Главная -> Законодательство (Время гигантов прошло)

Президент чувашии н. Федоров относится к числу тех немногих, кто последовательно из года в год делает все для строительства соцжилья. Чувашия заслуженно находится в лидерах среди всех регионов россии по количеству вводимого жилья на душу населения. Но экономические проблемы мешают динамичному развитию строительной отрасли чувашии. Каждый год нарастают признаки неблагополучия: срываются сроки введения объектов соцжилья, растут как на дрожжах цены, появляются сообщения о банкротстве известных строительных фирм. На совещании, посвященном состоянию дел в отрасли, н. Федоров заявил о необходимости выработки новой концепции строительства соцжилья. Отражаемая в сми позиция минстроя чувашии известна всем. Предлагаемая вниманию читателей статья отражает иную точку зрения, возможно, небесспорную, но основанную на реальных примерах.

История вопроса и состояние дел.

Корни нынешних проблем в строительной отрасли чувашии были сформированы в советское время.

Получить тогда средства на развитие социальной сферы можно было только через стройки века. Ориентированная на возведение промышленных гигантов строительная отрасль (гэс, промтрактор и пр.) Чувашии уже никогда не будет иметь в республике заказов, сопоставимых с прежними объемами строительства. Правительственные программы строительства соцжилья обеспечивают работой лишь четвертую часть строителей республики. Уже сейчас наблюдается устойчивое снижение спроса на новое элитное жилье.

По данным госкомстата, в 2000 году объемы капитального строительства в промышленной сфере упали практически до нуля (в 8-15 и более раз). Объемы жилищного строительства в 2000 году составили 80 проц. От объемов 1990 года, при этом половина из них строилась в сельской местности хозспособом без привлечения строительных организаций. Производство стройматериалов в 2000 году сократилось до 24 проц. К объемам 1990 года. То есть объемы строительных подрядов сократились в 4 раза, и на весь нынешний объем строительства по советским меркам хватит одних честра, нзсм и чдск. Мощности других строительных организаций и предприятий излишни.

Количество всех работающих в отрасли сократилось вдвое, а средняя производительность труда упала в 2 раза. Доля зарплаты в общей структуре затрат упала с 27,9 проц. До 19,3 проц., Т.Е. Практически в 1,5 раза. Фактически объемы выработки в крупных строительных организациях на 1 рабочего снизились в 3-4 раза. Рост цен на производимые материалы отнюдь не пропорционален росту энерготарифов, а просто стимулируется занижением объемов их производства.

Ценообразование и нормативная база.

Строительство - единственная отрасль страны, в которой ценообразование определяется государством, а все нормативы взяты из советской базы ценообразования. Индексы перерасчета цен 1991 года в сегодняшние цены определяются по среднестатистическим сводным показателям, формируемым из отчетности предприятий. На конец 2000 г. В чувашии из 804 строительных организаций число работающих до 100 человек имело 749 организаций (сейчас почти 1400). То есть все нормативы фактически формируются по показателям малых фирм. Для пояснения пример: основные начисления (налоги, накладные расходы, платежи в пенсионный фонд и пр.) При составлении сметы ведутся от фонда оплаты труда основных рабочих. Малые фирмы, чтобы не платить налоги, в отчетности показывают зарплату рабочих 1500 руб. В месяц или меньше и еще 3-4 тысячи платят неучтенкой, перегоняя в нее начисленные по смете накладные расходы (которых у них нет). В отличие от малых фирм бывшие государственные строительные тресты имеют избыточные производственные площади по отношению к сохранившейся численности основных рабочих и могут заплатить только официальные 1500. Но их немалые объемы выполняемых работ оказывают существенное влияние на изменение среднестатистических показателей в большую сторону. В итоге нормативы минстроя по ценообразованию обеспечивают существенную прибыль для малых фирм и бригад шабашников, выполняющих работы за наличный расчет. Для крупных строительных организаций эти нормативы убыточны изначально.

От ссср в нормативах осталось даже понятие плановые накопления. Или по-рыночному - прибыль. Но в ссср она полностью оставалась у строителей, а сейчас есть налоги (на имущество и др.), Уплачиваемые из прибыли. У малых фирм этих налогов почти нет, а бывшие тресты, имеющие массу имущества и помещений, вынуждены платить большие суммы таких налогов, и в их распоряжении прибыли практически не остается. Кроме того, нормативные индексы пересчета цен и зарплат 1985 года в сегодняшние неравномерен по видам производимых работ и не в пользу бывших трестов. Они, как правило, ведут именно строительство, имея крупные объемы строительно-монтажных работ (кирпичная кладка и др.), Которые получаются недооцененными, и чем большие объемы работ тресты выполняют, тем больше убытков имеют.

