Главная -> Законодательство (Особенности аудита строительных организаций: аудит затрат на производство строительно-монтажных работ)

организаций: аудит затрат на производство

строительно-монтажных работ.

Аудит затрат на производствостроительно-монтажных

работ рекомендуется начинать с ознакомления со структурой

проверяемой организации. Производственными единицами

строительно-монтажнойорганизацииявляютсястроительные

участки или отдельные объекты строительства.Количество

участков зависит от числа одновременно строящихся объектов и

их территориального размещения.

В составе строительно-монтажной организации могут быть

подсобно-вспомогательные производства,обслуживающие

основную строительную деятельность: карьеры по добыче песка

и гравия,растворобетонныеузлы,ремонтно-механические

мастерские, транспортные службы и др.

В процессе ознакомления устанавливаются объекты учета,

по которым проверяемой организацией формируются

производственные затраты.

Проверку правильности отнесения затрат на производство

рекомендуется производить по статьям затрат, применяемым в

учете строительных организаций:

материалы;

расходы на оплату труда рабочих;

расходы по содержанию и эксплуатациистроительных

машин и механизмов;

накладные расходы.

Тема аудита использования материальных ресурсовв

строительстве была освещена в предыдущих публикациях.

Рассмотрим особенности аудита расходов строительно-

монтажнойорганизациипосодержаниюи эксплуатации

строительных машин и механизмов.

Аудит расходов по содержанию

и эксплуатации строительных машин

и механизмов.

При производстве работ в строительстве используются

специальные строительные машины и механизмы, которые или

числятся на балансе строительно-монтажной организации, или

могутпривлекатьсядля работы по договорам со

специализированными организациями - трестами (управлениями)

механизации.

Расходы по содержанию и эксплуатациистроительных

машин и механизмов учитываются на счете 25

общепроизводственные расходы.

Право эксплуатации машин и механизмов должно быть

оформленосоответствующимразрешением госгортехнадзора

россии.

Расходы по содержанию собственных

машин и механизмов.

Приаудитерасходовпосодержаниюсобственных

строительных машин и механизмов проверяется в первую очередь

правильность начисления амортизационныхотчислений.При

линейном способе начисление амортизации производитсяпо

нормам, утвержденным постановлением совета министров ссср от

22.10.90 г. n 1072.

Организация может применять другие способы начисления

амортизации, предусмотренные положением по бухгалтерскому

учету учет основных средств(пбу6/97)(утверждено

приказом минфина россии от 3.09.97 г. n 65н). В этом случае

сумма превышения амортизационных отчислений,начисленных

выбранным организацией методом, над суммами амортизационных

отчислений, исчисленных линейным способом по утвержденным

нормам, увеличивает налогооблагаемую прибыль.

При аудите следует проверить, отраженалисумма

превышения по строке 4.23 приложения 11кинструкции

госналогслужбы россии от 10.08.95 г. n 37 опорядке

исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и

организаций (в редакции изменений и дополнений n 4 от

25.08.98 г.).

СТроительно-монтажнаяорганизацияможетприменять

ускоренную амортизацию строительных машин имеханизмов,

относящихся к активной частипроизводственныхосновных

фондов(п.7постановленияправительствароссийской

федерации от 19.08.94 г. n 967). Начисление амортизации в

этомслучаепроизводитсясприменениемкоэффициента

ускорения не выше двух к установленным для соответствующих

видов основных средств нормам амортизации.Приаудите

следует проверить, предусмотрен лимеханизмускоренной

амортизациивкачестве элемента учетной политики

организации. Строительные машины и механизмы, по которым

применяется ускоренная амортизация, должны быть включены в

примерныйпереченьстроительных машин, оборудования

стройиндустрии и оборудованиядляжилищно-коммунального

хозяйства, к которым применяется механизм ускоренной аморти-

зации, утвержденный приказом минстроя россии от 27.11.95 г.

n 17-126.

Следует также проверить правильность списания горюче-

смазочных материалов (гсм) - бензина, дизельного топлива,

масел-наработумеханизмов.Расходгсмдолжен

осуществляться по нормам, разработаннымиутвержденным

организациейна основании паспортных данных или

централизованно утвержденных отраслевых норм расхода.

