Главная -> Комуникации (Внешнеэкономические связи румынии)

Стратегией предусматривалось значительное снижение дефицита торгового баланса за счет опережающего роста экспорта, в том числе путем увеличения объемов поставок машинотехнической продукции и выполнения строительно-монтажных работ за рубежом. Кроме того, большие надежды были связаны с договором с ес, предусматривающим различные преференции для румынских товаров, с заключенный в середине 1996 г. Соглашением о режиме наибольшего благоприятствования в торговле с сша, с договорами о свободной торговле со странами центральной и восточной европы, а также с резким ростом экспорта в страны бывшей югославии.

Особая роль отводилась экспорту конечной продукции, такой как оборудование для добывающей промышленности, тракторы, подшипники, электрооборудование для тракторов и автомобилей, строительные материалы. В области сельского хозяйства предполагалось увеличить экспорт зерновых, подсолнечника, растительного масла.

Резкого уменьшения импорта не планировалось, однако предполагалось переориентировать его, в первую очередь, на обеспечение экономики сырьем и энергоносителями, получение новых технологий и оборудования. Объем иностранных инвестиций предполагалось сохранить на уровне 1995 г.

Было предусмотрено продолжить переговоры о режиме свободной торговли с польшей, мальтой, словенией, турцией и другими государствами, инициировать переговоры с турцией, сша и ес относительно экспорта текстильной продукции, а с ес - сельскохозяйственной продукции.

Реальная ситуация в 1996 г. Сложилась не в пользу указанной стратегии. Объективными причинами невыполнения многих ее пунктов явились сложившиеся серьезные диспропорции в экономике, высокий уровень инфляции, недостаток транспортных средств, в результате которого запланированный экспорт зерновых был реализован менее чем на 50%, суровая зима 1995 - 1996 гг., Нехарактерная для румынии и сильно затруднившая внешнюю торговлю в первые месяцы 1996 г. Не оправдались надежды на повышение технического уровня производства. Был утрачен темп в переговорах со странами центральноевропейского соглашения о свободной торговле (цесст), в результате чего в 1996 г. Румыния не стала, как планировалось, полноправным членом этой организации.

По данным румынской таможенной статистики, внешнеторговый оборот румынии в 1996 г. Составил 17630 млн. Долл. И был на 4% ниже уровня 1995 г., В том числе экспорт равнялся 7660 млн. Долл. (Снижение на 3,2%), импорт - 9970 млн. Долл. (Снижение на 3%).

Сальдо внешнеторгового баланса румынии, как и в предыдущие годы, было отрицательным и составило 2310 млн. Долл. (В 1995 г. - 2368 млн. Долл.).

В Общем объеме внешней торговли на долю европейских стран приходилось 72%, стран азии - 17%, америки - 6%, африки - 4%, океании - менее 1%. В целом на развитые страны приходится 61,3% всего товарооборота румынии, на развивающиеся страны - 20,9%, на страны с переходной экономикой - 17,8%, в том числе на снг - 11,5% (на россию - 8,0%).

В прошлом году не произошло каких-либо серьезных изменений в торгово-экономических отношениях румынии с главными партнерами. По-прежнему на первом месте находится германия (17,5% всего товарооборота румынии). Далее следуют италия (16,1%), российская федерация (8,0%), франция (5,2%), сша (3,2%), турция (3,2%), нидерланды (3,1%), австрия (2,7%).

Географическое распределение румынского экспорта и импорта в 1996 г. Было следующим:.

Экспорт импорт

млн. Долл. % Млн. Долл.%

Всего 7660100,0 9970 100,0

страны европы5182,9 67,77501,375,2

ес 4262,0 55,65203,252,2

германия 1385,1 18,11704,617,1

италия 1280,2 16,71553,115,6

франция458,1 5,6 495,3 5,0

нидерланды323,9 4,2 228,1 2,3

еаст62,00,8 180,4 1,8

цесст 256,2 3,3 441,1 4,4

снг 400,1 5,2 1634,816,4

россия 149,8 2,01258,8 12,6

страны азии 1544,2 20,21400,714,0

средн. Восток793,4 10,3460,7 4,6

турция 383,7 5,0 185,3 1,9

другие страны750,8 9,8 940,0 9,4

израиль96,01,3 101,0 1,0

китай 92,71,2 106,1 1,1

страны африки548,2 7,2 236,8 2,4

америка378,3 4,9 743,4 7,5

сша 180,0 2,3 375,8 3,8

океания6,1 -88,0 0,9

в 1996 г. Структура экспорта румынии не претерпела каких-либо особых изменений по сравнению с 1995 г. - Более 90% пришлось на промышленную продукцию, главным образом машины и оборудование, изделия металлургии, химические товары, швейные изделия, кожгалантерею, мебель. Значительно выросли за последний год поставки сельскохозяйственной продукции, пиломатериалов, текстильных изделий, медикаментов, обуви (70% которой поставлялось в германию и италию).

Экспорт румынии по основным товарным группам характеризуется следующими данными:.

1996 г. 1995 г 1996 г.

