Главная -> Законодательство ((4))

Ведомственные письма.

* В связи с внесенными приказом минфина рф от 12 ноября 1997 г. n 81н изменениями в правилах ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности (в частности, установление порядка отражения на счете 81 только сумм платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а также штрафных санкций) в 1998 году встал вопрос о возможности применения предприятиями льготы по затратам на капитальные вложения, поскольку такой подход в переложении к учету на первый взгляд предполагает осуществление капитальных затрат только за счет прибыли прошлых лет и соответственно не удовлетворяет установленным условиям для получения льготы.

Письмом госналогслужбырф от 27 октября 1998 г. n Шс-6-02/768 установлено, что изменения в правилах отражения той или иной операции в бухгалтерском учете не могут служить основанием для непредоставления льгот (см. Также письмо минфина рф от 20 мая 1998 г. n 04-02-04/1).

Льготы по капитальным вложениям могут быть предоставлены при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, текущего года. Возможные ограничения этих льгот связаны только с уменьшением уплачиваемой в бюджет суммы налога более чем на 50 процентов. Никакие другие ограничения льгот действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

В письме также подчеркнуто, что современными требованиями по отражениюопераций в бухгалтерском учете при осуществлении капитальных вложений не устанавливается списание соответствующих источников финансового обеспечения данных хозяйственных операций (например, по счету02 аналитика по использованной на приобретение основных средств амортизации не ведется и при решении вопроса предоставления льготы по налогу на прибыль лишь принимается во внимание).

Аналогичнодолжны приниматься во внимание суммы ранее созданных фондов накопления, доли нераспределенной прибыли прошлых лет (таккак требования обязательного создания организацией каких-либо фондов с отражением на счетах бухгалтерского учета отсутствуют), нераспределенной прибыли за соответствующий отчетный период текущего года.

Таким образом, для решения вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль необходимо выделение в аналитическом учете нераспределеннойприбыли за соответствующий отчетный период текущего года сумм, предназначенных для осуществления капитальных вложений, с цельюпоследующего перечисления по времени утверждения годовых бухгалтерскихотчетов организаций в установленном порядке в фонды накопления или добавочный капитал аналогично порядку, установленному ранее минфином россии в письме от 19 февраля 1993 г. n 15 (то есть на счете 88/1 нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года должен быть открыт субсчет прибыль использованная с отражением на нем суммы капитальных вложений с последующим списанием на субсчет этого же счета прибыль образованная).

* В 1998 году неожиданно возникла проблема применения малыми строительными предприятиями льготы по налогу на прибыль в течение первых четырех лет работы.

Следует отметить, что вопрос о порядке расчета доли выручки от производства строительных работ в общей сумме выручки был спорным и раньше. При этом на практике в большинстве случаев принимался подход, в соответствии с которым выручка от строительной деятельности принималась в размере, отраженном по строке 010 формы n 2 бухгалтерской отчетности (то есть с учетом объемов субподрядчиков).

Пример.

Выручка от смр всего - 100, в том числе субподрядные работы - 30.

Выручка от прочих видов деятельности - 10.

Итого: выручка от реализации - 110.

В этом случае доля выручки от строительной деятельности признавалась в размере 100 / 110 х 100% = 90,9%.

В самом конце декабря 1997 года гни по москве письмом от 29 декабря 1997 г. n 33-13/34382 со ссылкой на письмо госналогслужбы рф от 15 декабря 1997 г. n 02-4-07/1 разъяснила, что при исчислении доли выручки смр в общем объеме полученной выручки для определения права на льготу не берется и никогда не должна была браться в расчет стоимость выполненных субподрядчиками объемов смр. При этом был указан необходимый порядок расчета: (100 - 30) : 110 х 100% = 63,6%.

Очевидно, что в таком случае значительное количество предприятий данной льготы лишались. Такой подход вызвал множество претензий не только с точки зрения трактовки понятий, но и из-за некорректности расчета с экономической точки зрения.

