Главная -> Комуникации (Как остаться современником)

- Думаю, не ошибусь, если скажу, что для любого российского театра сегодня деньги - одна из главных проблем?

- я думаю, сегодня это общее место не только для театра, а вообще для всего, что связано с отсутствием коммерческого начала. Но есть и одно особое обстоятельство. Один из постсоветских приоритетов состоял в том, что у нас была определенная театральная система: институт постоянных театров с постоянными труппами. А в странах с рыночными отношениями понятия постоянной труппы просто не существует. В каждой стране есть один национальный театр, финансируемый из бюджета, где на постоянном контракте находится пять-шесть человек. Во всех остальных театрах труппа набирается на определенный спектакль. То есть все актеры - свободные художники, у каждого есть агент, который на определенных условиях обязан предоставить исполнителю столько-то раз в году какую-то работу. У нас же институт постоянных театров существует по сей день. И естественно, что в новых условиях театрам все труднее и труднее выживать. Некоторые приспосабливаются к обстоятельствам: кто-то сдает площади в аренду, кто-то имеет спонсоров, которые просто из любви к искусству или красивым глазам артистки, артиста или еще из каких-то соображений помогают театрам, не имея для этого никаких финансовых стимулов.

Драматический театр - искусство камерное, и на прибыль от продажи билетов он существовать не может. У нас нет драматического театра, который играет в зале больше чем на тысячу - - тысячу двести мест. Полторы - это уже самоубийство. Когда аль пачино пришел в этом году на наше бродвейское выступление и увидел, что мы играем в зале на тысячу четыреста человек, он просто обалдел. Он спросил, как так можно? и он прав. В принципе, к понятию драматический театр ни с какой стороны не приставишь слово бизнес.

Драматический театр - пока еще наш безусловный приоритет. Если мы потеряем его - это будет трагедия.

- А что, можем потерять?

- пока что еще из бюджета выделяются средства. Но на них театру не прожить. Это нищенское пособие. На бюджетные деньги можно поставить половину полноценного спектакля. Подорожали строительные материалы, все костюмы, обувь, свет, аппаратура - все. Максимальная зарплата, которую получает первый артист или артистка высочайшей квалификации по бюджетной зарплате, около тысячи. Но это же артист. Я не хочу сказать, что учителю или врачу меньше хочется кушать. Но изначально в профессиональное понятие артист входит то, что человека могут узнать на улице, смотрят, во что он одет. Прожить на эту зарплату артисту невозможно.

Поэтому артиста трудно критиковать, если он променяет театр на телевидение или поедет в какой-то город выступать. Ведь ему там заплатят те же коммерческие структуры его месячную зарплату, может, даже не одну, просто за то, что он выйдет и поговорит со зрителем.

- Как вы относитесь к тому, что ваши актеры снимаются в рекламе?

- это бьет по имиджу. Но я стараюсь смотреть на это сквозь пальцы. Есть и другие бьющие по имиджу вещи. Предположим, наши артисты договариваются между собой и едут куда-то в концертном исполнении играть спектакль. Получается халтура. Это нехорошо для нашего театра. И все равно я смотрю на это сквозь пальцы, потому что я понимаю, что им надо как-то жить и содержать семьи. До меня доходили такие факты. Я реагировала, конечно, - много раз говорила, что выступать можно в качестве артистов театра современник, а не вывешивать афиши со словами спектакль театра современник. Они мне даже афиши такие привозили, показывали. Как артисты театра современник они в конце концов имеют право играть все, что они хотят. Но спектакль театра современник - его собственность. И мы за нее отвечаем.

- Многие артисты вашего театра заняты в рекламе?

- они в основном занимаются озвучкой роликов. Очень многие. Кое-кто из молодых даже снимается в рекламе, но что я могу им сказать?

- а в кино?

