Главная -> Комуникации (Грузовые перевозки на железных дорогах россии в 1997-2001 гг)

Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры государства недооценка роли транспорта всегда отрицательно отражается на социально-экономическом развитии страны. Являясь частью инфраструктуры, транспорт физически обеспечивает обмен товарами между регионами. Как субъект рынка, транспорт продает свои услуги по перемещению грузов и пассажиров процесс производства продукции можно считать законченным, если эта продукция доставлена потребителю доля транспортных издержек в конечной цене продукции достигает 15-20%, но может быть и выше.

Перевод российской экономики на рельсы рыночного хозяйствования означает усиление ориентации на потребителя и требует от транспорта наряду со снижением затрат на перевозку ценовой доступности, регулярности, ритмичности и безопасности экономических связей, складывающихся между изготовителями и потребителями продукции. Практика показывает, что экономические потери вызываемые низким уровнем транспортного обслуживания и дефицитом пропускных и провозных способностей транспорта, как правило выше затрат, необходимых для их повышения или ликвидации дефицита. Базовой основой единой транспортной системы страны является сеть железнодорожных, автомобильных, водных трубопроводных и воздушных путей сообщения их общая протяженность в россии превышает 2 млн. Км. Доля магистральных железных дорог и подъездных железнодорожных путей в общей протяженности путей сообщения россии составляет всего 9% но при этом железнодорожный транспорт является основным в транспортной системе россии в настоящее время железнодорожный транспорт перевозит 88% всего добытого угля 94% руды, 88% черных металлов, 79% удобрений 66% лесных грузов.

Перевозка грузов и обеспечение их сохранности осуществляются мощным железнодорожным комплексом, который за годы своего становления прошел большой и сложный путь. В 2001 г объем перевозок грузов российских железных дорог (ржд) составил i 152,8 млн. Т. Это на 190,5 млн. Т или на 19,8% выше уровня i997 г (962,3 млн. Т). За последние пять лет работы российских железных дорог тенденция изменения объема перевозок грузов носила неравномерный характер. В 1997-1998 гг. Продолжалось падение объема перевозок, вызванное снижением объемов промышленного производства и конкуренцией со стороны других видов транспорта.

Переломным является 1999 г и с этого периода начинается рост объема перевозок ржд тенденция изменения объема перевозок и грузооборота ржд за 1997-2001 гг. Отображена на рис i. В 2001 г грузооборот ржд увеличился на 69,4 млрд. Ткм. Или на 5,1% по сравнению с 2000 г, влияние увеличения объема пере возок на рост грузооборота составило 1 9,5 млрд. Ткм, а влияние увеличения средней дальности перевозок грузов на рост грузооборота составило 49,9 млрд. Ткм. Наибольший рост грузооборота в 2001 г. По сравнению с 2000 г. Наблюдался по следующим массовым грузам - каменному углю - 38,5 млрд. Ткм или 10,16% , нефтяным грузам -i 1,9 млрд. Ткм. Или 5,45%, лесным грузам - 3,8 млрд. Ткм или 6,64%. Влияние роста грузооборота по каменному углю на увеличение грузооборота в целом по сети ржд составляет 2,83%.

За последние пять лет грузооборот ржд увеличился на 334,0 млрд. Ткм или на 30,46%. Влияние увеличения объема перевозок на рост грузооборота составило 217 млрд. Ткм, а влияние увеличения средней дальности перевозок грузов на рост грузооборота составило 117 млрд. Ткм. Наибольший рост грузооборота в 2001 г. По сравнению с 1997 г наблюдался по следующим массовым грузам каменному углю - 1 17,0 млрд. Ткм или 38,95%, нефтяным грузам - 32,8 млрд. Ткм или 16,61%, черным металлам - 29,0 млрд. Ткм или 25,02%. Влияние роста грузооборота по этим грузам на увеличение грузооборота в целом по сети на 30,46% следующее: каменного угля - 10,67%, нефти и нефтепродуктов - 2,99%, черных металлов - 2,64% от анализа грузооборота, который является транспортной работой железных дорог, перейдем к анализу продукции железнодорожного транспорта, т.Е. Объему перевозок, объем перевозок ржд - это производная от объема производства продукции россии, т.К.

