Главная -> Комуникации (Исполнение долга)

Двумя трагическими событиями отмечена навигация 1941 года на судоходной трассе ббк. Они оставили свой след в документальной истории, о них часто вспоминают в статьях и книгах. И оба этих события связаны с судьбами транспортных караванов, вмерзших в лед: один караван в горской губе выг-озера, другой близ острова мегостров на онежском озере. Выгозерскому каравану повезло больше - он оказался в тылу наших войск, а потому мы знаем о нем хоть и не все, но много. Караван мегозерский захватили финны, и вот уже более полстолетия информация о его судьбе попадает к нам буквально по капле.

Необходимые уточнения: бухарин, леонтьев, а также кое-что другое.

В конце января нынешнего года известный в республике краевед е. Н. Нилов из пудожа опубликовал в газете карелия большую статью эвакуация-41: тайна последнего каравана (карелия, 2002, 24 января). Статья дополнила картину трагедии на онежском озере новыми сведениями, в том числе и с финской стороны. Известно, что такого рода материалы живут долго. Словно снежный ком они обрастают за десятилетия новыми подробностями, новыми фактами; отдельные положения получают свою динамику, порой неожиданную, а имена приобретают судьбу. В этом, собственно, и заключается краеведение. Так пишется история. Поэтому здесь необходима особая точность. Мне хочется пройтись по статье е.Н. Нилова редакторским карандашом и уточнить то, что уже сегодня можно уточнить, добавить то, что стало известно совсем недавно.

Прежде всего следует сказать, что, конечно же, речь идет о мегострове (в статье - мягостров. - Прим. К.Г.), Который расположен у северной границы заонежского залива на траверзе челмужи (на восточном берегу) - толвуя (на западном). Именно близ этого острова 11-12 ноября 1941 года вмерзли в лед пароходы с баржами. Здесь они были захвачены финскими оккупантами вместе с командами, пассажирами и материальными ценностями.

Пройдем далее по тексту статьи краеведа е.Н. Нилова. Первая строчка статьи: война еще в августе погасила огни маяков, бакенов и береговых створов.... КРасиво, но неверно. Огни той весной и осенью не зажигались вовсе. Предписание начальника обстановочного района онежского технического участка ббк туркова от 28 апреля 1941 года было таким: если навигация на онежском озере откроется в мае, то обстановочные огни на судоходных путях должны быть зажжены, но гореть они будут не далее первого июня. Озеро очистилось ото льда со второго на третье июня, поэтому маяки не зажигались. А в конце лета зажигать их было уже не для кого: ббк работал лишь в северной части, от выгозера до белого моря. Официально об открытии навигации 1941 года заместитель начальника управления пути ббк а. И. Василов объявил приказом n 54 от 12 июня. На онежском озере она началась шестого июня.

...НА онего продолжалась никем не управляемая навигация. Непонятно, что имеется в виду? в начале ноября все обстановочное хозяйство оставалось на судовых путях - бакена, створы, маяки, хоть и незажженные, каждая баржа, каждый пароход были на счету у своих владельцев.

155-м полком войск нквд по охране особо важных предприятий промышленности (именно так он официально назывался) командовал не полковник, а подполковник бухарин. При этом он не был начальником охраны канала. Такой должности здесь не было вовсе.

Любопытно отметить, что собственно здания управления пути ббк и технических участков (сосновецкого, повенецкого и онежского) охраняли обыкновенные вахтеры и сторожа, которыми руководил... Начальник отдела технического снабжения. Только второго июня 1941 года безоружные охранники были переданы в подчинение 24-му отдельному отряду вохр. Начальникам техучастков приказом было предложено представить свои соображения по вопросу, вооружать их или нет... Гладкоствольными ружьями.

Инженерные подразделения под командованием леонтьева приступили к минированию 1-9-го шлюзов... - Пишет е. Н. Нилов, рисуя ситуацию на канале в начале ноября 1941 года. Николай кириллович леонтьев работал в то время начальником шлюза n 1 и мог отвечать только за свой гидроузел. 20 лет назад, в 1982 году, мы сидели на его небольшой кухоньке в повенце и я дрожащими от охотничьего азарта руками переписывал в блокнот рукописный приказ главного инженера повенецкого техучастка в. Колодкина от 6 ноября 1941 года. Приказ на уничтожение шлюза, за который еще вчера он, начальник, отвечал головой.

На вверенном вам шлюзе силами 155 полка нквд должна быть произведена и к 18 час. 6.Хi закончена следующая работа: 1. В шахтах под цилиндрическим затвором каждого устоя верхней головы закладываются заряды весом по 200 кгр каждый - в мешках. Всего зарядов штук 2...

