Главная -> Законодательство (Забытые соотечественники)

К проблеме положения соотечественников за рубежом средства массовой информации обращаются, как правило, только в связи с политической конъюнктурой. При этом за душещипательными словами не следуют дела. Между тем число наших соотечественников и русскоязычных за рубежом, по разным подсчетам, составляет от 25 до 125 млн. Человек. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся все же выяснить, как обстоят дела с соблюдением их основных прав и получением информации на родном языке.

Проблема международно-правового статуса.

Вот лишь некоторые факты, свидетельствующие о правовом положении наших соотечественников за рубежом.

В латвии предвыборная программа народного фронта, принятая в октябре 1989 г., Обещала всем постоянным жителям страны предоставление гражданства в случае их желания. Однако 15 октября 1991 г. Парламент латвии принял постановление о восстановлении прав граждан латвийской республики и основных условиях натурализации. Согласно этому акту, гражданами страны были признаны лишь те ее жители, которые имели гражданство латвийской республики до 17 июня 1940 г., И их потомки. Треть постоянных жителей страны оказались лишены всех политических прав, которыми в полной мере располагали до этого. Принятый в июле 1994 г. Закон о гражданстве, в сущности, оставил эту проблему нерешенной. Со времени его вступления в силу лишь около 5 тыс. Из почти 700 тыс. Латвийских неграждан смогли обрести гражданство латвии путем натурализации.

К сожалению, подобное положение сложилось не только в латвии. Так, во внутреннем законодательстве эстонской республики, ратифицировавшей международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейскую конвенцию о защите основных прав и свобод 1950 г. И рамочную конвенцию совета европы о защите национальных меньшинств 1994 г., Закрепленные в них юридические нормы практически не находят применения. Разрешение проблем русскоязычного населения возможно только при усилении внимания и контроля международного сообщества за выполнением эстонией международных обязательств.

Центр информации по правам человека в эстонии считает, что в условиях, когда число граждан россии, постоянно проживающих в эстонии, стремительно растет, настоятельной необходимостью следует признать также заключение эстонской республикой и российской федерацией соглашения о защите прав граждан на территории другого государства, как это предусмотрено ст. 4 договора об основах взаимоотношений между рсфср и эстонской республикой 1991 г. Кроме того, россия может усилить контроль за выполнением соглашения по вопросам о социальных гарантиях для военных-пенсионеров, заключенного в 1994 г. Президентами обеих стран.

Датский ученый эрик а.Андерсон опубликовал исследование правовой статус в эстонском приватизационном законодательстве 1989-1995 годов. Рассматривая закон о восстановлении прав наследования (1990 г.) И закон об основах реформы собственности (1991 г.), Ученый установил, что в них прежде всего учитываются интересы эстонского населения. Только получив эстонское гражданство, русские могут обрести почти равные с эстонцами права. Но этот процесс до сих пор эффективно блокируется эстонскими политиками и властями.

Реагируя на подобные факты, россия задействовала принципы обсе и механизм их реализации. Это несколько умерило пыл национал-радикалов в некоторых бывших советских республиках. Правда, надежды на помощь запада в решении проблем обеспечения прав человека не сбылись. Западные государства, применяя двойной стандарт, зачастую не реагируют на массовые нарушения прав человека, в частности, в латвии и эстонии. Но даже те замечания, которые сделали западные эксперты, были проигнорированы властями этих стран. Так, практически сразу после принятия эстонии в совет европы 19 мая 1993 г. В республике был принят закон о выборах в местные органы власти, лишающий избирательного права неграждан и, таким образом, нарушающий права русского населения. Однако наблюдателями совета европы выборы на основе данного закона были признаны свободными, открытыми и честными. Русские в эстонии полагают, что и россия не имеет права стоять в стороне от решения вопроса о восстановлении их гражданских прав, ибо все цивилизованные страны помогают своим соотечественникам за рубежом.

