Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Законодательство (Тайна усадьбы брюса) Дух дома. Архитектура - искусство пространственной организации жизни и одновременно ее художественное и философское истолкование. Осмысленно складывать камни, строить - это есть акт духовности, миросозидания. В отличие от ускользающего духа времени дух места очень конкретен. Его определяют практические резоны - геология, климат, строительные материалы и факторы более высокого порядка - национальные традиции, представления о мире и человеке. Региональный подход к архитектуре, воссоздавая дух места , возрождает и дух дома , по которому так тоскует человеческая душа. В нашем отечестве в xviii веке большинство населения проживало в сельских местностях. В толковом словаре в.Даля сельские поселения представлены очень разнообразно: деревни, хутора, погосты, пустоши, починки, новоселки, займище, слобода, селишко, селище, сельбище, сельцо, пустошная или отводная усадебка. Усадьбу даль определяет от глагола усаживать (на землю). Это господствующий дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом . Ухожи - это хозяйственные угодья, в том числе лесные. Такое толкование передает комплексный, многообразный характер русской усадьбы, прошедшей длительный путь развития от xiv века до начала xx. Со времени указа о вольности дворянства освобожденные от обязательной постоянной службы при царском дворе устремились в свои близкие и отдаленные вотчины и поместья и стали их обустраивать в соответствии с тогдашними требованиями моды и собственным вкусом. (Кстати, вотчина - это наследованная земля, отцовская , а поместье - куда поместили , т. Е. Земля дарованная или приобретенная.) Усадебная культура оставила нам прекрасные архитектурные и парковые ансамбли, художественные и книжные собрания, семейные архивы. Многие усадьбы были знамениты своими театрами, музыкальными и литературными салонами. Не случайно уже в конце xix века некоторые превращались в своего рода музеи. Сколько бы ни изучать старых усадеб, никогда нельзя почувствовать пресыщения. В них нет однообразия, нет повторений. Вся сложность эпохи русского романтизма, времени дум новикова и радищева, преобразовательных замыслов екатерины ii, поэзии державина, карамзина, жуковского, батюшкова, 1812 год, александровский мистицизм, орлиный взлет юного пушкина, песни дельвига и дениса давыдова - такой духовный фон, на котором складывалась подмосковныя. Были в россии времена, когда больше думали и работали, но никогда не жили более ярко, никогда не чувствовали так разнообразно, так многосторонне , - писал исследователь русской дворянской усадьбы ю.Шамурин. В нашем веке судьба русской усадьбы горькая. Редко какой повезло - не сожгли, не разграбили, а превратили в музей или санаторий. В лучшем случае сюда приходят смотреть на чужую жизнь, как те, которых описал в рассказе ханский огонь м.Булгаков. Это едва ли не последнее в русской литературе описание усадебного дома: свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золоченые легонькие стулья чинно стояли под стенами. Темные гроздья кенкетов глядели со стен, и, точно вчера потушенные, были в них обгоревшие белые свечи... Жизнь только-только покинула этот дом - булгаков написал этот рассказ в 1924 году. А потом? вихрь индустриализации смахнул все и вся. И уже андрей белый писал: ...Заброшенный дом.//Кустарник колючий,//но редкий.//Грущу о былом:// ах, где вы - //любезные предки? //из каменных трещин торчат//проросшие мхи, как полипы.//Дуплистые липы//над домом шумят...//Былое как дым...//И жалко.//Охрипшая галка//глумится над горем моим...//. ВСе мы с вами, безродные разночинцы, оказались наследниками романтической дворянской культуры. Некому больше наследовать. Сподвижник петра великого. Старейшая из сохранившихся каменных подмосковных усадеб - глинки, построена в 20-х годах xviii века я.Брюсом. Говорить о ее истории - значит прежде всего рассказать о людях, которые там когда-то жили. Яков вилимович брюс - уроженец москвы, прямой потомок королей шотландии. Его отец был нанят в российскую армию иваном милославским для войны с речью посполитой и прослужил россии 33 года. Сыновья тоже пошли на военную службу россии. 