Главная -> Комуникации (Ничего не придумывать, быть как все)

По словам директора департамента михаила теодоровича, чем ближе будет структура субъектного экономического органа и его набор функций к структуре федерального органа, тем лучше для региона. Отклонение от этого формата может иметь отрицательные последствия.

На сегодня, например, не видно выигрышей, которые бы возникли оттого, что функции торговли или контроля за ценами стали бы выделяться из минэкономики. Наоборот, сегодня есть прекрасный повод собрать те функции, которые частично распылены, и усилить позицию нижнего в отношениях с москвой. Тем более что целый ряд подразделений администрации вырос из департамента экономики. Это департамент промышленности, департамент поддержки предпринимательства, департамент цен, департамент леса.

Какая структура министерства экономики будет предлагаться губернатору и председателю правительства для рассмотрения? она предусматривает управление прогнозированием социально-экономического развития, и возглавит его заместитель министра. Дальше по схеме идут департамент бюджетной и финансовой политики, департамент инвестиционной политики. Затем центр стратегического планирования, который забирает также функции структурного развития. Скажем, сейчас в нижегородской области развивается машиностроение, потому что оно дает деньги в бюджет. Но, не имея ресурсной базы, оно все больше будет отставать в конкурентной борьбе от других регионов, которые имеют как машиностроение, так и ресурсную базу. Например, пермь, самара, татария.

Получается, что стратегически выгодно развивать не машиностроение, а какие-то другие направления, которые опираются на местные ресурсы. А у области есть интеллектуальный потенциал, хорошее образование, вузы. То есть наиболее перспективное направление - развитие инноваций, новых технологий, изготовление опытных образцов современной передовой техники любого плана.

Будут выгодны высокотехнологичные наукоемкие инновационные бизнесы. Как раз поэтому структурное развитие и совмещается с центром стратегического планирования. Далее по схеме идет департамент налоговой политики.

Это четыре крупных направления, и к ним примыкают такие функции, как ценовое, тарифное и нетарифное регулирование. А также комитет по экономике вертикально-интегрированных структур. Речь идет о формировании, становлении и реализации правил взаимоотношений с холдингами, по-простому говоря, с олигархами. Технологии взаимодействия с ними на уровне госуправления пока нет. Эта новая функция, безусловно, должна быть востребована. И поэтому она видится в структуре министерства экономики. И здесь же комитет по туризму, департамент по лесу и региональная энергетическая комиссия.

Идея, согласно которой функции экономического регулирования должны быть отделены от функций управления финансовыми потоками, воплощается именно в такой структуре. Очень плохо для государства, бюджета и налогоплательщика, когда одни и те же люди сами себя контролируют и еще чего-то при этом делят. Кончается всегда, как в рогах и копытах. До какой-то поры, пока система не устоялась, эти вещи проходят, но потом появляется необходимость их ликвидировать. И сегодня, что касается структуры управления, у области есть счастливая возможность принять решение завтрашнего дня.

После окончания брифинга корреспондент еженедельника взял у михаила теодоровича интервью.

- Чем же грешит сегодняшняя оргструктура?

- многим. Департамент цен, например, у нас живет отдельно. Мы с ним очень плохо работаем. Они отдельно получают указания от губернатора, от его первого заместителя. И в результате задача экономической координации ценовой, структурной и территориальной политики оказывается задачей губернатора. Кроме политических задач он в результате этого автоматически озабочен текущим управлением, хотя это не функция высшего должностного лица. И в результате меньше времени остается на действительно стратегические вещи. Дальше. Региональная энергетическая комиссия. Она занимается чисто экономикой, а существует отдельно. Департамент леса - это стратегический ресурс области, причем единственный возобновляемый. Ясно, что стратегия развития должна опираться и на этот ресурс. Понятно, что в одной голове, в конце концов, должны складываться мысли о стратегии и использовании этого ресурса, прежде чем рождаются предложения для губернатора.

К экономике вертикально-интегрированных структур примыкают функции антимонопольного управления. Именно управления, а не регулирования. То есть речь идет об экономике антимонопольной деятельности. Если у геннадия николаевича гудкова государственная функция регулирования и она за ним, естественно, остается, то экономикой этого регулирования кто-то должен заниматься. Кто-то должен сказать: вот здесь заключение по покупке контрольного пакета надо дать положительное, а здесь - отрицательное. И обосновать причину такого заключения интересами бюджета или, допустим, предприятия-эмитента, где в результате перехода пакета в другие руки начнется сокращение рабочих мест.

- Ваша мысль о том, что надо развивать не машиностроение, а интеллектуальный потенциал, довольно спорная. Ведь машиностроение приносит основные доходы в областной бюджет.

- Кто-то очень умный сказал, что только невыполнимые идеи способны рождать в людях энтузиазм. Я не призываю прекратить поддержку машиностроения. Я говорил, что стратегически в глубокой перспективе нам будет страшно трудно выдерживать конкуренцию с другими регионами. И до тех пор, пока основная доля федерального бюджета формируется ресурсами, а нашего - переработкой, мы будем выглядеть ущербно. Конечно, сегодня машиностроение - это становой хребет бюджета, и, разумеется, все надо делать для его финансового и экономического здоровья. Но параллельно надо развивать сектора, которые позволяют опираться на внутренний ресурс, на интеллектуальный, не зависящий от внешних потоков. Самим формировать структуру цены и себестоимости и самим получать основную рентабельность от вновь создаваемого продукта.