Утвержденные постановлением правительства рф от 31.08.94 n 1064 основные направления государственной политики российской федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, установили, что стратегической линией политики россии в отношении соотечественников является содействие их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых государств. Представляется, однако, что политика россии должна быть направлена на то, чтобы наши соотечественники обладали всей полнотой прав и свобод, установленных международными нормами, без каких-либо ограничений. Какие здесь могут быть возможности помимо уже названных?

мировой опыт показывает, что в межгосударственных отношениях можно и нужно теснее увязывать экономические вопросы с обязательствами по соблюдению прав человека. Речь идет не о каких-либо экономических санкциях со стороны россии, а о приоритетах при выборе торговых партнеров. Например, грузопоток через порт вентспилс на 76% состоит из нефти и нефтепродуктов, поставляемых в основном транзитом из россии. В этой связи заслуживает поддержки решение правительства рф о строительстве нефтепровода от месторождения кириши до порта приморск под санкт-петербургом и нефтетерминала.

В целях выполнения рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (одобрена комитетом министров совета европы 10.11.94) на уровне международных экспертов целесообразно изучить вопрос о создании при комитете министров совета европы постоянно действующей международной комиссии для расследования фактов массовых нарушений прав человека. Необходимо продолжить обращения с просьбами к оон, обсе, совету европы, другим международным организациям, к международной общественности и организациям соотечественников продолжать деятельность, направленную на полное выполнение новыми независимыми государствами обязательств в отношении прав русскоязычного населения. Если, например, в совете европы делают вид, что не помнят об этих обращениях, следует продолжать настаивать на их рассмотрении через другие международные организации. Терпение и труд перетрут все искусственно воздвигаемые препоны на пути правового решения даже самых сложных вопросов.

Сколько в америке русских?

однажды в москве у меня была деловая встреча с представителем конгресса русских-американцев людмилой фостер. Разговорились, и я понял, как мало в россии знают о своих соотечественниках за рубежом, в частности в сша. А ведь мы части одного целого: русского народа. Сколько же нас там, в америке? с этого вопроса я и начал беседу с людмилой фостер.

- Чтобы ответить на ваш вопрос, надо попытаться определить, кто такие русские в америке.

- Может быть, лучше начать с ретроспективы, поскольку история сша неразрывно связана с русскими и их культурой?

- в xviii веке была создана русская америка: поселения на аляске, алеутских островах, в северной калифорнии, форте россе. Влияние русской культуры до сих пор заметно в жизнедеятельности местных жителей: алеутов, эскимосов, индейцев.

В xix веке эмигрантами были главным образом евреи из южных губерний, которые русское наследие не хранили. Из этнических русских были преимущественно крестьяне и немногочисленные группы различных сектантов: старообрядцы, баптисты, пятидесятники, молокане, духоборы и другие. Они селились замкнутыми общинами, но сохранили религию и язык. Нередко их дети, заработав деньги, возвращались в россию. В самом начале xx века этот процесс расширился. К ним присоединились русины из австро-венгрии, считавшие себя русскими. Их потомки составляют основную массу одного миллиона прихожан 400 храмов православной церкви в сша.

- Была ведь еще и послереволюционная эмиграция.

- Да. Так называемая первая волна. Она была довольно малочисленной: не более 20 тысяч человек. В то время сша не особенно охотно предоставляли массовую квоту русским эмигрантам. Однако многие приезжали в индивидуальном порядке на работу или к родственникам. Особо выделим приехавших из европы во время войны. Среди них были русские, евреи, представители других этнических групп. Они продолжали русскую культурную традицию, хотя и не всегда обучали детей русскому языку.

- Что вы можете сказать о послевоенной эмиграции?