26 декабря 1941 года начальник управления пути ббк а. Орехов подробно известил наркомат речного флота ссср, переехавший к тому времени в ульяновск, кто, когда и что взрывал на канале. Производство взрывных работ, - писал он в рапорте, - выполнялось начальниками шлюзов т.Т. Леонтьевым, чуркиным, сидоровым и прохоровым, зам. Начальника повенецкого технического участка соколовым. Общее руководство работами осуществлялось... Колодкиным и начальником повенецкого техучастка макарьевым. С каждым из начальников шлюзов работали 3-4 военных сапера. Кроме того, непосредственное участие в подрывных работах принимал подрывник управления пути т. Шкабура... И многозначительная приписка: в большинстве случаев подрывные работы производились без вооруженного прикрытия и начальники шлюзов уходили со своего объекта последними.

Что касается упомянутого краеведом е. Н. Ниловым н.К. Леонтьева, то при помощи взвода солдат, которым командовал старшина рыбченко, он начинил свой шлюз взрывчаткой и взорвал его на глазах финнов, а затем с винтовкой ушел вдоль судоходной трассы в тыл, в поселок сосновец, отмахав при этом добрых двести километров. Всю войну и затем до выхода на пенсию в 1963 году николай кириллович безупречно отработал на канале.

Ббкомбинат и бблаг: два молодца одинаковых с лица.

В статье говорится и об архивах, которые были захвачены на судах финнами. Автор перечисляет их в таком порядке: ... Архивы беломорстроя, беломорско-балтийского комбината и управления исправительно-трудовых лагерей белбалтлага.

Здесь нужно пояснить, что никакого беломорстроя перед войной еще не было. Постановлением государственного комитета обороны n 68260 от 28 октября 1944 года нквд ссср было поручено проведение восстановительных работ на южном склоне ббк с общим объемом 100 млн рублей. Для восстановления канала нквд и организовало в медвежьегорске беломорстрой мвд ссср, которым руководил инженер-полковник василий павлович бусыгин.

Весной 1946 года основные работы по восстановлению гидросооружений были завершены, но беломорстрой не только продолжал строительные работы, но и принял на себя временную эксплуатацию первых семи восстановленных гидроузлов. В 1946 году на канале так и работали: южный склон эксплуатировал беломорстрой, северный - собственно управление пути ббк.

Что касается беломорско-балтийского комбината и управления исправительно-трудовых лагерей белбалтлага, то это масло масляное: ббкомбинат и бблаг - одно и то же. Комбинат был единым и очень большим исправительно-трудовым лагерем, в котором один начальник, один штат управления, одна вохр.

Чтобы лучше представить его масштабы, назову такие цифры. Подразделения ббкомбината перед войной располагались в окрестностях петрозаводска, в кондопожском, пудожском, медвежьегорском, сегежском, беломорском и кемском районах. Он имел шесть производственных отделений, которые занимались заготовкой древесины, вывозкой, сплавом, лесопилением, производством шпал и ширпотреба. В ббкомбинате было шесть совхозов с площадью освоенных сельхозугодий 2428,29 тыс. Га. Совхозы производили более 4000 тонн картофеля (в семь раз меньше нынешнего общереспубликанского производства) и 2398 тонн овощей (примерно в четыре раза меньше, чем все карельские совхозы производят теперь).

Комбинат имел вспомогательные производства: швейпром в кеми и медвежьегорске, обувной цех и мебельную фабрику в медвежьегорске, кожобувьпром в пиндушах; интенсивно вел строительство беломорского порта, сульфитно-спиртового завода в кондопоге и швейной фабрики в кеми.

И самое главное: по состоянию на 18 марта 1941 года в ббкомбинате трудились 70811 заключенных, из которых 4180 женщин, а также 10635 вольнонаемных, включая 4097 охранников. Итого: 81 тысяча 446 человек составляли трудармию этого гигантского промышленного предприятия, которому, как казалось, под силу была любая задача.

В марте-апреле 1939 года беломорско-балтийский канал был выведен из-под крыла ббкомбината в самостоятельное плавание, и поэтому е.Н. Нилов, скорее всего, прав, считая, что речь идет о личных делах ббкомбината. Созданный в 1933 году комбинат за восемь довоенных (и каких!) лет перемолол в своих жерновах столько человеческих судеб, что архив просто обязан быть громадным.

При этом многое остается неясным в судьбе архива ббканала. Мне уже доводилось писать, что в мвд карелии хранятся 678600 личных учетных карточек на строителей канала, но личных дел всего 26950. Где остальные 651650 дел - никому до сих пор неизвестно (карелия, 1998, 9 октября).

Константин гнетнев.

(Продолжение следует).

Главная -> Комуникации

Программа инфо-бухгалтер: работа с документами Пятиэтажек век измерен Без охоты ты букашка Регионы сдаются без боя Резонанс Русский knauf: десять лет и один день Школы ждут учеников вот и настает новый учебный год Союз россии и белоруссии: хорошо там, где нас нет Строительный лохотрон Строительство жилья: бум, спад, подъем Судейский произвол Тайное становится явным Теракт как средство работы с населением