Главная -> Комуникации (Нижегородский след серебряного века)

кое-что попало в музейное собрание в послереволюционные годы. Есть работы из коллекции купчихи в.М.Бурмистровой, чей особняк стал музеем м.Горького, графского дома шереметевых... Но таких работ немного. В 70-е годы и министерства культуры россии, советского союза, и сам музей имели возможность и, главное, средства делать закупки, вот тогда-то и были приобретены почти все работы, попавшие в экспозицию воспоминание о серебряном веке. Много ли это стоило по тем временам, судите сами.

Знаменитый теперь портрет к.А.Обнинской с зайчиком, созданный в.Серовым, был куплен в 1972 году за 6 тысяч рублей. А вот один из портретов очень интересного художника и ученика в.Серова - н.Ульянова - всего за триста рублей. Портрет неизвестной с.Сорина, о котором сегодня мы еще вспомним, был приобретен у горьковчанина г.В.Кипенского в 60-е годы за 4 тысячи рублей. По тем временам эти деньги, может быть, были и серьезные, но явно, конечно, представленное в экспозиции дороже и бесценнее. Один из московских менеджеров и искусствоведов, осмотрев воспоминание о серебряном веке, был краток: надо издавать каталог и возить, и возить по всему миру. Наверное, это стоит того. Но вдумайтесь тогда, как богат наш музей, ведь воспоминание - это всего лишь его запасники.

2. Наши сегодняшние репортеры в своих отчетах любят говорить или писать лишь о том, что сегодня на слуху у всех, или о всяких необычных штучках, которые сопровождают в общем-то любые экспозиции. Поэтому все, говоря о воспоминании, кинулись рассказывать о прекрасной незабудочке, изготовленной в мастерской самого фаберже. Конечно, вещь изумительная, но явно не центральная в экспозиции. Даже если идти по каким-то необыкновенным и изумляющим деталям выставленных работ, то их наберется и без фаберже немало и удивительных. Все прекрасно осведомлены о кустодиевской двойной картине, написанной с обеих сторон холста. Любопытно, что в экспозиции воспоминание таких двойников несколько. У художника в.Мешкова в картине с одной стороны старый псков, а с другой - тоже энергичный псковский пейзаж. Картина выставлена так, что зрителям можно видеть и ту и другую работы. У а.Бенуа на одной стороне прелестный эскиз костюма коломбины, а на другой - другая коломбина же, да такая интересная, что сотрудники музея долго ломали голову, какую же из них представить зрителям.

Обратная сторона работ оказалась неожиданной и у некоторых других. Так, у н.Сапунова на эскизе костюмов и к принцессе турандот и к работе о.Михайлова город сохранились... Бирочки участников выставки мира искусства 1913 года - такой своеобразный привет мирискусственников сегодняшней экспозиции...

Замечательная, таинственная женская головка скульптора с.Коненкова - кора - в последний раз, очевидно, была с нами, зрителями, так близко. Часть скульптуры - волосы, глаза - раскрашены. Чтобы краска не улетучивалась, для головки нужен специальный колпак, который и появится в будущем. Кора окажется под колпаком, как в парандже. В последний раз ее глаза так таинственно и загадочно взирали на нас не через стекло...

Но рекордсменом по неожиданностям оказался классик модерна архитектор ф.О.Шехтель. Все его знают в нижнем по красивейшему зданию волжского речного пароходства на нижне-волжской набережной. Оказывается, на другой набережной должен был стоять еще один красавец дом ф.О.Шехтеля. Еще один нижегородский след...

3. Эту часть моего отчета очень внимательно прошу прочитать всех новых русских. У вас, господа, есть уникальнейшая возможность построить дом по проекту одного из лучших русских архитекторов, создавшего такие шедевры в москве, как дом рябушинского, здание ярославского вокзала, мхата в камергерском... Дело в том, что еще перед первой мировой войной ф.О.Шехтелю заказали проект губернского нижегородского земского музея. Выбрали место для него - угол верхне-волжской набережной и нынешней улицы нестерова.

Архитектор выполнил заказ: были готовы все необходимые проектные документы, в том числе и подробная сопроводительная записка. Теперь уже неведомыми путями все они попали в фонды художественного музея. В экспозиции выставки представлено несколько эскизов архитектора. Судя по ним, это могло быть красивейшее здание, отмеченное увлечением ф.О.Шехтеля неорусским стилем, архитектурой xvii века. Что помешало его строительству, неизвестно, очевидно, все-таки война, проект выполнен в 1914 году. Но возникает любопытнейшая ситуация.

