Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Комуникации (Десять процентов всего музейного фонда россии) Что сейчас в историческом музее. -- После ремонта пока открылось только тринадцать залов: восемь залов археологической экспозиции -- с каменного века и до киевской руси, до одиннадцатого века примерно; три зала выставки реликвий российского государства, один зал -- образы россии: портреты русских людей всех рангов, от крестьян до императоров, и виды городов. Это специфика нашего художественного собрания. Мы собираем портреты, типажи русских людей и виды городов, не пейзажи, не натюрморты -- в отличие от третьяковки. Открыта также выставка под названием москва и греческая культура -- совместно с греческим посольством: греческие книги, иконы, указы константинопольских патриархов, касающиеся русской церкви. -- Ремонт исторического музея начался в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году... -- Но когда я пришел сюда работать, пять лет назад, он был полностью разрушен. Ни разу за сто с лишним лет (в этом году сто двадцать пять лет исполнилось) музей не подвергался капитальному ремонту. Все коммуникации, все трубы, отопление, электричество -- все пришло в негодность, кое-где перекрытия, кровля сама. Здание даже треснуло. Только ремонт начали -- перестройка, денег не дают. Дела с ремонтом сдвинулись с места лишь после того, как весной у нас побывал черномырдин. Мы его сумели заполучить, что называется. Он приехал, посмотрел, сказал: да, не думал, что такое может быть в самом центре москвы. Я про это не знал. Деньги надо дать. И выделил деньги. И еще банки денег дали. До этого был перерыв примерно два года. Все рабочие ушли, мы были в огромных долгах перед ними: бюджет нам денег не давал. После визита черномырдина решили открыть пусть хоть часть, но успеть к юбилею москвы. Получилось всего тринадцать залов. Черномырдин сам открывал музей: военный оркестр играл всякие марши преображенского полка и туши. -- Как дела с запасниками? -- тут нам помог лужков. Все материалы из здания самого исторического музея мы упаковали и временно перевезли в бывшее здание музея ленина, на временное хранение. Там оно все и лежит. То здание полностью освобождено, ждет только строителей, чтобы начался ремонт. -- Что будет в музее ленина? -- оно принадлежит мэрии. Мы не знаем, что там будет. Они хотели там городскую думу разместить, но тесновато, ну и они как-то от этого плана отказались. Пока мы используем музей ленина как фондохранилище -- до тех пор, пока не будет построено новое, возле крутицкого городка, за павелецким вокзалом. Не выбросят же нас на улицу. -- Велики ли фонды? -- по количеству музейных вещей мы занимаем примерно десять процентов всего музейного фонда россии. Мы входим в пятерку крупнейших музеев мира наряду с лувром, британским музеем, метрополитен-музеем в нью-йорке и эрмитажем, хотя в нем меньше вещей, чем у нас. Наш отдел изобразительного искусства, где хранятся картины и скульптура, по своему объему в два раза превышает третьяковскую галерею. Собрание наше сейчас насчитывает четыре с половиной миллиона предметов и около двенадцати миллионов листов документов - - грамот, указов, афиш... Среди них, скажем, есть такая интересная коллекция: около двух тысяч документов, связанных с наполеоном, его маршалами и его семейством -- автографы наполеоновские и его окружения. Есть личные письма царей, императоров, их вещи. У нас хранится часть личной библиотеки ивана грозного, которую ищут и никак не могут найти. Кстати, поиски этой библиотеки -- зряшное дело. Потому что, я думаю, она была расхищена еще в период смутного времени. Часть русских книг разошлась по крупным собраниям, в частности попала в синодальное собрание. Одна из таких книг была нам подарена еще в прошлом веке одним из московских купцов. Это лицевой свод -- всемирная история, которая была написана по заказу самого ивана грозного. Он состоял из десяти томов. Три у нас, остальные в петербурге, в библиотеке салтыкова-щедрина и в академии наук. У нас же находится и первая русская книга -- апостол, причем царский экземпляр, с портретом царя на обложке. Есть одна книга богослужебного содержания, у которой на титуле написано, что она принадлежит