- почти все очень много снимаются. Кто у нас не снимается? самая занятая в сериалах, в кинофильмах - лена яковлева. В нашем театре она просто одна из ведущих актрис. Но лена никогда не дала мне повода заволноваться, что она сорвет репетицию из-за съемки. Мне было жалко ее, я знала, что она ночью, предположим, снималась. Мне доносили... Но это никак не отражалось на репетициях. Она никогда не поставила театр в зависимость от своей работы. Я ее всем привожу в пример. Это профессиональная корректность. Но, к сожалению, есть люди, которые свою неосновную работу уважают больше, чем родную.

- У вас бывали конфликтные ситуации, срывы репетиций?

- еще как и еще сколько! намеренных срывов, конечно, не было, но иногда кто-то опаздывал на самолет, задерживался. Но, в принципе, я понимаю, что другого выхода у них нет.

Люди в драматическом театре вынуждены работать только из любви, из фанатизма по отношению к своей профессии, что, к счастью, во многом есть у артистов. В этих условиях спонсоры или люди, которые помогают драматическим театру просто из любви к нему, очень нужны. Но им нужен какой-то стимул, чтобы помогать, налоговые льготы. Все это очень непросто.

- А правительство москвы выделяет деньги театру?

- я не могу кинуть камень в московское правительство, тем более в юрия михайловича, который помогает всем. На их содержании находятся два театра: ленком (хотя он и не городского подчинения) и новая опера. Но все равно всем остальным театрам юрий михайлович помогает. Я очень не люблю громогласные благодарения. Я жизнь прожила без того, чтобы благодарить партию и правительство за что-то или кого-то персонально. Когда я обратилась к юрию михайловичу с письменной просьбой насчет световой аппаратуры, он выделил театру деньги. Вслед за этим было такое ежегодное собрание в кусково, где были все директора, главные режиссеры и ведущие артисты театров. Я себя долго готовила и решила, что впервые в жизни вслух скажу большое спасибо лужкову за то, что он купил нам аппаратуру, которая дорого стоила. Сумма была немаленькая, пятьдесят тысяч долларов. Для нас это огромные деньги были, да и для бюджета москвы тоже. Короче, я репетировала внутри себя долго. Но когда я пришла туда и увидела, как все бегут на эту трибуну, чтобы сказать спасибо, я поняла, что можно не нарушать свою традицию, и подошла к нему потом: юрий михайлович, не потому, что я такая неблагодарная, но уж как-то выступать в хоре было необязательно. Мне было очень приятно, что он помогает всем, когда получает такие сигналы бедствия. Потом пришла в негодность наша музыкальная аппаратура. Они опять нам помогли, на бюджетные деньги это сделать невозможно.

А поднимать цены на билеты, ориентируясь на тех, кто на машинах заполняет наш двор и согласен заплатить в три раза дороже, - это предательство того, ради чего мы когда-то начинали, ради чего мы живем, предательство по отношению к нашему постоянному зрителю, который прошел с нами через долгие годы. Поддерживает нас на плаву только верность и любовь наших зрителей. Они вселяли в нас веру в самые трудные моменты нашей жизни. Они противостояли мафиозной театральной критике, которая, я думаю, может быть занесена в книгу рекордов гиннесса как первая мафия, организованная в нашей стране.

- У вас есть спонсоры?

- недавно нашим генеральным спонсором стал онэксимбанк. Кроме того, нам очень помогают ао царицыно и ингосстрах. Ни одни наши гастроли не состоялись бы без участия трансаэро.

- Но существуют не только материальные проблемы. Что вы можете сказать как художественный руководитель театра?

- что касается основных проблем, это, к сожалению, отсутствие молодой режиссуры, молодой драматургии. Я держу руку на пульсе, смотрю очень много спектаклей молодых режиссеров. Пока, к сожалению, молодых звезд на небосклоне я не вижу. Есть те, кого наша мафиозная критика назначила звездами, учредила эдаких дежурных гениев. Они сочиняют рейтинги в кабинетах, наклеивают ярлыки и заставляют людей в это верить. Но, к счастью, люди еще и сами способны разобраться в этом.

- Не кажется ли вам, что происходит коммерциализация театра?

