Главная -> Комуникации (красноглазой сонной стаей едут вечером трамваи)

ЛЕтом 1898 года екатеринодарцы твердо знали: пройдет год-другой, и в кубанской столице начнет действовать электрическая железная дорога - так в ту пору именовали трамвай. Бельгийская компания тяги и электричества, чья штаб-квартира находилась в париже, уже получила концессию на строительство.

И эксплуатацию екатеринодарского трамвая, и горожане гордились тем, что в екатеринодаре - южной пальмире - эта новинка появится гораздо раньше, чем в пальмире северной - высокочиновном.

Санкт-петербурге.

Ителей кубанской столицы остро интересовала всякая информация об электрическом трамвае, и местная газета кубанские областные ведомости старалась как можно полнее удовлетворить этот интерес. В августе 1898-го в ней была опубликована позаимствованная из русских ведомостей статья, озаглавленная электрический трамвай. Вот что, в частности, говорилось в этой статье: успехи электричества в рассматриваемой области очень недавнего происхождения: открытию, создавшему электрические железные дороги, всего двадцать пять лет с небольшим; первый опыт (в берлине) сделан был фирмою синенс и гальске в 1879 г., А значительное развитие и усовершенствование электрических трамваев наблюдается в европейских городах только за последние пять-шесть лет (ков. Ь 154. 1898). Екатеринодар, таким образом, ничуть не отставал от европы, лишним доказательством чему служит следующий факт: 10 декабря (по старому стилю) 1900 года в городе состоялось торжество по случаю открытия действия трамвая, причем открылось оно у нас на семь лет раньше, чем в петербурге. Через 12 лет протяженность городского трамвайного пути составила 16 946 верст (12 км 171 м). В 1940 году по краснодарским трамвайным линиям, чья совокупная протяженность равнялась пятидесяти семи с половиной километрам, курсировали 85 вагонов. В годы второй мировой войны город утратил почти 50 км трамвайного пути и большую часть вагонов из числа тех, которыми краснодарские трамвайные парки (их было три) располагали в предвоенную пору. К слову сказать, опоздание на работу в сталинское время каралось крайне жестоко. Люди боялись репрессий и старались во что бы то ни стало являться на службу вовремя, твердо помня: даже самые тяжелые домашние обстоятельства (к примеру, опасная болезнь кого-то из близких) вряд ли смогут послужить оправданием, если придется миновать проходную позже положенного срока.

Между тем в 1945-м трамваи в краснодаре вообще не ходили. Сочтите же сами, в котором часу должен был выйти из дома тогдашний краснодарец, живший, допустим, возле горпарка им. Горького, чтобы в восемь утра оказаться на работе где-нибудь в районе первомайской рощи?! в ту пору многие горожане вставали затемно, шли на службу часто полуголодными (продуктов не хватало; даже хлеб до конца 1940-х годов получали по карточкам) и работать начинали уже уставшими. А вечером все так же, пешком, отправлялись домой - изо дня в день, неделями, которые в те времена имели всего один выходной. Что же касается троллейбусов и автобусов, то их в городе не было; легковые же автомобили считались диковиной. В 1946 году краснодарцев перевозили 42 с трудом подремонтированных и постоянно переполненных вагона (трамвай ходил по улицам красной и мира, называвшейся в те годы пролетарской). Пассажиры висели на подножках, цеплялись за рамы выбитых окон, забирались на крыши вагонов; нередки были несчастные случаи. Ждать трамвая иногда приходилось часами. Стоит ли удивляться энтузиазму, с которым большинство краснодарцев приняло весть о предстоящем восстановлении полноценного трамвайного движения? разумеется, восстанавливать трамвайное сообщение надлежало самим горожанам - и не одним только рабочим да инженерам: помимо них на воскресники по реконструкции трамвая выходили служащие, студенты, домохозяйки - то есть все, кто был в состоянии работать. Трудились бесплатно. Местные газеты восторженно сообщали о результатах этих всеобщих воскресников.

Лицы краснодара залила медь оркестров, - так писала советская кубань о начале воскресника, состоявшегося 9 мая 1948 года. Горожане явились на работу с лопатами, кирками, носилками и прочим нехитрым инструментом; предприятия предоставили другое оборудование. В тот день разбирали старую булыжную мостовую, расчищали пути, готовили отдельные участки дороги к мощению. Работы велись на улицах имени гоголя и железнодорожной. Между прочим, дубовые шпалы для трамвайных путей заготавливались в кубанских лесах - в частности, в ныне заповедном красном лесу. 5 июня следующего, 1949 года, состоялся общегородской воскресник по реконструкции трамвайной линии краснодар - станица пашковская, в котором, по словам корреспондента советской кубани (ь 175. 1949), участвовало около 15 тысяч рабочих, служащих и домохозяек. 4 сентября 1949-го газета проинформировала горожан о том, что в целях улучшения трамвайного сообщения в городе и увеличения уже в этом году трамвайных маршрутов предстоит построить двухпутную трамвайную линию на улице коммунаров (на участке между улицами тельмана и буденного), обеспечив при этом такое сопряжение пересечений на улицах пролетарской и гоголя, которое позволит увеличить трамвайные маршруты и улучшить обслуживание трудящихся города на основе их добровольного участия в строительстве. Советская кубань сообщала также, что осуществление строительства трамвайного пути решено провести по следующим этапам: а) в день общегородского воскресника, 4 сентября с. Г., Выполнить все основные работы по строительству новой трамвайной линии на улицах тельмана, коммунаров, буденного и красной; б) к 10 сентября завершить полную отделку путей и контактных сетей, посадочных площадок, замостить проезжую часть улиц по трассе трамвайного пути;