царевичу. Это царевич иоанн, сын ивана грозного, которого он убил. Есть книги с пометками самого ивана грозного -- прямо на страницах написано, что нужно исправить, -- он, так сказать, корректировал летопись. У нас есть пуля, которой был убит адмирал нахимов. Пирогов оперировал его, пулю эту вытащил, сохранил. Есть шинель адмирала корнилова, который погиб на малаховом кургане под севастополем... Коллекцию не только музей собирал, дарили многое. Например, в тысяча девятьсот пятом году пожертвовал труд своей жизни известный собиратель щукин. Примерно триста тысяч предметов... Сейчас мы можем сделать выставку на любую русскую историческую тему. Вот, например, такая поступила заявка: устроить выставку в честь двухсотлетия со дня рождения имама шамиля. У нас есть целая серия писем шамиля, личных его писем. Портреты его есть -- в общем, устроим эту выставку. Кстати, музей ленина после ликвидации его как самостоятельной единицы вошел к нам на правах филиала. Там есть прекрасная коллекция агитационного фарфора первых советских лет, там есть изумительная коллекция плакатов, очень редких. Кроме массы личных вещей ленина и сталина есть и другие важные исторические предметы, например, рация, по которой из берлина девятого мая было передано сообщение о капитуляции германии. Знамя победы -- в музее вооруженных сил, а рация -- у нас. Хотелось бы, конечно, получить бывшее здание музея ленина и устроить там экспозицию советского периода. И постсоветский период тоже можем показать. У нас филиалов много -- новодевичий монастырь, дом бояр романовых на варварке, измайлово, крутицкое подворье, церковь троицы в никитниках, музей ленина. От одного из филиалов мы вынуждены были отказаться -- от музея декабристов. Денег нет. Не можем содержать. Музей был ликвидирован. Это памятник архитектуры, особняк прошлого века, -- он отошел во владение ведомства охраны памятников истории культуры, которое тут же сдало его в аренду какому-то банку. -- А как вы решаете проблемы консервации и реставрации? -- у нас огромный реставрационный отдел -- несколько десятков человек, блестящие специалисты, они имеют необходимые приборы и необходимые химикаты; специалисты по реставрации различных материалов -- и по дереву, и по коже, и по металлу, и по керамике, по тканям, по картинам, по иконам, по бумаге. Дело в деньгах. -- А как у вас с деньгами? -- мы находимся на федеральном бюджете. Постановлением ельцина мы отнесены к группе особо ценных объектов культуры: третьяковка, пушкинский музей, эрмитаж -- выдающиеся музеи, вроде бы к ним должно быть особое отношение, но его не заметно. Все эти музеи, все особо ценные объекты -- все в долгах, не одни мы. Милиции не можем оплатить ее услуги, поэтому они постоянно грозятся снять нас с охраны. Пожарных вообще уволили, поскольку не могли им платить. Ну и за электричество, за телефон -- за все это мы должны. Кстати, мы с товарищами по несчастью поддерживаем постоянные контакты, обмениваемся литературой, обсуждаем планы создания общих выставок -- и с оружейной палатой, и с эрмитажем... Вот, например, в пушкинском музее у нас была выставка золотая нить россии -- костюмы и древние ткани. И у нас очень обширная выставочная деятельность за рубежом. -- А какие и где у вас уже были выставки? -- в германии, в америке была огромная выставка -- в атланте, в японии -- там целую русскую деревню построили японцы, церковь сделали с куполами, а внутри -- выставочный зал. Художника вызвали русского -- он все там внутри расписал. Я сам участвовал в размещении и установке нашей выставки в этой русской деревне недалеко от города ниигата. Это было два года назад. Там сделали прекрасную выставку образы россии и выставку керамики, причем японцы сначала не верили, что мы можем что-то показать японии, где гордятся своей керамикой и фарфором. А когда японские рабочие распаковали скамейку, исполненную врубелем, в виде свернувшейся пантеры (это поливная майолика, глубокого синего цвета) -- они поставили ее, сели вокруг и смотрели, оторопев. И один японец сказал: ну теперь вся япония будет заполнена такими врубелевскими пантерами. Выставка пользовалась невероятным успехом. Сейчас открывается выставка в копенгагене, посвященная нашей императрице