18-летний яков участвовал в 1-м крымском походе, где познакомился с 15-летним петром i и стал с ним неразлучен во всех его начинаниях, военных, административных и научных: строительство адмиралтейства в петербурге, формирование торгового флота в архангельске и военного - в воронеже; в 1698 году по приказу петра брюс едет в англию для работы в королевском научном обществе, где знакомится с ньютоном. В англии и голландии формирует научную библиотеку для первой российской академии наук, закупает приборы, приглашает иностранных специалистов в россию; открывает первую школу математических и навигацких наук в сухаревой башне с астрономической обсерваторией. Создает русскую конную артиллерию (в европе она появилась через 50 лет). Под полтавой пушки брюса решили исход битвы, за что стал он кавалером ордена андрея первозванного. 1706 год - создание первой московской гражданской типографии братьев киприановых. На брюса возложено надзрение за ней, т. Е. Цензура. В этой типографии начал выходить знаменитый брюсов календарь , ставший чрезвычайно популярным в народе. По рекомендации брюса и с использованием его библиотеки (его личная библиотека составляла 1579 томов на 14 языках по 20 научным дисциплинам) п.Татищев занимается написанием первой истории российской , где во введении благодарит брюса за предоставленную возможность работать с оригиналом повести временных лет нестора. Сам брюс обнаружил эту книгу во время своих научных занятий в австрии и вернул в россию. В 1717-1726 гг. Брюс становится во главе создаваемой легкой и тяжелой промышленности, курирует заводы демидова на урале, а в 1721 году руководит делегацией при заключении мирного договора со швецией, по которому россии отошли земли прибалтики. По отзыву петра, более важного договора россия еще не знала . В июне 1725 года (уже после смерти петра i) он открывает 1-ю российскую академию наук. Масон-чернокнижник? в 1726 году брюс выходит в отставку в чине генерал-фельдмаршала и покупает усадьбу глинки. Специалисты после тщательного осмотра не отнесли глинковские постройки ни к одному из известных иностранных и русских архитекторов. Возможно, их автор - сам я.Брюс, в чьей библиотеке были сочинения многих теоретиков архитектуры. Дом в глинках, выстроенный в стиле московского барокко, - двухэтажный. Окна нижнего этажа увенчаны замковыми камнями с гротескными масками. Каждая маска - индивидуальная работа мастера и не повторяется. Замковые камни сводов также украшены рельефными масками. С ними связаны легенды: одну из масок называют автопортретом самого брюса; есть такие, которые меняют выражение лица в зависимости от нашего угла зрения; на северном фасаде здания - в сторону петербурга и на западном - в сторону москвы, брюс велел сделать маски с высунутыми языками. Верхний этаж строился прежде всего как обсерватория. Венчает постройку фонарь-башенка, где находились астрономическая обсерватория и часы. На открытой северной лоджии можно было работать с длинными зеркальными трубами, а ориентировка дома на юг и на север соответствовала требованиям наблюдательной астрономии. (Брюс был единственный изготовитель в россии ньютоновского телескопа с отражателями; в 1733 году он установил его в своих глинках.) В усадьбе, как указывается в документах, были мастерские по шлифовке зеркал и стекол, химическая лаборатория, плавильные печи. Архитектурный стиль главного дома продолжают и другие здания усадьбы - флигели или павильоны, расположенные по сторонам главного дома. В правом размещалась кардегардия, т.Е. Караульня, где стоял взвод солдат согласно чину, который носил граф я.Брюс. Фасад левого паркового павильона разработан чрезвычайно нарядно, в том дворцовом стиле, который характерен для первой половины xviii века, - окраска в два тона, статуи амура и психеи, балюстрада с фигурами и вазами. Внутри павильон распадается на три помещения - средний зал с нишами по углам и двумя комнатами с обеих сторон. Сейчас в этом павильоне находится музей я.