Налогообложение и бухучет.

Принцип ведения бухгалтерского учета и отчетности сохранился в строительстве с советских времен. Но в ссср от того, как был построен учет, финансовое положение предприятия не зависело. Сейчас есть налоги, которые в ссср были просто немыслимы. В расчетах смет основные налоги (ндс и автодор) плюсуются к исчисленным объемам работ и компенсируются заказчиком.

Часть налогов в ценообразовании не учитывается, и при их расчете у бывших трестов резко уменьшают прибыль. Это делает тресты неконкурентоспособными по сравнению с малыми фирмами, которые могут играть на снижении цен при борьбе за получение подрядов.

Механизм начисления ндс таков, что для бывших трестов обязанность по его уплате превращается в самоубийство. При больших объемах выполненных работ и частых задержках расчетов тресты вынуждены вставать перед выбором: или платить текущие платежи по ндс (до 200-300 тыс. Руб. В месяц) и не иметь средств для расчетов по зарплате и за материалы, или платить зарплату и за материалы и не платить налоги. В первом случае встает стройка, во втором - растут пени и штрафы. В итоге, независимо от усилий строителей, у них накапливаются просроченные долги перед поставщиками и по налогам.

Сохранившаяся от ссср схема учета бухгалтерских проводок в строительстве диктует включение на всех его этапах стоимости материалов в объемы выполняемых работ. Сейчас это приводит к завышению стоимости материалов и работ. Заказчики выполняемых работ сами стараются приобретать материалы и делают наценку, передавая их подрядчику. Ситуация доходит до абсурда - заказчик приобретает материалы, проводит через свой баланс, делает наценку, платит все налоги, передает материалы подрядчику. Тот тоже делает наценку, платит все налоги и предъявляет увеличенную стоимость этих материалов заказчику к оплате.

Основная сумма генерируемых при такой практике налогов (ндс) идет в федеральный бюджет. При финансировании подрядов из местного бюджета получается, что за счет дотационного бюджета чувашии пополняется федеральный бюджет.

Самый архаичный оставшийся в отрасли от ссср пережиток - нормативное формирование внутренних расходов. Звучит дико после почти пятнадцати лет реформ, но до сих пор в подразделениях трестов тратят не потому, что расходы нужны, а потому, что есть норматив расходов и его надо выбрать.

Самое интересное, когда строители с убытков ндс платят. Получается это так. Половину строящегося дома финансирует гукс, а другую - сами строители, привлекая дольщиков по фиксированной цене. Заказчиком стройки является гукс, и все выполненные объемы работ он процентует как положено на весь дом и вычитает из сумм, подлежащих оплате, долю подрядчика - ту самую половину. А тресты в объемах выполненных работ, как положено по бухучету, учитывают объемы всего дома и начисляют ндс. И пока дом строится в пределах планового срока, денег дольщиков строителям хватает. Но сейчас в срок ни один дом не сдается, и индексы пересчета цен, утверждаемые минстроем, каждый квартал растут как на дрожжах. Денег дольщиков на покрытие доли строителей в финансировании дома не хватает. И суммы, которые никогда не будут получены, становятся производственным убытком, ведь деньги от дольщиков собраны и проедены уже тогда, когда квадратный метр был дешевле, а рубль дороже. Но с такого убытка ндс не начисляется, а у трестов объемы работ к налогообложению учитываются по подписанным заказчиком (гуксом) процентовкам, а значит - плати ндс.

Пирамиды и соцжилье.

Пока дома строятся, убытки не очевидны, у строителей есть иллюзия, что вот достроим, вот сдадим. Но как только сдают, сразу выявляются недоделки и завышение объемов работ. И новые убытки. И начинают строители строить пирамиды - берут все новые и новые объекты, и коммерческие, и социальные. Получая деньги на соцжилье, строят коммерческие объекты. Списывают на них свои убытки и не могут их продать из-за резкого завышения цен. Но внешне все выглядит солидно. Разбросанные по городу стройки привлекают клиентов - стереотип много строят, значит - крепко сидят еще живуч. Но статистика показывает постоянное снижение объемов вводимого в строй жилья и рост обеспеченности им населения. Рынок элитного жилья близок к насыщению.