Учет работы собственных машин и механизмов должен

осуществляться в журнале типовой межотраслевой формы n эсм-

6, включенной в альбом унифицированныхформпервичной

учетной документации (постановление госкомстата россии от

28.11.97 г. n 78). Журнал учетазаполняетсяпрорабом

строительного участкаорганизации.Поданнымжурнала

устанавливается, на каких строительных объектах работали

машины и механизмы. По актам приемки выполненных работ

(форма n 2) определяются виды работ по этим объектам и

правомерность выполнения указанных работ с применением машин

и механизмов. Кроме того, по данным журнала устанавливаются

количество времени работы машин и механизмов (машино-часов,

машино-дней) и правильность начисления заработнойплаты

рабочим, занятым на управлении механизмов.

Лизинговые платежи.

Строительно-монтажные организации используютлизинг

для приобретения строительных машин и механизмов. Затраты,

связанные слизингом,относятсянасебестоимостьв

соответствии с постановлениямиправительствароссийской

федерации от 29.06.95 г. n 633 о развитии лизинга в

инвестиционной деятельности (ред. От 21.07.97 г.) И от

20.11.95 г. n 1133, согласно которым в п.П. С и ч п. 2

положенияосоставезатратвнесены соответствующие

дополнения.

Состав лизинговых платежей определяется в соответствии

с методическимирекомендациямипорасчетулизинговых

платежей, утвержденными минэкономики россии от 16.04.96 г.

По согласованию с минфином россии. Согласно п. 4.24 типовых

методическихрекомендацийпопланированию и учету

себестоимостистроительныхработ лизинговые платежи

отражаются в себестоимости работ по статье расходы по

содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов.

В соответствии с письмом госстроя россии от 18.03.98

г. n Вб-20-98/12 об учете лизинговых платежей в сметной

документации размер лизинговых платежей определяется как

разницамеждуполнойсуммойлизинговыхплатежейи

постояннымиэксплуатационнымизатратами,учтенными в

стоимости эксплуатации строительных машин имеханизмов.

Постоянные эксплуатационные затраты определяются по расчету

исходя из балансовой стоимости лизинговогооборудования

(машин и механизмов).

Приаудитепроверяетсяправильностьопределения

размера лизинговых платежей в соответствии с вышеуказанными

нормативными документами и отнесения их на себестоимость.

Расходы по использованию привлеченных

машин и механизмов.

При отсутствии набалансесобственныхмашини

механизмов строительно-монтажная организация может

привлекать для работы специализированные организациипо

договорам на оказание услуг.Вэтихслучаяхработа

привлеченныхмашинимеханизмовдолжна оформляться

специализированнойорганизациейсменнымирапортами и

путевымилистамипотиповым межотраслевым формам,

утвержденным постановлением госкомстата россии от 28.11.97

г. n 78. Выполнение работы строительной машиной (механизмом)

подтверждается на сменном рапорте или путевом листе подписью

и штампом строительно-монтажной организации.

Расчетызавыполненные строительными машинами

(механизмами) работы и оказанные услуги осуществляются по

справкам для расчетов за выполненные работы (услуги) по

типовой межотраслевой форме n эсм-7, которая выписывается

отдельно на каждый рапорт (путевой лист).Приаудите

проверяются оформление вышеуказанных справок, наличие всех

необходимых подписей и печатей.Выполненныеработыи

оказанные услуги, включенные в справки, должны относиться к

конкретным объектам строительно-монтажной организации.

На практике распространены случаи, когда организация-

генподрядчик все работы построительствуобъектаили

основную их часть выполняет силами субподрядных организаций.

Согласноусловиямдоговоров субподряда генподрядчик

принимает на себя обязанность обеспечениястроительства

соответствующими машинами и механизмами, привлекая для этого

специализированные организации (управления механизации).

Например, согласно договору с управлением механизации

на объекте монтируетсябашенныйкраннавсевремя

строительства. Для работы привлекаются также землеройные

машины и механизмы (экскаваторы, бульдозеры), строительно-

отделочные машины, оборудование и др. Припроизводстве

строительно-монтажных работ данныемашиныимеханизмы

используются не генподрядчиком, а субподрядными

организациями. Оплата управлениям механизации за выполненные

работы и оказанные услуги производится генподрядчиком.