А что если почти через сотню лет какому-нибудь нижегородцу заняться строительством дома шехтеля? говорят, что в любой постройке самая главная и самая дорогая часть - проект. Он готов. Конечно, сегодня уже другие строительные материалы, но для специалистов это не проблема. И прецедент-то у нас был. Купец и городской голова сироткин, когда заказывал архитекторам весниным проект и строительство своего дома, говаривал, что он в нем немножко поживет, а потом передаст его под музей. Сироткина с немножко поторопила революция. Но в его дом, действительно, замечательно вписался музей. Почему бы намерения и поступок купца не повторить сегодня, в начале нового века? мы, нижегородцы, будем согласны, если какой-нибудь местный олигарх отстроит особняк по проекту ф.О.Шехтеля, пусть поживет в нем с десяток лет, а потом торжественно передаст городу для будущего музея народного искусства, как и задумывалось первоначально. Господа нефтяники и удачливые приватизаторы бывшей общегосударственной собственности, слава просится к вам в руки. По своей не особой политической развитости я думаю, что выстроить для города особняк по проекту ф.О.Шехтеля не менее почетно, чем стать депутатом государственной думы или кандидатом в губернаторы. В новый век - с прекрасным домом шехтеля - наш ответ на назойливую политическую рекламу. Продлим серебряный век, господа!

4. Еще один нижегородский след из серебряного века обнаружился на выставке, когда зрители ее впервые смогли увидеть картину м.В.Нестерова град китеж (в лесах). С картиной этой связано немало тайн и происшествий, как и со многими, впрочем, творцами русского ренессанса. Картину приобрели в 70-е годы, она была в коллекции солистки большого театра тамары милашкиной.

Работа поступила в музей в ужасающем состоянии, и только кропотливое, многолетнее бдение над ней музейных реставраторов помогло ей, что называется, восстановиться. Нестеровская работа сильна и проникновенна: дремучий лес, озеро, молящиеся женщины-старообрядки. Красивая, трагическая, уходящая русь. Завораживающая мелодика ритмов и вековая несокрушимая сила лесов, воды (по древней традиции очищающая человека); картина-сфинкс. С ней перекликается на этой же выставке портрет ф.Малявина голова крестьянина:

проступают как бы из тьмы черты мужского лица - темная, непонятная сила. Что-то мучительно искали и силились выразить наши художники - может быть, предчувствовали страшные, жесткие, убийственные для миллионов людей времена. Это, кстати, отразилось и на судьбе картин, надолго ушедших в маленькие семейные коллекции, запасники. С работой м.В.Нестерова град китеж вообще много неясного. Автор экспозиции воспоминание о серебряном веке искусствовед и.В.Миронова считает, что картина могла быть написана поверх еще одной, тоже связанной со старообрядческой темой. Но это особая история.

5. Еще одну блестящую метафору для выставки нашла та же и.В.Миронова. Она вынесла работу м.В.Нестерова как бы в ее заголовок, а в самом конце экспозиции оказалась линогравюра м.Добужинского. Летний сад, снег, безлюдно вокруг, только полуразбитый ящик для изящной скульптуры, на снегу чьи-то заканчивающиеся, удаляющиеся следы. Так пришел конец русскому культурному ренессансу. Художники ушли. Кто разбрелся по свету, кто стал искать статья в новых временах, кто растрелян, как н.Гумилев, кто упочил. Воспоминание трогательно внимательно ко всем и, между прочим, возвращает в нижегородский художественный контекст забытое, когда-то необыкновенно прославленное имя.

Савелий сорин был учеником репина. В послереволюционные годы он стал необыкновенно популярным портретистом в америке и европе. Он писал портреты знаменитостей - ф.Шаляпина, м.Горького, а.Ахматовой, т.Карсавиной, э.Дузе, н.Теффи, а.Павловой... Его выставки устраивались в нескольких городах соединенных штатов. Один из критиков писал о с.Сорине: ученик репина, пройдя французскую и итальянскую школы, он достиг уровня старых мастеров.

Его портретные рисунки в натуральную величину - комбинация карандаша, акварели и пастели - тонкая, иногда филигранная работа. Усердно и напряженно ставит он точку за точкой, черточку за черточкой, а эффект, как и у сонова, - изящность и легкость... Как это ни парадоксально, сорин нашел способ выразить современность в женщинах.

Любопытно, что у такого художника есть и нижегородская история. Он писал в арзамасе в июле - августе 1907 года портреты м.Горького, скитальца и е.Пешковой. Портрет м.Горького переехал через океан и оказался приобретенным музеем сан-франциско. Зимой 1903 года с.Сорин снова гостил в нижнем. Здесь с ним случилась трагикомическая история, когда после разговора со своей невестой художник пытался отравиться. М.Горький принял в этой истории участие, не без юмора подметив некоторые черты нашей художественной интеллигенции: человек решил прекратить свое бытие, и, отъезжая в больницу, - тщательно застегивает пуговицы пальто, повязывает кашне. О, человек.

Но интересен не сам по себе этот эпизод, а то, что в коллекции м.Горького были три работы с.Сорина. Уезжая из нижнего, писатель подарил их историко-художественному музею, а далее следы их теряются. В музейных фондах их не находят. Куда же делись соринские работы? как попала в нижний та, что была представлена в экспозиции воспоминание? кто эта красивая дама, названная неизвестной? вопросов много...

И все длится, длится серебряный век.

Главная -> Комуникации

Внешнеэкономические связи румынии Воспитание начинается с детства Возвращение к корням Выбор выбора Вы спросили Бюджетные деньги, уже вложенные в белокуриху, могут достаться проходимцам В октябре кина не будет Заключение договоров строительного подряда Зао стройматериалы-к создает строительный холдинг Завод закрыт Жгучий металл Жизнь после смерча Зона размером в республику