- она началась в массовом порядке после того, как конгресс сша принял закон о так называемых перемещенных лицах. С 1948 по 1952 годы в сша въехало около 400 тысяч человек. Среди них были советские граждане. Не только этнические русские. А также эмигранты первой волны, бежавшие из стран восточной европы перед советской оккупацией. Также продолжалась эмиграция в индивидуальном порядке. Эта, вторая, волна эмигрантов сохраняет язык и культуру. Они считают себя русскими, хотя в большинстве своем полностью вписались в американскую жизнь. Представители этой волны составляют большинство членов конгресса русских-американцев. В названии нашей организации слово русских пишется с большой буквы.

- Каковы особенности эмиграции конца 70-х годов?

- тогда конгресс сша принял закон о приеме тех, кто подвергался в ссср преследованиям по религиозному или национальному признаку. Это были в основном евреи. Меньшую часть составляли баптисты, пятидесятники, украинские католики. Эта, третья, волна не соприкасается с предыдущими и почти полностью вошла в жизнь американских евреев, хотя в определенной степени сохраняет современную им русскую культуру. Они не считают себя эмигрантами, а употребляют термин иммигранты. В конгресс русских-американцев никто из них не входит.

- Можно ли все-таки определить число этнических русских в америке?

- сделать это достаточно трудно, так как бюро переписи сша различает людей по месту рождения, а не по национальному признаку. То есть если вы родились во франции, то вы и есть француз, и так далее. По таким данным, русских в сша более 3 миллионов. Конгресс русских-американцев пытался составить более точную цифру по церковным данным. Но это тоже не внесло ясности, потому что многие прихожане, в особенности православной церкви в америке, не являются этническими русскими.

Можно было бы соединить информацию о членах различных русских организаций, например, объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом, казачьих объединений, скаутов, русской академической группы, дворянского общества, обществ русских братств и других. Но наши контакты по разным причинам ограничены, да и не все, кто подпадает под данный признак, состоят в этих организациях. Поэтому на вопрос, сколько русских в америке, можно ответить только приблизительно: миллиона полтора или даже меньше.

- Почему вы приехали в москву, участвуете в форумах наших зарубежных соотечественников?

- чтобы помочь русским решить их проблемы. Русскому народу по разным причинам пытаются приписать много пороков не только в америке, но и в ближнем зарубежье. И этим, в частности, тоже оправдывают плохое отношение к нашим соотечественникам. Конгресс русских-американцев несет общественности правду, борется с попытками представить нас малоценными людьми, а то и мафией. Мы делаем это для того, чтобы россии, русским ни в дальнем, ни в ближнем зарубежье не мешали возвращаться к нормальной человеческой жизни. Не мешать им надо, а помогать.

- С вами трудно не согласиться...

Взгляд из галиции.

Для украинцев москва - город хлебный. Сюда они едут подзаработать. Украинцы согласны трудиться во многих непрестижных сферах деятельности, куда неохотно идут москвичи. При этом живут в трудных бытовых условиях. Этот стихийный процесс, наверное, можно было бы ввести в управляемое русло, что дало бы значительный социально-экономический эффект и хозяевам, и гостям. Беседа со старостой русской общины ивано-франковской области александром волковым коснулась, в частности, и этой темы.

- Исторически у нас в области развито отходничество, - говорит александр волков. - Тысячи галичан ездили на заработки за пределы своего края, вплоть до канады и аргентины. В советское время особенно славились строительные бригады из галиции, сдававшие на территории бывшего ссср объекты под ключ. Сейчас тоже едут. В основном в россию - в москву, московскую область. Но едут, как правило, нелегально. Если бы правительство москвы, допустим, заключило с нами договор, мы бы создали официальное бюро по найму рабочей силы из местных жителей для строительных работ в москве и подмосковье. В договор с правительством москвы (или иного региона россии) можно было бы включить пункт о проценте отчислений от прибыли на культурные нужды русского населения области.

- Что вы думаете о возможностях такого направления деятельности, как экономическое сотрудничество предприятий ивано-франковской области с российскими?

- когда к нам приезжают предприниматели, например, из польши, израиля, то первым делом они идут в костел, синагогу, обязательно встречаются с соотечественниками. А вот российские предприниматели обходят нас стороной. Как сообщили нам дипломаты, повлиять на них мид рф не имеет возможности.