Приаудите следует проверить, отнесена ли

генподрядчиком стоимость оплаченных управлениям механизации

работ и услуг на расчеты с субподрядными организациями. В

собственную себестоимость генподрядчика эти работы и услуги

включаться не должны.

Припроверкедоговоров со специализированными

организациями следует установить предусмотренныйвних

порядок приемки работ и услуг и порядок расчетов. Так,

тресты и управления механизации,специализирующиесяна

выполнении земляных работ и выполнении работ по нулевому

циклу (коды по оконх 61121 и 61122), являются субподрядными

организациями. С ними должныбытьзаключеныдоговоры

субподряда, а не договоры на предоставление строительных

машин и механизмов. Указанные организации должныиметь

государственную лицензию на право осуществления

соответствующихвидовстроительныхработ. Оформление

выполненных этими организациями работ должно производиться

по актам формы n 2 и справкам по форме n кс-3. Отражение в

учетевыполненныхэтимиорганизациямиработ должно

производиться по правилам для субподрядных работ.

С управлениями механизации и другими организациями,

оказывающими только услуги (код по оконх 61135), должны быть

заключены договоры o предоставлении механизмов с оплатой за

услуги. Оформление выполненных с привлечением строительными

машинами (механизмами) работ иуслугпроизводитсяпо

справкам для расчетов за выполненные работы (услуги) по

типовой межотраслевой форме n эсм-7.

Расходы по использованию привлеченного

автотранспорта.

Строительно-монтажныеорганизациипривлекают для

участия в технологическом процессе автомобильный транспорт

до договорам с привлеченными автотранспортными

организациями.Припроверкетакихдоговоровследует

установить, имеются ли в данных договорах подтверждения о

достижении сторонамисоглашенийповсемсущественным

условиям договора:

условиям перевозки грузов;

ответственности сторон по перевозкам (п. 2 ст. 784 гк

рф);

указание в договоре пункта назначения (п. 1 ст. 432 гк

рф).

Если в договорах не расшифрованы условия

грузоперевозок,объемыикилометражперевозок, вид

автотранспорта, то в соответствии с п. 1 ст. 432 гк рф такие

договоры не могут считаться действительными.

При договорах на автотранспортные услуги должны быть

подтверждения о наличии у специализированной организации

государственной лицензии на право осуществления транспортной

деятельности.

Работапривлеченного автотранспорта оформляется

путевыми листами типовых межотраслевых форм, утвержденных

постановлением госкомстата россии от 28.11.97 г. n 78.

Путевой лист по форме n 4-с (сдельная) применяется при

осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы

автомобиля по сдельным расценкам. Путевой лист по форме n 4-

п применяется при осуществлении перевозок по повременному

тарифу.

Форма путевых листов предусматривает отрывные талоны,

которые заполняются строительно-монтажной организацией как

заказчиком транспорта и служат основанием для предъявления

организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику.

Соответствующие отрывные талоны прилагаются к счету.

При аудите проверяются наличие приложенных к счетам

отрывных талонов, правильность ихоформления,указание

строительного объекта, на котором работал автотранспорт,

наличиеподписейипечатейответственныхработников

строительно-монтажной организации на отрывном талоне.

На практике имеют место случаи,когдастоимость

автотранспортных услуг оформляется актами произвольной формы

безуказанияобъемовперевезенных грузов, пунктов

отправления и назначения, вида автотранспорта, затраченного

на перевозку времени.

При ненадлежащем оформлениипервичныхдокументов,

подтверждающих производственный характер полученных

автотранспортных услуг, отнесение их на себестоимость для

целей налогообложения является неправомерным.

П. Соколов, аудитор

аудиторская фирма абико

контактный телефон (095) 200-00-73.

Главная -> Законодательство

Война бутербродов Вопрос-ответ Вторая великая революция В 10 отраслях из 13 объем производства продукции превысил уровень прошлого- строительные материалы Хроника стихии: день за днем 22 июня в результате проливных дождей- строительные материалы Зеленыи светофор реформы Знак качества ставить некуда элитарное жилье в регионах: дома особняком Бутурлинский район Бухгалтеру строительной организации (часть 2) город без черемухи