Малоимущим слоям населения нужна ипотечная система улучшения жилищных условий через обмен старой квартиры на новую с рассрочкой доплаты до 15 лет. А ее нет. Но основной причиной, из-за чего не сдаются вовремя объекты социального жилья, является распыление бюджетных средств по различным объектам. Если в строящемся доме всего 25-30 проц. Социального жилья, а на остальные коммерческие метры покупателей не нашлось, то совершенно очевидно, что средств достроить дом вовремя у строителей не будет.

Существующие системы кредитования населения на приобретение жилплощади через бюджетное субсидирование и ипотечное кредитование не учитывают интересов строителей и получателей жилья. Система субсидирования приводит к плановой убыточности соцжилья из-за убыточности самой системы ценообразования и бухучета и из-за повышения цен на энерготарифы и стройматериалы, денег под которое в бюджете изначально не заложено. Результат - повышение тарифов и рост цен тресты вынуждены относить на свои убытки. Кроме того, из-за изменения снип в россии с 2000 года общая площадь квартир увеличилась в 1,3-1,5 раза без увеличения жилой площади. То есть 2-комнатная квартира вместо 54-57 кв. М имеет до 85 кв. М, а 3-комнатная вместо 72 кв. М - до 110 кв. М. Субсидии же по-прежнему даются из расчета 18 кв. М общей площади на человека. За остальные надо доплачивать по полной стоимости. Несложный расчет показывает, что для получения 2-комнатной квартиры семье из 3-х человек уже сейчас нужно вносить около 250 тыс. Руб., А семье из 4-х человек для получения 3-комнатной квартиры потребуется более 300 тыс., Что для малоимущих много. Интересы получателей жилья при нынешнем варианте ипотечного кредитования ущемлены тем, что остаток невыплаченных сумм индексируется пропорционально росту цен на жилье на рынке, чего нигде в мире, насколько известно, нет. При росте энерготарифов и цен на жилье можно постоянно, сколько ни выплачивай, оставаться должным больше того, сколько занимал.

Кто виноват и что делать?

препятствий для разрешения проблем в отрасли, кроме косности чиновников (в первую очередь на федеральном уровне) и самих строителей, нет. Поэтому им, отвечая на вопрос кто виноват?, можно посоветовать посмотреть в зеркало. До проведения централизованных конкурсов на приобретение на весь объем республиканского строительства основных используемых в строительстве материалов наши умы додуматься не могут. А ведь этих материалов не так уж и много - цемент, песок, глина, щебень, арматура. Еще газ и мазут - для производства электроэнергии, тепла и пара. И проще централизованно закупить эти ресурсы и на тех же конкурсах разместить заказы на производство нужных стройматериалов. А затем отдавать их строителям в переработку, оплачивая им только их прямые трудозатраты. Реализуя такую схему расчетов, можно получить и снижение цен на материалы, и снижение стоимости жилья. И у строителей не будет убытков, и налоги в основном будут идти в местный бюджет.

Для решения накопившихся проблем в отрасли необходима разработка и реализация целевой программы реформирования предприятий отрасли с реструктуризацией накопившихся долгов. Реформирование предприятий надо ориентировать на увеличение объемов выполняемых работ, в том числе в других регионах, на сокращение уплачиваемых федеральных налогов и на вывод неэффективно используемых мощностей с целью последующего привлечения инвесторов. Минстрой должен понять, что время строительных монстров прошло. Надо бывшие стройтресты реорганизовать в холдинги малых предприятий, создать условия для объединения малых строительных фирм в такие же холдинги на базе рукса, гукса и нескольких ипотечных компаний (созданных с участием банков и предприятий республики) и обеспечить всем равные условия работы и получения госзаказов.

Строительная отрасль чувашии сохранила все необходимое, чтобы в короткий срок стать одним из самых мощных строительных комплексов среди российских регионов, своего рода тяговым локомотивом экономики чувашской республики. Но в те же самые сроки отрасль может окончательно утонуть. Объяснение этому парадоксу, кстати сказать, полностью укладывающемуся во все каноны диалектики и законов рынка, - тема отдельного разговора.

В. Барц.

Главная -> Законодательство

Комплекс неполноценности паутина роста Кузбасс в 2001г Квартирный вопрос Лучше стен могут быть только стены Магазин xxi века - какой он? последние несколько лет отмечены- строительные материалы Методические подходы к оценке стоимости машин и оборудования Москвичи - жертвы ремонта Налоговый кодекс российской федерации Наши подручные На вопросы новой сибири отвечает депутат облсовета серегей кибирев Новости строительного законодательства