Госналогслужба письмом от 27 октября 1998 г. n Шс-6-02-768@ также указала, что при обосновании права на льготу по налогу на прибыль малые строительные предприятия рассчитывают долю выручки только от работ (услуг), выполненных собственными силами, и в общую сумму выручку от реализации продукции субподрядчиков не включают.

При этом позиция госналогслужбы рф по вопросу, как считать долю выполненных строительных работ, изменилась и выражается в следующем расчете (применительно к тому же примеру см. Письмо гни по г. Москве от 25 июня 1998 г. n 30-08/18456 со ссылкой на письма госналогслужбы рф от 9 июня 1998 г. И от 24 июня 1998 г. n 02-4-07/1):

(100 - 30) /(110 - 30) х 100% = 87,5%.

На этом спор о трактовке понятия выручка от строительства объектов в контексте налогового законодательства можно считать исчерпанным, поскольку приведенные госналогслужбой рф доводы о том, что прибыль (которая льготируется) от выполненных по договору на строительство работ определяется как разница между выручкой от реализации работ и услуг, выполненных собственными силами, и затратами на их производство и сдачу (11), а также ссылки на уместную в данном случае аналогию с порядком расчета выручкиприопределениисуммы налогана пользователей автомобильных дорог, являются достаточно весомыми аргументами в защиту такой позиции.

Если предприятие не согласно с таким подходом, то свои интересы оно будет отстаивать в судебных органах. При этом в случаеесли в акте проверки налоговым органом в качестве основания своегоподхода указаны перечисленные по тексту внутриведомственные письма, то у предприятия имеются достаточно высокие шансы отменить такое решение налогового органа (см., Например, решение арбитражного суда г. Москвы от 10 сентября 1998 г.). ЕСли жедоводы налогового органа будут основаны на положениях законодательства (с соответствующей трактовкой), то исходспора в каждом конкретном случае будет определяться решением судьи и компетентностью представителей сторон.

* Предприятиям и организациям, партнерами которых являются иностранные компании,нужно иметь в виду особенности их налогообложения,которые связаны с обязанностью российского предприятия удержать налог на доход.

Являясь источником выплаты дохода иностранного юридического лица, российское предприятие прежде всего должно выяснить, имеет ли его партнер официальную регистрацию в россии с присвоением инн. Проставленный врасчетно-платежных документах идентификационный номер в принципе указывает на то, что его владелец является самостоятельным плательщиком налогов и может избавить вас от необходимости их удерживать. Однако это не относится к пассивным доходам (не связанным с ведением активной деятельности - платежи за использование авторских прав и по лизинговым контрактам, проценты по депозитным вкладам, доходы по акциям - они в любом случае облагаются налогом на доходы у источника выплаты).

После введения в 1998 году новых форм документов (письмо госналогслужбы рф от 31 декабря 1997 г. n Вг-6-06/928) в общем случае стало невозможным предварительное освобождение от налогообложения доходов иностранных юридических лиц, для чего раньше существовалоуведомление об источниках доходов в российской федерации.

Однако в некоторых случаях (п. 6.4 инструкции госналогслужбы рф n 34), если конкретные доходы иностранного юридического лица (не имеющего российского инн) напрямую подпадают под действие международного соглашения об избежании двойного налогообложения и не подлежат обложению налогом в рф, ему нужно подать в местный налоговый орган заявление о неудержании налога на доходы у их источника. Такими могут быть в основном только пассивные доходы, то есть доходы, вид которых, источник выплаты, а зачастую и приблизительная сумма дохода заранее известны. Активные доходы, то есть связанные с осуществлением деятельности в россии, подпадают под такое освобождение только в соответствии с каким-либо конкретным соглашением в очень ограниченных случаях.

В таких ситуациях основанием для российского предприятия не удерживать налог с доходов иностранного юридического лица будет его оформленное в налоговых органах заявление на предварительное освобождение по старой форме 1013dt(1996), установленной письмом гнс рф от 29 декабря 1995 г. n Вз-6-06/672.

Налоги в дорожные фонды.

