Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Комуникации (Исполнение долга) Двумя трагическими событиями отмечена навигация 1941 года на судоходной трассе ббк. Они оставили свой след в документальной истории, о них часто вспоминают в статьях и книгах. И оба этих события связаны с судьбами транспортных караванов, вмерзших в лед: один караван в горской губе выг-озера, другой близ острова мегостров на онежском озере. Выгозерскому каравану повезло больше - он оказался в тылу наших войск, а потому мы знаем о нем хоть и не все, но много. Караван мегозерский захватили финны, и вот уже более полстолетия информация о его судьбе попадает к нам буквально по капле. Необходимые уточнения: бухарин, леонтьев, а также кое-что другое. В конце января нынешнего года известный в республике краевед е. Н. Нилов из пудожа опубликовал в газете карелия большую статью эвакуация-41: тайна последнего каравана (карелия, 2002, 24 января). Статья дополнила картину трагедии на онежском озере новыми сведениями, в том числе и с финской стороны. Известно, что такого рода материалы живут долго. Словно снежный ком они обрастают за десятилетия новыми подробностями, новыми фактами; отдельные положения получают свою динамику, порой неожиданную, а имена приобретают судьбу. В этом, собственно, и заключается краеведение. Так пишется история. Поэтому здесь необходима особая точность. Мне хочется пройтись по статье е.Н. Нилова редакторским карандашом и уточнить то, что уже сегодня можно уточнить, добавить то, что стало известно совсем недавно. Прежде всего следует сказать, что, конечно же, речь идет о мегострове (в статье - мягостров. - Прим. К.Г.), Который расположен у северной границы заонежского залива на траверзе челмужи (на восточном берегу) - толвуя (на западном). Именно близ этого острова 11-12 ноября 1941 года вмерзли в лед пароходы с баржами. Здесь они были захвачены финскими оккупантами вместе с командами, пассажирами и материальными ценностями. Пройдем далее по тексту статьи краеведа е.Н. Нилова. Первая строчка статьи: война еще в августе погасила огни маяков, бакенов и береговых створов.... КРасиво, но неверно. Огни той весной и осенью не зажигались вовсе. Предписание начальника обстановочного района онежского технического участка ббк туркова от 28 апреля 1941 года было таким: если навигация на онежском озере откроется в мае, то обстановочные огни на судоходных путях должны быть зажжены, но гореть они будут не далее первого июня. Озеро очистилось ото льда со второго на третье июня, поэтому маяки не зажигались. А в конце лета зажигать их было уже не для кого: ббк работал лишь в северной части, от выгозера до белого моря. Официально об открытии навигации 1941 года заместитель начальника управления пути ббк а. И. Василов объявил приказом n 54 от 12 июня. На онежском озере она началась шестого июня. ...НА онего продолжалась никем не управляемая навигация. Непонятно, что имеется в виду? в начале ноября все обстановочное хозяйство оставалось на судовых путях - бакена, створы, маяки, хоть и незажженные, каждая баржа, каждый пароход были на счету у своих владельцев. 155-м полком войск нквд по охране особо важных предприятий промышленности (именно так он официально назывался) командовал не полковник, а подполковник бухарин. При этом он не был начальником охраны канала. Такой должности здесь не было вовсе. Любопытно отметить, что собственно здания управления пути ббк и технических участков (сосновецкого, повенецкого и онежского) охраняли обыкновенные вахтеры и сторожа, которыми руководил... Начальник отдела технического снабжения. Только второго июня 1941 года безоружные охранники были переданы в подчинение 24-му отдельному отряду вохр. Начальникам техучастков приказом было предложено представить свои соображения по вопросу, вооружать их или нет... Гладкоствольными ружьями. Инженерные подразделения под командованием леонтьева приступили к минированию 1-9-го шлюзов... - Пишет е. Н. Нилов, рисуя ситуацию на канале в начале ноября 1941 года. Николай кириллович леонтьев работал в то время начальником шлюза n 1 и мог отвечать только за свой гидроузел. 20 лет назад, в 1982 году, мы сидели на его небольшой кухоньке в повенце и я дрожащими от охотничьего азарта руками переписывал в блокнот рукописный приказ главного инженера повенецкого техучастка в. Колодкина от 6 ноября 1941 года. Приказ на уничтожение шлюза, за который еще вчера он, начальник, отвечал головой. На вверенном вам шлюзе силами 155 полка нквд должна быть произведена и к 18 час. 6.Хi закончена следующая работа: 1. В шахтах под цилиндрическим затвором каждого устоя верхней головы закладываются заряды весом по 200 кгр каждый - в мешках. Всего зарядов штук 2... 26 декабря 1941 года начальник управления пути ббк а. Орехов подробно известил наркомат речного флота ссср, переехавший к тому времени в ульяновск, кто, когда и что взрывал на канале. Производство взрывных работ, - писал он в рапорте, - выполнялось начальниками шлюзов т.