Главная -> Комуникации (В мпс все спокойненько! в полосе отчуждения - мрак и- строительные материалы)

в полосе отчуждения - мрак и разбой.

Стоптанные кирзовые сапоги и прохудившийся ватник мне одолжил сосед - водитель грузовика, прочая худая одежонка отыскалась в недрах собственной кладовой... Через полчаса не то что родная жена - сам себя в зеркале узнать не мог. Полноту картины завершала специально отрощенная недельная щетина. Вылитый бомж! теперь можно отправиться на железную дорогу, где круглыми сутками отираются личности с похожей внешностью. Почему именно на железку? вы сразу поймете, уважаемый читатель, ознакомившись со своеобразным отчетом бродяги, который и представляю не только на ваш суд, но и для рассмотрения железнодорожным начальством.

Обижаем мы, граждане, мпс. Еще как обижаем... Не понимаем мудрой политики министерства путей сообщения в сфере, так сказать, ценообразования. А железнодорожные руководители, вздувая чуть ли не ежемесячно цены на билеты за проезд в междугородних и пригородных поездах, увещевают публику нежным отеческим тоном. Дескать, дорогие наши, все вокруг растет в цене, да и вы сами наносите немалый урон подвижному составу. Кто, мол, крушит скамьи и вышибает окна? кто сдирает краску и пластиковые панели внутри вагонов хотя бы той же электрички? мы пристыженно опускаем глаза и, разоблаченные на корню в злых помыслах и деяниях, уже не решаемся задавать эмпээсовским руководителям встречные неприятные вопросы. Почему, скажем, оно предоставляет персональные поезда (бесплатно) отдельным политическим партиям для предвыборных агитвояжей и за счет чего покрываются подобные путешествия протяженностью в несколько тысяч километров? или - опять-таки интересно знать - отчего министр путей сообщения в самый неподходящий для экономики страны момент надумал сменить (для начала) около тысячи километров отечественных путей иностранными. Господин-товарищ министр николай аксененко надумал закупать для этого рельсы в японии. Всего-то по 1 миллиону 380 тысяч долларов за каждый километр. Зачем? так надо! - отрезал он в одной из телевизионных программ на вопрос ведущего.

Что же касается регулярной порчи населением подвижного состава... Побомжевав на нескольких жд-станциях, я могу только резко не согласиться с министерскими оценками, а значит - и очередным повышением цен на билеты накануне дачного сезона.

Прежде чем выйти на дорогу, пытаюсь выяснить в пресс-службе мпс два вопроса, которые давно волнуют меня как пассажира электрички.

- Скажите, пожалуйста, - говорю, - кто дал указание заменить все мягкие сиденья и скамьи из полированной вагонки жесткой прессованной фанерой, обтянутой дешевым дерматином? и куда подевались те, прежние сиденья.

Барышни из пресс-службы долго совещаются у телефона, и потом самая решительная ответствует металлическим голосом:

- без комментариев...

Ладно, переживем. Ближе к вечеру сливаюсь с толпой бомжей, которые рыскают вокруг станции электропоездов беговая. Само по себе такое количество праздношатающегося по путям люда уже ненормально и удивительно. Железная дорога и 15 метров справа и слева от нее издавна (и не зря) называют полосой отчуждения. А это означает по железнодорожным правилам не только запрет на любое хозяйственное использование этих земель, но и категорическое табу для любого постороннего дороге человека.

Бомжи шныряют споро и деловито, с хорошим знанием географии стоянок грузовых (товарных) поездов - их на станции скопилось немало. Из одних вагонов тащат металлический уголок, из других листовое кровельное железо, из третьих - электрические провода и силовой кабель... Особо достается растянувшимся до самого белорусского вокзала поездам электрички. Открыть трехгранным ключом двери застывших на путях пассажирских вагонов дальнего следования для бродяг-грабителей тоже пара пустяков. И из этих вагонов они тащат все, что попадется под руку. Жду, что вот-вот из сумрака вынырнет фигура бравого бойца-вохровца с берданкой в руках, что крикнет он зычно:

- стой, стрелять буду, положить все на место!

но нет бойца. Нет хотя бы завалящего рядового милиции первого месяца службы. И поэтому грабительская вольница гуляет по путям в полном спокойствии.

- Слушай, спиртик не в тех цистернах? - хрипло спрашивает трясущийся без опохмела тип у другого.

- Дурак, спиртовые цистерны маскируют в вагончиках. Да вон они, сбоку. Пошли, нацедим по граммульке.

Беда бомжам, если они посягнут на грузы, которые принадлежат крутым коммерческим структурам и фирмам или просто крутым. Сидя вместе с бездомными оборванцами у импровизированного костерка во время предрассветного перекура, слушаю леденящие кровь истории, как братки застукали каких-то володьку с медведок, серегу без уха, еще кого-то...