в) с 11 сентября открыть нормальное трамвайное движение по улице коммунаров. В тот осенний день - 4 сентября 1949-го - воскресник в краснодаре действительно был. Работа началась в шесть часов утра. Более двадцати тысяч горожан трудились в две смены. Они успели уложить три с лишним километра трамвайного пути. По правде говоря, строительство трамвайной линии по улице коммунаров началось еще в конце лета. На трассе новой линии, - сообщала все та же советская кубань (ь 174. 1949), - от улицы захарова до крестьянской с 28 августа идет большая подготовительная работа. Ежедневно около двух тысяч краснодарцев - рабочих, служащих, домохозяек - трудятся на расчистке трассы, заготавливают строительные материалы. Для прокладки трамвайного пути по улице коммунаров потребуется более 12 тысяч шпал, свыше 13 тысяч кубометров балласта, свыше 600 тонн рельсов, большое количество костылей, болтов, троллейного провода и т. П. Все это доставлено на место. В понедельник, 12 сентября 1949 года, началось регулярное трамвайное движение по улице коммунаров. На следующий день в советской кубани появилась соответствующая заметка. Из нее читатели могли узнать, что старый кадровый вагоновожатый и. Бегун вывел свой поезд на новую трамвайную линию, которая - это тоже следовало из заметки - была еще не совсем отделана и не лишена технических недочетов.

До конца 1949 года краснодарцам удалось завершить строительство трамвайного пути по ул. К. Либкнехта (ныне ул. Ставропольская) - от ул. Им. Вишняковой до парка им. 40-летия октября и по ул. Калинина. А в 1950 году была сооружена ветка, ведущая к кск, и проложен трамвайный путь по ул. Промышленной. В 1951 году длина городского трамвайного пути составляла 71,4 км. Краснодар имел три трамвайных парка, в которых насчитывалось около сотни моторных и прицепных вагонов. Что же до аварий, то их, согласно официальной статистике, в 1951-м случилось 17: пятнадцать раз вагоны сходили с рельсов и дважды трамвай сталкивался с другим транспортом. Аварии - это, конечно, скверно. Тем не менее жизнь краснодарцев, которых в ту пору было уже более 200 тысяч, чуть полегчала с появлением в городе нескольких десятков новых трамвайных вагонов. Довольные пассажиры сидели на деревянных скамьях (пластиковых сидений тогда не водилось) или стояли, держась не за общий поручень, как это делается сейчас, а за специальные деревянные ручки, свисавшие сверху на кожаных ремнях. Билеты покупали у кондуктора, обязательной принадлежностью которого была кожаная либо дерматиновая сумка, увешанная билетными рулончиками. А с наступлением темноты краснодарцы могли наблюдать ту же картину, что увидел когда-то осип мандельштам: красноглазой сонной стаей едут вечером трамваи.

Очности ради замечу: начиная с 1950 года краснодарские трамваи не ходили больше по пролетарской и по ул. Им. Сталина (такое название красная получила в декабре 1949 года; историческое имя было возвращено главной улице в апреле 1957-го). Трамвайные пути с этих улиц убрали, а вместо них проложили троллейбусные маршруты, по которым стали курсировать целых восемь комфортабельно оборудованных машин. Так что нынче не только у краснодарского трамвая юбилей - у городского троллейбуса тоже: ему в этом году исполняется ровно полвека. А. Наратов фото ивана журавлева при подготовке очерка были использованы материалы, собранные начальником службы путей тту г. Краснодара с. Л. Веселовым, а также материалы и документы, хранящиеся в госархиве краснодарского края.

Главная -> Комуникации

Русский knauf: десять лет и один день Школы ждут учеников вот и настает новый учебный год Союз россии и белоруссии: хорошо там, где нас нет Строительный лохотрон Строительство жилья: бум, спад, подъем Судейский произвол Тайное становится явным Теракт как средство работы с населением Бухгалтерский учет и налогообложение незавершенного строительства Уверенным шагом по ценовому полю Вестник новости белта за 21 августа 2000 года блок-1 тел Вниманию руководителей хозяйств! сбалансированные комбикорма - рост продуктивности в последние годы- строительные материалы Вот дом, которому не нужен жэк