Брюса. Специалисты предполагают, что этот павильон был масонской ложей. В таком случае центральное помещение являлось залом заседаний, отделение слева - комнатой приуготовления , а справа - комнатой старших братьев . Дорожки усадебного парка в плане образуют сложные фигуры, напоминающие масонские знаки. После смерти якова брюса усадьба перешла к его племяннику александру. Ему наследовал сын яков александрович брюс, московский генерал-губернатор при екатерине ii. Его дочь и наследница, графиня екатерина яковлевна, вышла замуж за видного масона, главу ложи астрея - василия валентиновича мусина-пушкина и умерла без мужского потомства в 1836 году в париже. Так прервалась русская ветвь брюсов. В середине xix века усадьба попадает в чужие руки. Сначала ее приобретает купец усачев, потом помещица колесова, велевшая скромности ради побросать в пруд всех обнаженных бахусов и венер, украшавших дорожки сада. И начинаются чудеса. Как сообщает предание, брюс не дал ей житья в доме, и она переселилась во флигель, надстроив его вторым этажом. После колесовой усадьба переходит в руки купца лопатина, построившего здесь громадную фабрику, но удар молнии в дом, который лопатин превратил в склад хлопка, произвел в нем опустошительный пожар. И вот, подчиняясь суеверию, лопатин не только его весь отремонтировал, правда, снова в качестве склада, но даже восстановил в нем, как сумел, вышку с часами. Вскоре сгорела и лопатинская фабрика. Дух брюса точно витал над усадьбой, карая вольное отношение владельцев к ее старине. Вообще вокруг глинок и ее владельца я.Брюса сложилось немало легенд. В глинках рассказывают о его умении оживлять умершие, даже разрубленные, тела; о драконе, прилетавшем к брюсу, поводом к чему послужили фантастические существа, украшавшие лестничные входы гротового помещения; о замерзшем среди лета под чарами брюса пруде, где владелец катался на коньках; будто здесь, в усадьбе, усердно и не без результата он искал состав живой и мертвой воды. Говорят, что у кого-то осталась рукопись, указывающая на существование зарытой библиотеки знаменитого чернокнижника. Незадолго до смерти брюс предсказал пожар в усадьбе. И действительно, главный дом горел в указанное им время, более чем полтора века спустя - в 1899 году. Одно из преданий говорит о подземных ходах: один из них якобы давал доступ в комнату приуготовления масонской ложи из гротового помещения на главной оси усадьбы. А вот что показывают исследования: в усадьбе существует целая сеть подземных ходов, соединяющих между собой все здания усадьбы, и выходит она за ее пределы - к пруду, в парк, на берег вори. Один ход выводит к бирлюковскому монастырю (это в 5 км), а другой - в гребнево (20 км), усадьбу другого известного масона - м.Хераскова, друга н.Новикова. Первое упоминание о сети подземных ходов в глинках относится к 1698 году. Возможно, это были пещеры-кельи монахов (когда-то эта земля принадлежала троице-сергиевой лавре), возможно, ходы остались при разработке глины (об этом говорит название местности). По одной из версий, такими стратегическими ходами соединялось все подмосковье еще со времен ивана грозного. Дальше, за парком, стоит церковь. Здесь же находилось небольшое здание усыпальницы. Как пишет н.Греч, внутренность храма как бы озарена лучами искусства от превосходного памятника графине прасковье александровне брюс работы и.Мартоса. К портретному медальону графини брюс, помещенному на высоком треугольнике серого гранита, слева в порывистом движении приникает мужская фигура, олицетворяющая убитого горем мужа. Лица не видно - и тем не менее в силуэте спины, в жесте заломленных рук чувствуется такой драматизм, которого не достигнуть никаким выражением страдания в лице. С этим памятником также связана легенда. Предание сообщает, сливая воедино различные исторические лица, что граф брюс, вернувшись из похода и узнав о недавней, в его отсутствие смерти жены, поспешил в церковь, бросился к гробу и так и закаменел около него, убитый горем. Фигура его оказалась спиной к алтарю. Три раза переставляли его, но он снова возвращался в первоначальное положение, пока епископ не благословил оставить его в прежней позе. Сам я.Брюс был похоронен в кирхе св. Михаила в немецкой слободе. Это захоронение было вскрыто в 1929 году; по одежде определен точный рост брюса (1,94 м), камзол был передан в исторический музей, а череп - в мастерскую герасимова; следы его затерялись, захоронен ли он - осталось неизвестным. Ирина сушкова. Главная -> Законодательство Где в россии деньги лежат? каждый россиянин потенциально владее тдвумя- строительные материалы Глава iii Глиняный ковер Игра головой (1) Исторические чтения: к 70-летию областного краеведческого музея Как защищаются те, кто украл кемеровоспецстрой Конкурентоспособная пенза Кризис метростроя Кузбасс в i полугодии 2002 г Либо прорыв - либо застой Лукояновский район Мальчик, который обрушил мировую экономику |