Т. Леонтьевым, чуркиным, сидоровым и прохоровым, зам. Начальника повенецкого технического участка соколовым. Общее руководство работами осуществлялось... Колодкиным и начальником повенецкого техучастка макарьевым. С каждым из начальников шлюзов работали 3-4 военных сапера. Кроме того, непосредственное участие в подрывных работах принимал подрывник управления пути т. Шкабура... И многозначительная приписка: в большинстве случаев подрывные работы производились без вооруженного прикрытия и начальники шлюзов уходили со своего объекта последними. Что касается упомянутого краеведом е. Н. Ниловым н.К. Леонтьева, то при помощи взвода солдат, которым командовал старшина рыбченко, он начинил свой шлюз взрывчаткой и взорвал его на глазах финнов, а затем с винтовкой ушел вдоль судоходной трассы в тыл, в поселок сосновец, отмахав при этом добрых двести километров. Всю войну и затем до выхода на пенсию в 1963 году николай кириллович безупречно отработал на канале. Ббкомбинат и бблаг: два молодца одинаковых с лица. В статье говорится и об архивах, которые были захвачены на судах финнами. Автор перечисляет их в таком порядке: ... Архивы беломорстроя, беломорско-балтийского комбината и управления исправительно-трудовых лагерей белбалтлага. Здесь нужно пояснить, что никакого беломорстроя перед войной еще не было. Постановлением государственного комитета обороны n 68260 от 28 октября 1944 года нквд ссср было поручено проведение восстановительных работ на южном склоне ббк с общим объемом 100 млн рублей. Для восстановления канала нквд и организовало в медвежьегорске беломорстрой мвд ссср, которым руководил инженер-полковник василий павлович бусыгин. Весной 1946 года основные работы по восстановлению гидросооружений были завершены, но беломорстрой не только продолжал строительные работы, но и принял на себя временную эксплуатацию первых семи восстановленных гидроузлов. В 1946 году на канале так и работали: южный склон эксплуатировал беломорстрой, северный - собственно управление пути ббк. Что касается беломорско-балтийского комбината и управления исправительно-трудовых лагерей белбалтлага, то это масло масляное: ббкомбинат и бблаг - одно и то же. Комбинат был единым и очень большим исправительно-трудовым лагерем, в котором один начальник, один штат управления, одна вохр. Чтобы лучше представить его масштабы, назову такие цифры. Подразделения ббкомбината перед войной располагались в окрестностях петрозаводска, в кондопожском, пудожском, медвежьегорском, сегежском, беломорском и кемском районах. Он имел шесть производственных отделений, которые занимались заготовкой древесины, вывозкой, сплавом, лесопилением, производством шпал и ширпотреба. В ббкомбинате было шесть совхозов с площадью освоенных сельхозугодий 2428,29 тыс. Га. Совхозы производили более 4000 тонн картофеля (в семь раз меньше нынешнего общереспубликанского производства) и 2398 тонн овощей (примерно в четыре раза меньше, чем все карельские совхозы производят теперь). Комбинат имел вспомогательные производства: швейпром в кеми и медвежьегорске, обувной цех и мебельную фабрику в медвежьегорске, кожобувьпром в пиндушах; интенсивно вел строительство беломорского порта, сульфитно-спиртового завода в кондопоге и швейной фабрики в кеми. И самое главное: по состоянию на 18 марта 1941 года в ббкомбинате трудились 70811 заключенных, из которых 4180 женщин, а также 10635 вольнонаемных, включая 4097 охранников. Итого: 81 тысяча 446 человек составляли трудармию этого гигантского промышленного предприятия, которому, как казалось, под силу была любая задача. В марте-апреле 1939 года беломорско-балтийский канал был выведен из-под крыла ббкомбината в самостоятельное плавание, и поэтому е.Н. Нилов, скорее всего, прав, считая, что речь идет о личных делах ббкомбината. Созданный в 1933 году комбинат за восемь довоенных (и каких!) лет перемолол в своих жерновах столько человеческих судеб, что архив просто обязан быть громадным. При этом многое остается неясным в судьбе архива ббканала. Мне уже доводилось писать, что в мвд карелии хранятся 678600 личных учетных карточек на строителей канала, но личных дел всего 26950. Где остальные 651650 дел - никому до сих пор неизвестно (карелия, 1998, 9 октября). Константин гнетнев. (Продолжение следует). Главная -> Комуникации Программа инфо-бухгалтер: работа с документами Пятиэтажек век измерен Без охоты ты букашка Регионы сдаются без боя Резонанс Русский knauf: десять лет и один день Школы ждут учеников вот и настает новый учебный год Союз россии и белоруссии: хорошо там, где нас нет Строительный лохотрон Строительство жилья: бум, спад, подъем Судейский произвол Тайное становится явным Теракт как средство работы с населением |