По моему мнению, россии необходимо сохранение очагов русской культуры на украине, и прежде всего в галиции. Именно здесь наиболее остро происходит противостояние здоровых сил украинского общества и оголтелых националистов. Если мы здесь устоим, то останется надежда, то будущее у российско-украинской братской дружбы есть.

Кто владеет информацией...

После 1991 г. Было объявлено, что россия переходит на рыночные отношения, и поэтому страны ближнего зарубежья должны платить за работу российских сми в их информационном пространстве. Те, ссылаясь на свою бедность, платить перестали. Образовавшийся вакуум заполнили оснащенные современной электронной техникой средства массовой информации экономически развитых стран. Ведь кто контролирует информационное пространство какого-либо региона, тот контролирует и сам регион.

В столицах стран снг обосновываются отделения юсиа при посольствах сша. Они активно распространяют информационные бюллетени, пресс-релизы, тематическую литературу, помогают редакциям материалами, а библиотекам - деньгами для подписки на местные и зарубежные периодические издания. Изданием и распространением печатной продукции в столицах снг занимаются и пресс-службы посольств других западных стран. Фактически западные страны рассматривают информационное пространство снг как чистое поле.

Правительству азербайджана турецкое правительство ежегодно платит 1 млн. Долл. За согласие не препятствовать работе турецких электронных сми в информационном пространстве страны. Разумеется, правительство турции оплачивает и саму работу этих сми в азербайджане.

В киргизии свертывание традиционного информационного обеспечения населения российскими сми сопровождается ростом информационного воздействия турции, сша. Американцы организуют стажировки для работников сми киргизии. В республике активно работает юсиа. Руководство киргизии поддерживает создание киргизско-турецких лицеев, одобрило создание киргизско-американского факультета национального университета, международного университета киргизии (при содействии сша). По отдельному каналу киргизского телевидения 15-17 часов в сутки турция транслирует свои передачи для жителей чуйской долины и бишкека, то есть для 38% населения республики. Эти передачи своевременно оплачиваются свободно конвертируемой валютой. Предлагает свои услуги и телевидение ирана.

В туркменистане отсутствие российского информационного обеспечения восполняется турцией и сша. Распространяется турецкая газета заман и ряд журналов. В местной печати регулярно публикуются материалы вестника государственного информационного агентства сша.

Больше всего наших соотечественников живет на украине. 16 апреля 1994 г. Президент леонид кучма подписал указ о государственной экономической поддержке отечественных сми. В документе сформулированы признаки, которым должны отвечать издаваемые на украине сми, чтобы считаться отечественной продукцией. В частности, не менее 50% печатной площади периодического издания должно быть занято материалами об украине и здесь же подготовленными. Такие сми получили значительные льготы и дотации. Напротив, киоски по продаже периодики облагаются налогом в сотни долларов, если торгуют изданиями не национального производства. Экономическое удушение системы распространения иностранной печати лишает каждых четырех из десяти жителей украины возможности читать российские издания. Подобная же картина в казахстане, туркменистане. В армении нет средств для выпуска не только газет на русском, но и на армянском языке.

Международное право не запрещает россии, как и любому другому государству, помогать соотечественникам, в том числе в сфере информационного обеспечения на русском языке. Однако решение этого вопроса упирается не только в отсутствие на государственном уровне политической воли и финансовых ресурсов, но и в отсутствие соответствующей технологии. Надо еще определить, кому, на какие цели, какую помощь предоставлять.

Следовательно, россии давно пора приступать к работе в данной сфере не только на общественном, но и государственном уровне. Иначе проблему соотечественников решат третьи страны. Причем не в российских, а в своих геополитических интересах.

Шагреневая кожа.

Языково-информационная среда, в которой живут соотечественники, характеризуется понижением статуса русского языка, ставшего негосударственным. Все меньше газет, журналов, учебников, вообще информации о россии из россии. Даже язык титульных наций, как стали именовать нерусскую часть населения, вытесняется из информационных пространств бывших республик ссср иностранными сми.

