Главная -> Комуникации (Александр кудрявцев, президент российской академии архитектуры и строительных наук, московского архитектурного- строительные материалы)

института, вице-президент европейского общества культуры: человеку уютнее жить в намоленном доме.

- Александр петрович, сейчас ученые, политики, просто мыслящие люди стремятся оценить канувший в прошлое век xx и заглянуть в будущее - в xxi век, новое тысячелетие. Каковы ваши позиции как ученого, известного архитектора, деятеля культуры?

- на мой взгляд, xx век был веком, завершающим определенный период человеческой цивилизации. Это период христианства. И цивилизацию можно назвать христианской. Два тысячелетия развития христианства. Это очень много с одной стороны. Но с другой - мы знаем: некоторые страны празднуют и пять тысячелетий своей цивилизации. И в другое время празднуют.

Но все-таки, я думаю, главным итогом этого времени - христианской цивилизации - стало обретение человеком самого себя. Человека как венца биологического развития. Как особого создания в космосе. Мы пытаемся достучаться до своих собратьев, но, похоже, человеческая цивилизация как минимум уникальна.

xx Век принес самые разрушительные итоги. Он показал, что человек сам является хозяином своей судьбы и вместе с тем, что он является самым главным для себя врагом. Для него характерны удивительные подъемы духа, которые свидетельствуют о главном проявлении человеческого в человеке. И одновременно отвратительные факты не только самоуничтожения, но и уничтожения себе подобных, всего того, что было создано человеком.

- Вы имеете в виду войны?

- прежде всего, конечно, войны. Но ведь им всегда предшествовала определенная подготовка человека к разрушению, причем самые кровавые разрушительные войны xx столетия были вызваны стремлением утвердить господство одной нации, одной расы над другой. При том, что уже был богатый опыт и самого христианства, и социализма, который выбрали многие страны, а другие видели в этом пример для своего развития. Идеи гуманизма - свобода, равенство, братство - во многих странах xx века стали идеями государственными.

Скажем, германия - страна, показавшая поразительные взлеты культуры, - дважды была началом мировых войн. В этой стране неожиданным образом оба раза фактически дух национализма, смешанный с духом милитаризма, привел к такому уродливому явлению, как фашизм. После его разгрома, после периода холодной войны, противостояния двух систем, в котором, как ни парадоксально, атомное оружие выступило в качестве сдерживающей силы, люди поняли: это может стать последней войной.

Мне кажется, что с точки зрения человеческой цивилизации это главный итог. Люди поняли, что в любой ситуации надо пытаться договариваться. Появились такие формы общения, как организация объединенных наций, народная дипломатия, парламентские взаимоотношения.

Новые пути взаимодействия государства и общества имеют разные ответвления, но то, что повсюду права человека сейчас рассматриваются выше, чем власть государства над ним, вообще государства как такового, - один из итогов xx века. Это было еще раз подтверждено на сессии европейского общества культуры, отметившего в прошлом году свое пятидесятилетие.

- Известно, что каждая профессия несет на себе печать времени, в какой-то мере влияет на ход событий. Что бы вы хотели сказать об архитектуре, том направлении искусства, которым занимаются академия, в целом ваш профессиональный цех?

- искусство архитектуры тоже пережило удивительные катаклизмы, новые обретения в xx веке. Вместе с развитием цивилизации архитектура стала гораздо демократичнее.

Бытует выражение: архитектура - искусство королей. Действительно, каждый самодержец пытался прежде всего утвердить себя через архитектуру, потому что в ней отражается порядок государственного устройства. Скажем, примеры абсолютизма - версаль, петергоф, сан-суси. Это было идеальное воплощение того государства, которое самодержец пытался построить. Это было одновременно и отражение, и выражение своего я.

Но хх век дал достаточно большой спектр и государственного устройства, и образов человеческой жизни. Здесь, мне кажется, очень заметный след оставил наш российский опыт. В начале века фактически, в двадцатые годы, после революции, люди стали называть дворцами совершенно другие, не только принадлежащие одному самодержцу здания, но и здания, получившие новые социальные функции.

Один из самых известных в мире конкурсов, с которым пришла слава российского авангарда в архитектуре, был конкурс на дворец труда - 1922 год. Тогда была большая мечта о голубых городах, о свободном труде свободных людей, построенная, может быть, на утопических основах. Но конкурс привел к таким интересным художественным откровениям, что до сих пор сохраняется их огромное влияние. Появилась тема так называемого социального или, как сейчас принято говорить, социально ориентированного жилья. Родились дома-коммуны. Соединение жилой функции и обслуживания. Это было новое слово. Со своими недостатками, конечно. Словом, сама типология - наука о зданиях - стала гораздо богаче. Не только мы, но и весь мир обращается к русскому конструктивизму как источнику идей. Уж столько сменилось стилей в архитектуре хх века, а русский конструктивизм - и проекты, и постройки - останется источником вдохновения для архитекторов всего мира.

Сожалею, что этот опыт в меньшей степени используется российскими архитекторами. Помните, у нас были времена, имею в виду прежде всего хрущевские, когда архитектуру отвергали вообще - считалось, что архитекторы мешают строительному делу. К сожалению, рецидивы прошлого еще дают о себе знать и сегодня.

- Но ведь от пятиэтажек, унылых типовых домов мы уже ушли.

