Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Комуникации (Александр кудрявцев, президент российской академии архитектуры и строительных наук, московского архитектурного- строительные материалы) института, вице-президент европейского общества культуры: человеку уютнее жить в намоленном доме. - Александр петрович, сейчас ученые, политики, просто мыслящие люди стремятся оценить канувший в прошлое век xx и заглянуть в будущее - в xxi век, новое тысячелетие. Каковы ваши позиции как ученого, известного архитектора, деятеля культуры? - на мой взгляд, xx век был веком, завершающим определенный период человеческой цивилизации. Это период христианства. И цивилизацию можно назвать христианской. Два тысячелетия развития христианства. Это очень много с одной стороны. Но с другой - мы знаем: некоторые страны празднуют и пять тысячелетий своей цивилизации. И в другое время празднуют. Но все-таки, я думаю, главным итогом этого времени - христианской цивилизации - стало обретение человеком самого себя. Человека как венца биологического развития. Как особого создания в космосе. Мы пытаемся достучаться до своих собратьев, но, похоже, человеческая цивилизация как минимум уникальна. xx Век принес самые разрушительные итоги. Он показал, что человек сам является хозяином своей судьбы и вместе с тем, что он является самым главным для себя врагом. Для него характерны удивительные подъемы духа, которые свидетельствуют о главном проявлении человеческого в человеке. И одновременно отвратительные факты не только самоуничтожения, но и уничтожения себе подобных, всего того, что было создано человеком. - Вы имеете в виду войны? - прежде всего, конечно, войны. Но ведь им всегда предшествовала определенная подготовка человека к разрушению, причем самые кровавые разрушительные войны xx столетия были вызваны стремлением утвердить господство одной нации, одной расы над другой. При том, что уже был богатый опыт и самого христианства, и социализма, который выбрали многие страны, а другие видели в этом пример для своего развития. Идеи гуманизма - свобода, равенство, братство - во многих странах xx века стали идеями государственными. Скажем, германия - страна, показавшая поразительные взлеты культуры, - дважды была началом мировых войн. В этой стране неожиданным образом оба раза фактически дух национализма, смешанный с духом милитаризма, привел к такому уродливому явлению, как фашизм. После его разгрома, после периода холодной войны, противостояния двух систем, в котором, как ни парадоксально, атомное оружие выступило в качестве сдерживающей силы, люди поняли: это может стать последней войной. Мне кажется, что с точки зрения человеческой цивилизации это главный итог. Люди поняли, что в любой ситуации надо пытаться договариваться. Появились такие формы общения, как организация объединенных наций, народная дипломатия, парламентские взаимоотношения. Новые пути взаимодействия государства и общества имеют разные ответвления, но то, что повсюду права человека сейчас рассматриваются выше, чем власть государства над ним, вообще государства как такового, - один из итогов xx века. Это было еще раз подтверждено на сессии европейского общества культуры, отметившего в прошлом году свое пятидесятилетие. - Известно, что каждая профессия несет на себе печать времени, в какой-то мере влияет на ход событий. Что бы вы хотели сказать об архитектуре, том направлении искусства, которым занимаются академия, в целом ваш профессиональный цех? - искусство архитектуры тоже пережило удивительные катаклизмы, новые обретения в xx веке. Вместе с развитием цивилизации архитектура стала гораздо демократичнее. Бытует выражение: архитектура - искусство королей. Действительно, каждый самодержец пытался прежде всего утвердить себя через архитектуру, потому что в ней отражается порядок государственного устройства. Скажем, примеры абсолютизма - версаль, петергоф, сан-суси. Это было идеальное воплощение того государства, которое самодержец пытался построить. Это было одновременно и отражение, и выражение своего я. Но хх век дал достаточно большой спектр и государственного устройства, и образов человеческой жизни. Здесь, мне кажется, очень заметный след оставил наш российский опыт. В начале века фактически, в двадцатые годы, после революции, люди стали называть дворцами совершенно другие, не только принадлежащие одному самодержцу здания, но и здания, получившие новые социальные функции. Один из самых известных в мире конкурсов, с которым пришла слава российского авангарда в архитектуре, был конкурс на дворец труда - 1922 год. Тогда была большая мечта о голубых городах, о свободном труде свободных людей, построенная, может быть, на утопических основах. Но конкурс привел к таким интересным художественным откровениям, что до сих пор сохраняется их огромное влияние. Появилась тема так называемого социального или, как сейчас принято говорить, социально ориентированного жилья. Родились дома-коммуны. Соединение жилой функции и обслуживания. Это было новое слово. Со своими недостатками, конечно. Словом, сама типология - наука о зданиях - стала гораздо богаче. Не только мы, но и весь мир обращается к русскому конструктивизму как источнику идей. Уж столько сменилось стилей в архитектуре хх века, а русский конструктивизм - и проекты, и постройки - останется источником вдохновения для архитекторов всего мира. Сожалею, что этот опыт в меньшей степени используется российскими архитекторами. Помните, у нас были времена, имею в виду прежде всего хрущевские, когда архитектуру отвергали вообще - считалось, что архитекторы мешают строительному делу. К сожалению, рецидивы прошлого еще дают о себе знать и сегодня. - Но ведь