Численность школ с преподаванием на русском языке сокращается как шагреневая кожа. В тех же, что еще каким-то чудом сохранились, учебники пришли в такое состояние, что учиться по ним, мягко говоря, затруднительно. Новые же не поступают. Кто же их для русскоязычных печатать будет? и кто заплатит за них? ведь русские и русскоязычные - самая бедная часть населения. Кто же их для русскоязычных печатать будет? и кто заплатит за них? ведь русские и русскоязычные - самая бедная часть населения...

Прочней, чем в других странах снг, положение русских в грузии. Такая оценка дана в книге российская диаспора в странах нового зарубежья. И все-таки у наших соотечественников в грузии проблемы есть. Одна из них - сохранение и распространение русской культуры. Все население республики владеет русским языком или понимает его. В этом смысле вся грузия русскоязычная. Несмотря на тяжелое экономическое положение, власти грузии изыскивают возможности оказывать помощь русскому культурно-просветительскому обществу. И все-таки наши соотечественники ждут поддержки и из россии, в том числе в информационной сфере.

Необходимы межправительственные соглашения, согласно которым подписка на российские газеты и журналы не превышала бы стоимость подписки, допустим, на украинские. И наоборот. Можно подготовить перечень периодических изданий, учебников, учебных пособий, на которые распространяется льготный тариф на межгосударственную перевозку. Россия могла бы выделять средства на оплату подписки на газеты и журналы с русским языком преподавания. Для этого также нужны перечни школ с русским языком преподавания и списки необходимых учебников. Но учителя таких школ не знают, по каким учебникам занимаются российские школьники.

Между тем число школ с русским языком преподавания сокращается так, что если срочно не оказать им помощь, то, возможно, вскоре и некому будет помогать. Из-за того, что должная помощь не предоставляется, русский язык в ближнем зарубежье оказался на грани небытия. И это в условиях, когда рядом - россия.

Одним из главных средств выдавливания сми соотечественников из информационного пространства стран, в которых они живут, является экономический произвол местных типографий. Общественным организациям соотечественников нужна своя независимая, компактная редакционно-издательская и полиграфическая база. Экономически наиболее выгодно решать эту проблему во взаимодействии с нии полиграфии в москве. За свои услуги он берет 3% с общей суммы заказа и услуг. Это намного меньше того, что в противном случае заказчику пришлось бы платить на стороне.

Полное финансирование нескольких газет соотечественников за рубежом было признано в свое время слишком дорогостоящим проектом. Экономнее вариант с изданием одной, общей для всех соотечественников газеты. Эту идею выдвинул глава одной из русских общин казахстана. Он предупреждал, что редакция такой газеты должна находиться только в москве, а не в каком-либо российском приграничном городе. По его мнению, это предотвратило бы неизбежные ссоры. Газета должна помимо основных полос поочередно выпускать еще и сменные - белорусскую, казахскую, украинскую и т.Д. Однако на этот проект не нашлось денег.

Наиболее реально было бы создание на базе, например, радио россии радиостанции, вещающей специально для соотечественников за рубежом. Радиоприемники у соотечественников есть. Решение вопроса о ретрансляции передач тоже не представляет большой сложности. Такая радиостанция в большой степени восполнила бы нехватку газет для русскоязычных в ближнем зарубежье. И проблема информационного обеспечения соотечественников была бы наконец в основном решена. Леонид баринов.

Главная -> Законодательство

Либо прорыв - либо застой Лукояновский район Мальчик, который обрушил мировую экономику Международные выставки и ярмарки за рубежом (октябрь 1997г Надо определить стратегию развития севера министерство российской федерации по налогам и сборам 27 апреля 2001- строительные материалы Навар из паутины Некоторые особенности правового регулирования экспортно-импортных и валютных операций в республике- строительные материалы Новостройка тюремного замка