Железные дороги являются основным видом транспорта при перевозке массовых и прочих видов грузов на большие расстояния, чего и требуют интересы потребителей и производителей продукции, размещенных по всей территории страны. Взаимосвязь объемов производства продукции и объемов перевозки грузов ржд была рассмотрена на примере районов, тяготеющих к южно-уральской железной дороге железной дороге (сакульева т.Н. Внешняя среда транспортного предприятия. Бюллетень транспортной информации ne 7,- 2001 .-С.31-33) пик падения объема перевозок грузов в 1998 г.

Совпадает с пиком падения объемов производства продукции в стране. С 1999 г, вместе с ростом объемов производства начинается и рост объемов перевозок ржд.

За последние пять лет объем перевозок ржд, как отмечалось выше, увеличился на 190,5 млн. Т или на 19,8% основное влияние на увеличение объема перевозок грузов в целом по сети оказали следующие грузы: каменный уголь - на 3,94 %, строительные грузы - на 2,59%, нефть и нефтепродукты - на 1,79%, руда железная и марганцевая - на 1,77%, черные металлы - на 1,67%, лесные грузы - на 1,62%, химикаты и сода - на 1,38%, промышленное сырье и формовочные материалы - на 1,30%. Эти грузы являются наиболее массовыми, т.К. Их доля в структуре объема перевозок железных дорог россии наибольшая. Структура объемов перевозок грузов ржд за период 1997-2001 гг. Изменилась незначительно. Например, доля каменного угля с 25,76% в 1997 г. Снизилась до 24,79% в 2001 г., Нефтяных грузов - с 16,02% в 1997 г до 14,87% в 2001 г., Строительных грузов - с 15,43% до 15,04%, руды железной и марганцевой - повысилась с 8,29% в 1997 г. До 8,39% в 2001 г., Черных металлов - с 5,80% до 6,24%, лесных грузов - с 3,53% до 4,30%., Химикатов и соды - с 1,76% до 2,62 %, промышленного сырья и формующих материалов - с 1,65% до 2,46%. Объемы перевозок этих видов грузов за период 1997-2001 гг. Увеличились следующим образом - каменного угля - на 37,9 млн. Т или на 15,29%, нефти и нефтепродуктов - на 17,2 млн. Т или 1 1,15%, строительных грузов - на 24,9 млн. Т или 16,77%, руды железной и марганцевой - на 16,9 млн. Т или на 21,23%, черных металлов - на 16,1 млн. Т или на 28,85%, лесных грузов - на 15,6 млн. Т или на 45,88%, химикатов и соды - на 13,3 млн. Т или 78,70%, промышленного сырья и формовочные материалы - на 12,5 млн. Т или на 78,62%. С 1999 г.

Наблюдается тенденция роста объемов перевозок грузов ржд. За период 1999-2000 гг. Объем перевозок увеличился на 148,9 млн. Т или 14,83%. Основное влияние на увеличение объема перевозок грузов в целом по сети оказали следующие грузы: каменный уголь - на 3,78%, строительные грузы - на 2,19%, нефть и нефтепродукты - на 1 ,63%, черные металлы - на 1,30%, руда железная и марганцевая - на 0,80%.

Структура объемов перевозок грузов ржд за период 1 999-2001 гг изменилась незначительно. Например, доля каменного угля с 24,69% в 1999 г. Повысилась до 24,79% в 2001 г., Строительных грузов - снизилась с 15,08% до 15,04%, нефтяных грузов - снизилась с 15,44% до 14,87%, черных металлов - повысилась с 5,86% до 6,24 %, руды железной и марганцевой - снизилась с 8,84% до 8,39%. Объемы перевозок этих видов грузов за 1999-2001 гг увеличились следующим образом: каменного угля - на 37,9 млн. Т или на 1 5,29%, строительных грузов - на 22,0 млн. Т или на 14,53%, нефти и нефтепродуктов - на 16,4 млн. Т или на 10,58%, черных металлов -на 13,1 млн. Т или на 22,28%, руды железной и марганцевой - на 8,0 млн. Т или на 9,02%. Темпы роста объема перевозок грузов в целом по сети с 1999 г. По 2001 г. Имели следующие значения: 1999 г. К 1998 г. - 10,92%, 2000 г. К 1999 г. - 13,21%, 2001 г. К 2000г. - 1,43%. В 2001 г по отношению к 2000 г. Темпы роста объема перевозок значительно замедлились по сравнению с предыдущим периодом.

И при этом снизились объемы перевозок по следующим грузам:

строительным грузам - на 5,5 млн. Т или на 3,07%, по руде железной и марганцевой - на 2,6 млн. Т или на 2,62%, по лому черных металлов - на 1,9 млн. Т или на 10,00%, по зерну -на 1,8 млн. Т или на 8,87%, по огнеупорам - на 0,7 млн. Т или на 8,64%.