- Но весь же мир живет на кооперации, а ваш вариант чем-то отдаленно напоминает натуральное хозяйство.

- Не совсем так. Если мы внимательно присмотримся к кооперации, то обнаружим, что в мире есть три типа экономики. Экономика ресурсная - выкопали сырье, переработали, продали. Экономика инвестиционная - завели деньги, вложили деньги, построили предприятие, вывели его на рентабельность, продали. Экономика инновационная - вкладываем деньги в людей, в их образование, производим почти не материальные продукты, продаем. Все страны кооперируются, но специализируется каждая на своем. И развитый мир - франция, великобритания, сша - все более тяготеет к инновационной экономике. Если мы не будем делать то же самое, то навсегда останемся среди третьих стран.

И надо ответить на вопрос - хотим ли мы быть продвинутым регионом, имеющим перспективу самостоятельного развития, или согласны на вторичность, на то, что мы будем в чьем-то шлейфе - у перми, самары, пензы? и смиряемся с этим заранее. Вопрос в стратегическом плане формулируется именно так.

- Вы проводили оценку интеллектуального потенциала нижегородской области? и по какой методике это можно учесть?

- я думаю, такой методики, к сожалению, не существует. И если говорить об интеллектуальном потенциале, то ее и не придумать. На чем мы основываемся? на том, что наши вузы входят по своему профилю в десятку лучших вузов страны. А если говорить о довузовском образовании, то есть отток из частных платных школ в государственные. Этот сектор люди оценивают выше, и частник ничего не смог этому противопоставить. В других регионах этого нет. Значит, мы по-прежнему имеем очень сильное школьное образование.

Если говорить о количестве победителей олимпиад из числа наших студентов, то оно растет из года в год. И если посмотреть количество лиц, сдающих из года в год тойфил, то оно растет. Наконец, о чем-то говорит приход сюда интела. Он пришел не потому, что ему здесь интересно, а потому, что выгодно. Это говорит о том, что наши люди уже получили внешнюю оценку. Да, она экспертная, не по методике. Но супостаты зря деньги не тратят.

- Какая экономика может стать приоритетной в нижегородской области?

- я считаю, что мы должны развивать все три типа экономики. Ресурсную - потому что это наиболее прибыльно сегодня. А ресурсы у нас есть - это лес, торф, залежи нерудных и рудных материалов, титано-циркониевые месторождения, соль, строительные материалы. Надо также развивать инвестиционную экономику. Это то, что сегодня кормит бюджет. И, наконец, инновационная экономика. Она опирается на продвинутые ресурсы, на людской потенциал. Это то, что дает реальный шанс продвинуться в конкурентной борьбе с другими регионами. Структура, доля тех или иных типов экономики зависят от выбора пути. Проект стратегии у нас есть, мы готовы представить его губернатору. И я думаю, что документ такого плана должен быть принят законодательным собранием. Имея в руках стратегию, утвержденную депутатами, мы сможем уже формировать адекватный ответ на программу грефа и адекватно в нее вписываться.

- А на что сегодня надо делать главный упор?

- самое главное усилие надо будет все-таки делать на экономику инвестиций. На развитие действующих производств, для которых есть научный и технологический задел. На повышение рентабельности, заработной платы, бюджетной отдачи от объемов. И будущее за экономикой, где с рубля объемов продукции бюджеты и работающие получают больше, чем сейчас.

Следующий этап - это одновременное развитие производства, инноваций, технологий, программных продуктов, но на новом технологическом уровне, когда сокращаем энергозатраты, создаем развитую логистику. Грузим продукт переработки сырья лишь однажды и разгружаем уже у получателя, экономим на перевалках, на складировании, на охране.

На следующем этапе - инновационно-ресурном, как ни странно, мы должны прийти именно к тому, чтобы ресурсы осваивались на новой технологической и инновационной базе.

- Сейчас готовится выставка нижегородских товаров в ханты-мансийске. И, кстати, там профицит бюджета около 12 млрд, то есть столько, сколько стоит вся доходная часть бюджета нижегородской области. А врачи и учителя получают зарплату по 10-12 тыс. Рублей. Нижегородская область сможет хоть когда-нибудь выйти на такой же уровень?

- у нас нет нефти и газа, которые создают основу благополучия ханты-мансийска. Но возможность для рывка у нас есть. Мы уже говорили о потенциале нижегородской области. Что для этого надо? принимать решения адекватные тем вызовам, которые предлагает жизнь. Просто не строить в очередной раз собственный путь, а примкнуть к тому, которым идут продвинутые регионы. Ничего не придумывать, а делать так, как все. Если мы строим вертикаль исполнительной власти, то надо ли уходить вбок. Если у нас есть федеральное министерство экономики или, например, федеральное министерство финансов, то их функции аналогично нужно реализовывать и у нас. Это самое умное из всего, что можно придумать. Придумаем другое, скатимся на эксперимент.

Владимир цветков.

Главная -> Комуникации

Вестник новости белта за 21 августа 2000 года блок-1 тел Вниманию руководителей хозяйств! сбалансированные комбикорма - рост продуктивности в последние годы- строительные материалы Вот дом, которому не нужен жэк В Выставки, ярмарки, презентации В гостях у посла В новое тысячелетие - вместе Халтура Зао сп-1: новый виток подъема (часть 2) За похищение европы отвечает дормост Жилищная реформа: шаг за шагом Знай и соблюдай! приложение к постановлению главы города-курорта геленджик от 23