- есть, конечно. Но давайте разберемся, а почему туда ходят? вот, положим, возьмем ленком. Как до перестройки марк захаров был ярчайшим, интереснейшим режиссером, так он им и остался. Театр был полон и тогда, и сейчас. Всегда были театры, и мы в том числе, входившие в понятие дефицита: достать дубленку, достать мебельный гарнитур, достать билет в такой-то театр, в современник, к примеру.

- Многие говорят, что театр ставит спектакли, ориентируясь на зрителей, которые могут заплатить большие деньги.

- Нет. Потрафлять вкусу определенной части публики я не намерена. Лучше тогда я придумаю какую-нибудь передачу на телевидении, брошу театр, чем-нибудь займусь.

- То есть вы считаете, что вашему театру и театру вообще коммерциализация не грозит?

- нет, это скорее не коммерциализация, это желание догнать время, быть в этом времени. А к сожалению, время иногда диктует не очень хороший вкус. Посмотрите, чем заполонено наше телевидение. А это в основном и создает массовое сознание. Я, например, не из тех, кто снобистски будет выступать против эстрады или того, что называют общим словом попса. Но должно быть соблюдено определенное соотношение, а люди сами выберут.

- Расскажите про бродвейские гастроли современника.

- На бродвее свои законы, которые постичь немыслимо. Там профсоюз работников сцены забирает сорок процентов от всего, что за эти гастроли было заработано, причем вне зависимости от того, насколько он участвует в вашей постановке. Они могут сидеть сложа руки, а работать, ставить декорации, разбирать их будут наши рабочие, которых мы привезли. Все равно сорок процентов получает профсоюз работников сцены. Затем наши продюсеры, импресарио платили всевозможные штрафы: за то, что костюмеров не брали из американского профсоюза, а привезли своих. Кроме того, чудовищной для нас была такая ситуация: если минута в минуту не опускается железный занавес, начисляются огромные штрафы за каждое мгновение опоздания. На последних гастролях я стояла с секундомером в руке, а поскольку публика принимала нас очень хорошо и артисты долго кланялись, то несколько раз занавес чуть не ударил их по головам. Или такой момент: наша костюмерша хотела постирать мужские рубашки. И вдруг ко мне бежит менеджер театра и говорит: галина, через пять минут в здании никого не должно быть, а ваши костюмеры хотят стирать рубашки. Если они не покинут помещение, то будут платить по три тысячи за каждые десять минут. Но это было на первых гастролях, в этом году девочки носили уже в гостиницу эти рубашки стирать.

Наши гастроли были некоммерческими. Коммерческие гастроли на бродвее предполагают возврат вложенных денег. Почему мюзиклы вытеснили все остальное с бродвея? потому что в них вкладываются огромные деньги. Например, в титаник, который идет на бродвее, вложили семь миллионов долларов. Отдача начнется только через несколько лет. Мюзикл может идти по девять-десять лет. И тогда они не только возвращают свои деньги, но и получают прибыль. А драматический спектакль не может столько идти. Поэтому мюзиклы - знак бродвея. А когда-то здесь были теннеси уильямс, чехов... И американские интеллектуалы очень из-за этого переживают.

- Как же тогда ваши гастроли все-таки состоялись?

- наши продюсеры русского происхождения каким-то образом смогли это устроить, до конца это понять невозможно. Я думаю, что они заразили этой идеей владельцев театра. Я не знаю, сколько они платили за аренду, но наверняка это безумные деньги. Это было невероятно почетно не только для нашего театра, но и для страны, что спектакли русского театра с таким успехом прошли на бродвее.

Главная -> Комуникации

Прокурор уходит в лесные братья Растет спрос на стройматериалы Региональное отделение общероссийской общественной организации союз армян россии краснодарского края Решения принимаются в ипхофене Рука москвы, где ты? европа боится, что из-за кризиса останется- строительные материалы Бизнес партнер Шота кавтарадзе: мы строим для россии Строители из сергиева посада Строительство театра на таганке Строить и жить помогают Таблица перехода к новому плану счетов бухгалтерского учета организаций Тенденции сохраняются Украли президентскую дорогу