- Разумеется, хх век в целом принес новую эстетику в архитектуру - эстетику свободно переливающегося пространства. Эстетику взаимодействия внутренней и внешней среды и даже, можно сказать, разрушения между ними границ. Этому способствовали новые достижения техники, строительных материалов. Известно, что сейчас можно совсем убрать стену и создать вместо нее тепловую завесу, которая отсечет внешний мир от внутреннего.

Идея же перетекания одного пространства в другое - это открытие века. Архитекторы ушли от классического, античного вида зданий с колоннами и арками. Кстати, русский авангард проповедовал эти принципы, где организация пространства важнее, чем прорисовка фасада.

В целом же предпочтение у нас по-прежнему отдается камню и кирпичу. Физически и психологически они все-таки создают больший эффект прочности, подтверждают принцип: мой дом - моя крепость. Хотя, на мой взгляд, уют и спокойствие в доме создают не столько строительные материалы, сколько способность обретения покоя, душевного равновесия. Говорят, в доме должна жить душа. Это чувствуешь в намоленных храмах, старинных домах. Там и дышится легче.

- И тем не менее мы с легкостью рушим старое только потому, что оно из прошлого.

- Был такой грех. К счастью, отношение к архитектурному наследию изменилось к лучшему. В середине хх века была принята венецианская хартия об охране архитектурного наследства, появился список юнеско-список особо ценных объектов, в котором мы занимаем совсем немного места - порядка 10 объектов.

Когда-то был закон на руси, в уложениях хvii столетия, он не позволял портить новым строением вид из окна существующего дома. Вид из окна является как бы личной собственностью. И с этим нельзя не считаться. А у нас философия такая: чиновник уничтожит памятник старины и его же оправдывают: не хотел, мол, зла, он хотел как лучше, о людях думал. Мы потеряли довольно много. И продолжаем терять. Можно сказать: каждый день гибнет один памятник архитектуры. Особенно это касается памятников деревянного зодчества, очень хрупких, подверженных разрушению.

Сейчас в госдуме уже на выходе закон об охране памятников в новой редакции. Он оказался очень сложным. В основном из-за разделения статуса этих памятников на федеральные, местные, региональные. За этой иерархией - проблема собственности, ответственности. Федеральный памятник, к примеру, не может приватизироваться, даже если нет средств на его сохранение. Надеемся, что закон скоро выйдет. Но и наличие его в этом виде уже влияет на нормирование в этой области. Особенно при утверждении генпланов развития городов. Государство должно жестко спрашивать с мэров городов за соблюдение строительных канонов и правил. Я бы сказал еще определеннее: претендент на должность мэра обязан знать основы градостроительства. Иначе не избежать непрофессионализма в таком важном деле.

Тем более что наша академия, союз архитекторов и госстрой рф работают над национальной доктриной градостроительства. В минувшем году в с.-Петербурге академия на годичной сессии доложила об основных принципах доктрины, где говорится об иерархии ответственности за развитие территории, ее обустройство, приведение в соответствие с потребностями человека на федеральном, региональном и локальном уровнях. В конечном итоге, мы надеемся, что она, как и национальные доктрины безопасности, образования, будет принята на законодательном уровне.

- И такой вопрос, александр петрович. Можно слышать суждения, будто компьютер сейчас может заменить архитектора. Вы как руководитель архитектурного вуза согласны с этим?

- ни в коей мере. Когда-то великий дидро сказал: не верьте архитектору, не умеющему рисовать. Это так. Только творец (пусть и не с большой буквы) способен создать нечто оригинальное - с учетом всех накопленных знаний, требований времени, особенностей архитектурного стиля. Ведь современный архитектор должен знать не только специальные предметы, но и социологию, психологию человека, быть экологом в своей сфере. Компьютер ему нужен позарез - как средство добиться цели, кратчайшим путем решить сложные задачи. Поэтому наши студенты с первого курса садятся за компьютер. А после третьего курса уже все участвуют в реальном проектировании.

Рубеж двух веков, на котором мы сейчас находимся, обязывает пристальнее всмотреться в будущее, задуматься над прогнозами развития архитектурно-строительной отрасли, ее реакцией на социальные процессы и научно-технические достижения в нашем стремительно меняющемся мире. Начало хх века в архитектуре прошло под знаком лидерства западной профессиональной культуры. К началу ххi века ситуация изменилась - лидирующее положение занимают страны азии - сингапур, малайзия, южная корея и китай, темпы развития архитектуры в котором поразительны. Нам необходимо серьезно задуматься о месте российского зодчества и градостроительства в многополюсном мире. Ведь за нашими плечами - одна из величайших культур, многообразная и гибкая. Необходимо обобщить накопленный опыт и осмыслить те изменения, которые уже принесло стремительное развитие постиндустриальной эпохи. Только так мы займем достойное место в современном мире. И делать это предстоит студентам начала нового века и тысячелетия.

Беседовал владимир пошатаев.

Главная -> Комуникации

А вот подарки! кому подарки?! говорят, под новый год, что- строительные материалы От простого к сложному Панельные дома обещают быть красивыми и удобными Пластичность масс Подайте на мел и на краску, или почему школа не- строительные материалы Поручить самостоятельной службе По обе стороны прилавка Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских- строительные материалы