научно-исследовательского центра информатика. В 1990 г. Был избран депутатом куйбышевского (самарского) горсовета, затем его председателем, а в сентябре 1991 г. Назначен главой администрации самарской области.

1 декабря 1996 г. Избран губернатором самарской области. Член совета федерации с 1993 г. В феврале 1996 г. Избран председателем комитета совета федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию. Президент межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия большая волга.

Главная -> Законодательство

Особенности аудита строительных организаций: аудит затрат на производство строительно-монтажных работ О переоценке основных фондов в 1997 году О социально-экономическом положении края в 1999 году Перестроенный комплекс Постановление ч1 от 14 Приложение к постановлению законодательного собрания краснодарского края Простая философия тэбукнефти Развитие рынка газетно-журнальной рекламы в мае 1997 г Региональная экономика (4) Российские железные дороги всегда были и останутся государственными Сергей собянин: мы не ведем речь о дележе власти Социально-экономическое положение чувашии в 1 квартале 1998 года