от пятиэтажек, унылых типовых домов мы уже ушли. - Разумеется, хх век в целом принес новую эстетику в архитектуру - эстетику свободно переливающегося пространства. Эстетику взаимодействия внутренней и внешней среды и даже, можно сказать, разрушения между ними границ. Этому способствовали новые достижения техники, строительных материалов. Известно, что сейчас можно совсем убрать стену и создать вместо нее тепловую завесу, которая отсечет внешний мир от внутреннего. Идея же перетекания одного пространства в другое - это открытие века. Архитекторы ушли от классического, античного вида зданий с колоннами и арками. Кстати, русский авангард проповедовал эти принципы, где организация пространства важнее, чем прорисовка фасада. В целом же предпочтение у нас по-прежнему отдается камню и кирпичу. Физически и психологически они все-таки создают больший эффект прочности, подтверждают принцип: мой дом - моя крепость. Хотя, на мой взгляд, уют и спокойствие в доме создают не столько строительные материалы, сколько способность обретения покоя, душевного равновесия. Говорят, в доме должна жить душа. Это чувствуешь в намоленных храмах, старинных домах. Там и дышится легче. - И тем не менее мы с легкостью рушим старое только потому, что оно из прошлого. - Был такой грех. К счастью, отношение к архитектурному наследию изменилось к лучшему. В середине хх века была принята венецианская хартия об охране архитектурного наследства, появился список юнеско-список особо ценных объектов, в котором мы занимаем совсем немного места - порядка 10 объектов. Когда-то был закон на руси, в уложениях хvii столетия, он не позволял портить новым строением вид из окна существующего дома. Вид из окна является как бы личной собственностью. И с этим нельзя не считаться. А у нас философия такая: чиновник уничтожит памятник старины и его же оправдывают: не хотел, мол, зла, он хотел как лучше, о людях думал. Мы потеряли довольно много. И продолжаем терять. Можно сказать: каждый день гибнет один памятник архитектуры. Особенно это касается памятников деревянного зодчества, очень хрупких, подверженных разрушению. Сейчас в госдуме уже на выходе закон об охране памятников в новой редакции. Он оказался очень сложным. В основном из-за разделения статуса этих памятников на федеральные, местные, региональные. За этой иерархией - проблема собственности, ответственности. Федеральный памятник, к примеру, не может приватизироваться, даже если нет средств на его сохранение. Надеемся, что закон скоро выйдет. Но и наличие его в этом виде уже влияет на нормирование в этой области. Особенно при утверждении генпланов развития городов. Государство должно жестко спрашивать с мэров городов за соблюдение строительных канонов и правил. Я бы сказал еще определеннее: претендент на должность мэра обязан знать основы градостроительства. Иначе не избежать непрофессионализма в таком важном деле. Тем более что наша академия, союз архитекторов и госстрой рф работают над национальной доктриной градостроительства. В минувшем году в с.-Петербурге академия на годичной сессии доложила об основных принципах доктрины, где говорится об иерархии ответственности за развитие территории, ее обустройство, приведение в соответствие с потребностями человека на федеральном, региональном и локальном уровнях. В конечном итоге, мы надеемся, что она, как и национальные доктрины безопасности, образования, будет принята на законодательном уровне. - И такой вопрос, александр петрович. Можно слышать суждения, будто компьютер сейчас может заменить архитектора. Вы как руководитель архитектурного вуза согласны с этим? - ни в коей мере. Когда-то великий дидро сказал: не верьте архитектору, не умеющему рисовать. Это так. Только творец (пусть и не с большой буквы) способен создать нечто оригинальное - с учетом всех накопленных знаний, требований времени, особенностей архитектурного стиля. Ведь современный архитектор должен знать не только специальные предметы, но и социологию, психологию человека, быть экологом в своей сфере. Компьютер ему нужен позарез - как средство добиться цели, кратчайшим путем решить сложные задачи. Поэтому наши студенты с первого курса садятся за компьютер. А после третьего курса уже все участвуют в реальном проектировании. Рубеж двух веков, на котором мы сейчас находимся, обязывает пристальнее всмотреться в будущее, задуматься над прогнозами развития архитектурно-строительной отрасли, ее реакцией на социальные процессы и научно-технические достижения в нашем стремительно меняющемся мире. Начало хх века в архитектуре прошло под знаком лидерства западной профессиональной культуры. К началу ххi века ситуация изменилась - лидирующее положение занимают страны азии - сингапур, малайзия, южная корея и китай, темпы развития архитектуры в котором поразительны. Нам необходимо серьезно задуматься о месте российского зодчества и градостроительства в многополюсном мире. Ведь за нашими плечами - одна из величайших культур, многообразная и гибкая. Необходимо обобщить накопленный опыт и осмыслить те изменения, которые уже принесло стремительное развитие постиндустриальной эпохи. Только так мы займем достойное место в современном мире. И делать это предстоит студентам начала нового века и тысячелетия. Беседовал владимир пошатаев. Главная -> Комуникации А вот подарки! кому подарки?! говорят, под новый год, что- строительные материалы От простого к сложному Панельные дома обещают быть красивыми и удобными Пластичность масс Подайте на мел и на краску, или почему школа не- строительные материалы Поручить самостоятельной службе По обе стороны прилавка Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских- строительные материалы |