- Убивают без разговора, - спокойно говорит пожилой мужичонка. - И закапывают где-то так, что никакая ментура не сыщет.

Впрочем, никто их и не ищет, этих людей, давно вычеркнутых из всех официальных книг регистрации и приписно-прописных реестров. В этом еще одна особенность столичного привокзального криминала: пропал человек - и шут с ним, даже кругов на воде не остается. А ведь человек он, несмотря ни на что. Гражданин рф, по строгому счету - пусть и беспутный, но житель москвы. Поездные воры учитывают специфику крутых грузов, потому и охотятся в основном на добро казенное, государственное - оно валяется беспризорным в сотнях товарных и пассажирских вагонов. Между прочим, проводники зарубежных поездов (да и наших международных тоже) предпочитают во время стоянки между рейсами не покидать вагонов и держат всегда наготове ведро крутого кипятка на случай, если непрошеные гости станут ломиться в окна или двери.

Картина эта, замечу, одинакова для беговой, территорий курского, ярославского, ленинградского, казанского вокзалов, для многих станций и железнодорожных остановок типа рабочего поселка, кунцева и других, где автор побывал в течение недели своего служебного бомжевания. Меняется только - в зависимости от направления - характер разворовываемых грузов. На южном направлении чаще всего растаскивают пшеницу, овес и картофель. На всех прочих - преимущественно строительные материалы. Везде пользуется большим спросом уголек.

Здесь шустрят не только бродяги. Вот неподалеку от курского вокзала бригада путейских рабочих в оранжевых жилетах ремонтирует стрелку. Пятеро тюкают молотками и громыхают огромными гаечными ключами. Трое обходят вагоны товарняка.

- Есть! - кричат товарищам. - Неси мешки!

этим профессионалам вскрыть угольный вагон - проще пареной репы. Каждый насыпает по большому мешку угля. Мешки коллективно оттаскивают к грузовику-летучке, стоящему неподалеку на кривой привокзальной улочке.

- Порядок, - хмыкает бригадир. - В этом году баньку на дачке опять есть чем топить.

Опять... И так будет скорее всего всегда или, во всяком случае, достаточно долго. У управления милиции на железнодорожном транспорте постоянно не хватает необходимого числа оперативных работников, зато проблем, как говорят в народе, выше крыши. Линейщики в условиях нынешнего разгула криминалитета вынуждены патрулировать электропоезда на всем пути их следования (до калуги, смоленска, курска и других отдаленных мест), пассажирские составы дальнего следования, где совершается весьма значительное количество краж, разбоев и хулиганских нападений на пассажиров. Им же, линейной милиции, достается расследование сложнейших, иногда абсолютно безнадежных дел, когда жулье уводит из товарных эшелонов по пути их следования в москву или из нее вагоны с ценными грузами или потрошит составы с обувью, холодильниками, стиральными машинами и прочим ходовым товаром.

А министерство путей сообщения... Отсутствие надежной охраны оно объясняет дефицитом денежных средств. Старая межведомственная песня: убытки от разворованных тонн и кубометров груза несет не мпс, а организации - отправители и получатели грузов подают претензии в арбитраж только в тех случаях, когда вагон вычищен подчистую, до донышка. На мелкие потери попросту закрывают глаза: мол, что с воза упало, то пропало.

Мелкие индивидуальные грабители без дома и семьи - еще полбеды. К подъездным путям той же, скажем, беговой прибывают на многотонных грузовиках целые бригады грабителей посерьезнее. Правда, тактика у них схожая - берут понемногу отовсюду, включая продуктовые морозильники-рефрижераторы. А почему бы и не брать? ведь практически на всех вокзалах и станциях вместо ворот и мощных заборов, существовавших в прежние времена, осталась одна видимость. Если же и уцелели у ворот прочные металлические створки, то запоров и замков на них почти нигде нет. Гуляй - не хочу.

Таким образом, мпс пришпоривает и ускоряет эпоху развала - в своей полосе отчуждения. Расплачиваемся за это из собственного небогатого кармана, мы, пассажиры.

...СНимаю робу, обувку-одежку вынужденного бомжа. Иду в душ, соскребаю со щек колючие заросли. А из телевизора плавно льется начальнический железнодорожный голосок: в целях сбалансированности расходов и доходов, потерь от вандализма и прочих криминальных проявлений... Знаю - жди очередного повышения цен на билеты. И спросить, заметьте, не с кого. Может, с самого мпс и его министра?

дмитрий ларин.

Главная -> Комуникации

крост - новая идеология комфорта Лесной начальник Малый бизнес: между сциллой налогов и харибдой бюрократии Место рождения месторождений Минтранс пересмотрел проект северного объезда Москва заняла круговую оборону Мы русские, и мы новые На месте свалок вырос город-сад Некоторые вопросы разрешения споров из договора строительного подряда Азбука потребителя Нижегородский след серебряного века Обсчет окончен Осадить норильчан можно