Закон рф от 18 октября 1991 г. n 1759-1 о дорожных фондах в российской федерации. В 1998 году корректировался два раза - федеральными законами от 28 марта n 51-фз и от 27 июля n 93-фз. В инструкцию госналогслужбы рф n 30 вносились изменения и дополнения n 7 и n 8 (см. Приказы госналогслужбы рф от 11 декабря 1997 n ап-3-07/237 и от 31 марта 1998 г. n Ап-3-07/58).

Изменения и дополнения n 7 к инструкции n 30

вступили в силу с 28 февраля 1998 г.

Внесен ряд уточнений в действовавший ранее порядок исчисления налогов. В целом введение данных норм не привело к принципиальным изменениям порядка расчетов с дорожным фондом для большинства предприятий. Так, в частности:

*конкретизирована и приведена к общеустановленной дата совершенияоборота для расчета налога на приобретение гсм предприятиями, ведущими учет выручки по оплате;

*указано, что в закрытых административно-территориальных образованиях налоги в дорожный фонд зачисляются только в бюджеты этих образований;

* уточнен порядок расчета налога на пользователей автодорог религиозными организациями, банками и кредитными учреждениями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

* уточнено понятие автомобильные дороги общего пользования для определения возможности получения льготы организациями, осуществляющими их содержание;

* для предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, установлен общий порядок уплаты налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств;

*для всех предприятий уточнено, что в случае приобретения автотранспортных средств за рубежом налог на приобретение автотранспортных средст исчисляется от заявленной таможенной стоимости, определяемой в соответствии с законом рф от 21 мая 1993 г. n 5003-1 о таможенном тарифе;

*срок уплаты налога организациями, уплачивающими налог в бюджетпомесячно, установлен до 15-го числа следующего за отчетным периодом месяца (ранее было не позднее 15-го числа).

Изменения и дополнения n 8 к инструкции n 30

изданы в соответствии с федеральными законами от 26 марта 1996 г. n 42-фз о федеральном бюджете на 1998 год и от 28 марта 1998 г. n 51-фз, вступили в силу со 2 апреля 1998 г.

В соответствии с вышеназванными законами с 31 марта 1998 г. Изменилось соотношение между федеральной (0,5%) и территориальной (2,0%) ставками налога при сохранении общей ставки в размере 2,5% (письмо госналогслужбы рф от 3 апреля 1998 г. n Ап-6-07/219, минфина рф от 3 апреля 1998 г. n 16н, фдс рф от 1 апреля 1998 г. n Фдс-14/939, цб рф от 1 апреля 1998 г. n 201-у).

Для плательщиков важно проконтролировать распределение по итогам года, поскольку переплата налога в один адрес не компенсирует образовавшуюся недоплату в другой.

Принципиально изменен порядок расчета с бюджетом по налогу на реализацию гсм для предприятий, продающих ввезенные на территорию рф нефтепродукты. Так, если раньше данные организации уплачивали налог на гсм с разницы между ценой реализации и таможенной стоимостью, то теперь в налогооблагаемую базу подлежит включению вся сумма выручки (без ндс).

Ведомственные письма.

* В целях исчисления налога на пользователей автомобильных дорог предприятие использует показатель выручки (или наценки), исчисленный в отчетном периоде в зависимости от выбранного организацией метода учета выручки в целях налогообложения (письмо госналогслужбы рф от 5 января 1996 г. n Пв-4-13/3н, письмо минфина рф от 24 октября 1997 г. n 04-03-1112). Таким образом, предприятия, признающие выручку в целях налогообложения по оплате, не должны начислять к уплате в бюджет суммы налога по отгруженной продукции, за которую оплата еще не поступила.

* В том случае, если в данном отчетном периоде у организации нет объема выполненных работ,а налог на пользователей автомобильных дорог начислен и отнесен на себестоимость продукции (работ, услуг), он будет числиться в составе незавершенного производства, которое будет закрыто в том отчетном периоде, когда появится объем выполненных работ (письмо минфина рф от 30 июля 1998 г. n 04-05-11/87).