Эти же грузы оказали максимальное отрицательное воздействие на увеличение темпов роста объема перевозок грузов ржд в 2001 г:

строительные грузы - на 0,48%, руда железная и марганцевая - на 0,23%, лом черных металлов - на 0,17%, зерно - на 0,1 5%, огнеупоры - на 0,06%. Из них в структуре объемов перевозок грузов 2001 г. Строительные грузы составляют 15,04%, руда железная и марганцевая - 8,39%, химические и минеральные удобрения - 3,10%, зерно - 1,61%, лом черных металлов - 1,48%, огнеупоры - 0,64% наряду со снижением объемов перевозок по некоторым видам грузов, увеличение объема перевозок в 2001 г. По сравнению с 2000 г.

Наблюдалось по следующим грузам:

по каменному углю - 13,7 млн. Т или на 5,03%, по остальным продовольственным товарам - 3,5 млн. Т или на 35,00%, по нефти и нефтепродуктам - 3,0 млн, т или 1,78%, по цементу - 2,5 млн. Т или 1 1,01%, по черным металлам - 1,2 млн. Т или 1,70%, по промышленному сырью и формующим материалам -1,1 млн, тонн или 4,03%, по лесным грузам - 1,0 млн. Т или 2,06%. Эти грузы оказали следующее положительное воздействие на увеличение темпов роста объема перевозок грузов ржд в 2001 г.: Каменный уголь - на 1,21%, остальные продовольственные товары - на 0,31 %, нефть и нефтепродукты - на 0,26%, цемент - на 0,22%, черные металлы - на 0,1 1%, промышленное сырье и формующие материалы - на 0,10%, лесные грузы - на 0,09%. Из них в структуре объемов перевозок грузов 2001 г. Каменный уголь составляет 24,79%, нефть и нефтепродукты - 14,87%, черные металлы - 6,24%, лесные грузы - 4,30%, промышленное сырье и формующие материалы - 2,46%, цемент - 2,1 9%, остальные продовольственные товары - 1,17%. Анализируя объем перевозок, нельзя забывать и об аспекте неравномерности перевозок. Высокий коэффициент неравномерности перевозок имеют следующие грузы: живность - 6,672; сахарная свекла и семена - 6,409, картофель, овощи и фрукты - 2,647; соль - 1,636; хлопок - 1,585; жмыхи - 1,492; зерно -!,455; сахар 1,410; торф и торфяная продукция - 1,397; цемент -1,348.

Из перечисленных грузов наибольшую долю в структуре объема перевозок 2001 г. Занимают цемент - 2,19%, зерно - 1,60%, сахар -0,95%, соль - 0,41%, сахарная свекла и семена - 0,25%. Среди массовых грузов наибольшие коэффициенты неравномерности перевозок имеют следующие (2001 г.): Лесные грузы - 1,240; строительные грузы - 1,165, хим. И мин. Удобрения - 1,160, каменный уголь - 1,112 из анализа объемов перевозок грузов ржд за последний пятилетний период по месяцам вытекает следующая тенденция:

- максимальное значение объема перевозок грузов приходится на октябрь (за исключением 1998,1999 гг., Что связано с изменением тенденции спада объема перевозок на тенденцию роста), минимальное - на январь, февраль (за исключением 1998 г.).

МАксимальные и минимальные значения объемов перевозок отдельных видов грузов не совпадают с тенденцией сезонности объемов перевозок сети в целом. Максимальные, минимальные и среднемесячные объемы перевозок грузов в целом по сети за i 997-2001 гг. Характеризует график, приведенный на рис. 2. В заключение хотелось бы отметить, что динамика объемов перевозок ржд всегда прямо пропорциональна объемам производства в государстве. И даже при наличии конкуренции со стороны других видов транспорта, структура объема перевозок ржд изменяется лишь незначительно.

Главная -> Комуникации

Проблем много Программа инфо-бухгалтер: работа с документами Прокурор уходит в лесные братья Растет спрос на стройматериалы Региональное отделение общероссийской общественной организации союз армян россии краснодарского края Решения принимаются в ипхофене Рука москвы, где ты? европа боится, что из-за кризиса останется- строительные материалы Бизнес партнер Шота кавтарадзе: мы строим для россии Строители из сергиева посада Строительство театра на таганке Строить и жить помогают Таблица перехода к новому плану счетов бухгалтерского учета организаций