марии федоровне, супруге александра третьего -- она была датской принцессой. Готовится выставка в париже, связанная с петром первым, в сша, в канзасе, -- мы должны ее делать совместно с оружейной палатой. Но точное ее название пока еще не утрясено, что американцы хотят -- неизвестно. Обычно они хотят всего большого и блестящего, это мы уже знаем. Вот мелочь они не любят разглядывать -- чтоб было золотое, чтоб весило две тонны, -- и японцы точно так же, чтобы все блестело и переливалось. В подготовке материала участвовала елена маковская. Как создавался исторический музей. -- Музей был открыт в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. Основателями его были граф алексей сергеевич уваров, сын того уварова, что создал знаменитую формулу православие, самодержавие, народность, а также иван егорович забелин, историк москвы и бытописатель, археолог -- раскапывал скифские курганы. Именно им принадлежит идея роскошных парадных сеней, где представлена вся история российских правителей -- от десятого века до александра третьего. Затем забелин и уваров решили так: пусть каждый зал будет оформлен в полном соответствии с теми экспонатами, которые будут в нем. Например, зал неолита -- орнаментом, взятым с неолитических горшков; зал скифского времени -- в скифском зверином стиле; античный зал -- в виде древнегреческой гробницы, раскопанной в крыму. Все залы первого этажа так оформлены, кончается все на смутном времени. Залы второго этажа не успели оформить -- началась первая мировая война, революция, -- так и остались они обычными белыми, оштукатуренными. Советского периода в музее никогда не было. Бывали иногда выставки, посвященные разным событиям советской истории. Деньги для исторического музея. В июле 1997 года руководству музея стало ясно, что без привлечения дополнительных средств к празднованию юбилея москвы с открытием экспозиции не успеть. Выступить генеральным спонсором вызвался внешторгбанк рф, предоставивший 100 тысяч долларов. В объеме средств, выделенных на реконструкцию исторического музея из бюджета и измеряемых сотнями миллиардов рублей, эта сумма погоды не делает. Однако без помощи втб экспозиция музея выглядела бы совершенно иначе, поскольку средства бюджета предназначались на строительные и отделочные работы, а не на покупку новейшего экспозиционного оборудования. Внешторгбанк решил и в дальнейшем сопровождать программы исторического музея, поскольку до сих пор помощь музею со стороны коммерческих банков носила эпизодический характер. Втб намерен финансировать расширение музейной экспозиции, участвовать в программе издания научных трудов и исторических книг. Представители втб считают целесообразным создать попечительский совет музея с участием его представителей, основных спонсоров, ученых-историков, заинтересованных министерств и ведомств. Председателем попечительского совета, как мыслится его идеологам, мог бы стать кто- либо из видных политических деятелей. (Например, попечительский совет третьяковки возглавляет мэр москвы.) С предложениями сделать спонсорскую поддержку музея постоянной внешторгбанк обратился и к другим банкам, в частности к менатепу, московскому банку реконструкции и развития, сбербанку, токобанку, мосбизнесбанку, банку возрождение. Так что сотрудники исторического музея могут с оптимизмом смотреть в будущее, поскольку музей включен в список организаций, которым закон позволяет на сумму спонсорской помощи уменьшать налогооблагаемую базу дарителя, если сумма эта не превышает трех процентов от прибыли. А годовая прибыль крупного банка может достигать 100 миллиардов рублей... Главная -> Комуникации Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах Потрясение у вечного огня Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских- строительные материалы Проблем много Программа инфо-бухгалтер: работа с документами Прокурор уходит в лесные братья Растет спрос на стройматериалы Региональное отделение общероссийской общественной организации союз армян россии краснодарского края Решения принимаются в ипхофене Рука москвы, где ты? европа боится, что из-за кризиса останется- строительные материалы Бизнес партнер Шота кавтарадзе: мы строим для россии Строители из сергиева посада |