* Не включаются в объект налогообложения по налогу на пользователей автодорог суммовые разницы, возникающие в случае проведения сторонами договора операций, оцениваемых в условных единицахпо согласованному, изменяющемуся во времени курсу (письмо минфина рф от 20 января 1998 г. n 04-05-11/3). Данный подход определяется установленным порядком их отражения на счете 80 прибыли и убытки.

* В соответствии с приказом минфина россии от 15 января 1997 г. n 2 о порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагамипредприятия-инвесторы (непрофессиональные участники рынка ценных бумаг) вложение средств в виде инвестиций в ценные бумаги в бухгалтерском учете отражают как финансовые вложения, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затратпо счету 58 краткосрочные финансовые вложения или 06 долгосрочные финансовые вложения. При этом выручка от реализации ценных бумаг, приобретенных ранее как финансовые вложения, отражается по кредиту счета 48 реализация прочих активов.

В связи с изложенным доход, полученный организацией, являющейся непрофессиональным участником рынка ценных бумаг, от реализации (погашения) ценных бумаг, в том числе гко, налогом на пользователейавтомобильных дорог не облагается как доход, полученный от реализации финансовых вложений (письма минфина рф от 25 сентября 1998 г. n 04-05-11/109, от 18 декабря 1997 г. n 04-07-06).

* Установленный законом порядок требует раздельного ведения учета по операциям, относящимся к различным видам деятельности.

Это, казалось бы, общее правило приводит иногда к сомнениям о правильности определения облагаемой налогом базы. Так, предприятия, имеющие в своем составе торговое подразделение, на практике иногда сталкиваются с требованием налоговой инспекции оформлять передачу продукции со склада в магазин проводкой д-т сч. 41 к-т сч. 46, рассматривать движение продукции как товаров в организации торговли и платить налог на пользователей автодорог по двум видам деятельности: производственной - со всего оборота и торговой - с наценки (13). В таком случае следует настоять, что согласно методологии бухгалтерского учета счет 46 не применяется для отражения операций, отражающих внутрихозяйственные отношения между подразделениями одной организации. Для этого используется счет 79 внутрихозяйственные расчеты (или, по мнению автора, на отдельном субсчете счета40), и соответственно объекта налогообложения по торговой деятельности не возникает (письмо минфина рф от 5 ноября 1998 г. n 04-05-11/124).

Сходным образом разрешается проблема и при выполнении работ по договору подряда, в которомзадание выполняется с использованием собственных материалов заказчика. Такие договоры квалифицируются обычно как договоры переработки давальческого сырья, т. Е. Сырья, принятого подрядчиком без оплаты (п.13 письма минфина ссср от 30 апреля 1974 г. n 103) и ему не принадлежащего. Учитываться оно будет на забалансовом счете 003 материалы, принятые в переработку, на счете 46 его стоимость никак не отразится и в налогооблагаемую базу не войдет (письмо минфина рф от 26 октября 1998 г. n 14-05-11/121).

* У предприятий общественного питания продажа продукции собственного изготовления (например, в столовой или буфете, включая отпуск обедов на дом, или через торговые точки) ведет к образованию выручки от реализации, котораяподлежит налогообложению со всего объема полученных средств. Если речь идет о продаже приобретенных для дальнейшей реализации продуктов питания, то это торговая деятельность, и в ее рамках налог исчисляется от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров (письмо минфина рф от 3 сентября 1998 г. n 04-05-11/106).

* Предпродажная подготовка товара торговой организацией (разделка, фасовка, упаковкаи прочее) не относится к производственной деятельности (письмо минфина рф от 26 октября 1998 г. n 14-05-11/121).

Главная -> Законодательство

(2) Олег жданов: на рынке жкх-услуг необходима конкуренция Особенности аудита строительных организаций: аудит затрат на производство строительно-монтажных работ О переоценке основных фондов в 1997 году О социально-экономическом положении края в 1999 году Перестроенный комплекс Постановление ч1 от 14 Приложение к постановлению законодательного собрания краснодарского края Простая философия тэбукнефти Развитие рынка газетно-журнальной рекламы в мае 1997 г Региональная экономика