Млн. Долл. В % к 1995 г.% К итогу

всего 7659,7 96,8100,0100,0

сельскохозяйственная продукция 676,7 127,2 6,7 8,8

минеральное сырье 6,6 94,39,2 9,0

текстиль, готовые изделия, кожа2103,0 102,6 25,9 27,5

химические продукты, каучук, пластмасса857,3 92,811,7 11,2

металлоизделия 1239,0 86,218,2 16,2

машины и оборудование, средства транспорта1043,0 96,213,7 13,6

мебель и другая продукция504,2 87,97,3 6,5

экспорт товаров на рынки развитых стран составил 4696,5 млн. Долл. (61,3% всего экспорта), т. Е. Был на 3,7% меньше, чем в предыдущем году, главным образом, за счет снижения поставок в сша (на 10,3%), канаду (на 30%), страны еаст (около 20%). В то же время доля этих стран в экспорте по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.

В страны ес было поставлено продукции на 4262 млн. Долл. (Уменьшение на 0,5%), т. Е. Ее объем сохранился практически на уровне прошлого года. В перечне основных торговых партнеров изменений также не произошло, однако впервые с 1991 г. Наблюдалось снижение объемов поставок в германию ( на 3,5%) и францию (на 6%).

Экспорт в страны с переходной экономикой центральной и восточной европы немного вырос ( на 0,7%) и составил 826,2 млн. Долл. (10,8% общего объема). Доля стран снг в экспорте составила 5,2%, в том числе россии - 2,0% (149,8 млн. Долл.).

ПРимерно 27% экспорта было реализовано в торговле с развивающимися странами, что соответствует показателям 1995 г. (27,1%). При этом, несмотря на снижение в целом объемов поставок экспортных товаров в страны азии (на 8,8%), возрос экспорт в турцию (на 10,2%), иорданию (на 36,5%) и иран (на 15,3%). Соответственно на 4 и 7% сократились поставки товаров в страны африки и америки, главным образом, как указывалось выше, за счет сша и канады.

Политика румынского руководства в области внешней торговли направлена на стимулирование экспорта путем предоставления различного рода налоговых и финансовых льгот, таких как освобождение от ндс, возврат таможенных пошлин для импортных компонентов, оказание финансовой поддержки в кредитовании производства и поставок.

Государственная финансовая поддержка экспортеров осуществляется через специально созданные экспортно-импортный банк и межведомственный комитет по гарантиям и кредитам для внешней торговли в пределах выделенных для этих целей госфондов. Она заключается в том, что государство из этого фонда компенсирует часть расходов, связанных с выплатой ставок по краткосрочным и среднесрочным кредитам, предоставляемым коммерческими банками экспортерам при осуществлении экспорта машин и оборудования, а также обеспечивает гарантии по кредитам.

В январе 1995 г. Было принято специальное постановление о мерах по стимулированию румынских участников строительства объектов за рубежом, а также производства оборудования с длительным циклом изготовления, предназначенного для экспорта.

Финансовые средства, необходимые для реализации постановления, обеспечиваются из средств госбюджета, предусмотренных для этих целей, из предоплаты страной-дебитором в размере 25%, а также из прибыли, полученной от использования депозитов.

Импорт румынии в 1996 г. Сократился по сравнению с 1995 г. На 3% и составил 9970,2 млн. Долл. Снижение произошло в результате уменьшения ввоза нефти, сырья для промышленности, ряда товаров народного потребления (в частности, телевизоров и бытовых электрических машин), продуктов питания и др. Около 50% импорта продолжали составлять минеральное сырье, машины и транспортные средства, оборудование, продовольствие. В группе товаров текстиль, готовые изделия и кожа заметную роль сыграли поставки давальческого сырья, главным образом из германии, италии, франции.

Импорт румынии по основным товарным группам характеризуется следующими данными:.

1996 г.Структура

млн. Долл. В % к 1995 г.1995 г.1996 г.

Всего 9970,2 97,0100,0100,0

сельскохозяйственная продукция 758,1 84,68,7 7,6

минеральное сырье 2372,5 95,524,2 23,8

текстиль, готовые изделия, кожа1556,7 102,0 14,8 15,6

химические продукты, каучук, пластмассы1243,9 94,512,8 12,5

металлоизделия 645,5 117,7 5,3 6,5

машины и оборудование, средства транспорта2491,1 99,224,4 25,0

мебель и другая продукция172,1 94,91,8 1,7

импорт товаров из стран ес составил 5203,2 млн. Долл. (Прирост в 0,3%), доля этой группы стран возросла до 52,2% (50,5% в 1995 г.).

СОвокупный импорт из стран с переходной экономикой центральной и восточной европы снизился на 2,7%, однако их доля в общем объеме импорта сохранилась на прошлогоднем уровне (21,2%). Удельный вес россии, которая продолжает занимать третье место среди основных импортеров румынии (после германии (17,1%) и италии (15,6%)), в 1996 г. Составил 12,6%.

Импорт развивающихся стран сократился на 11,6%, что привело к снижению их доли в общем румынском импорте с 18,2% в 1995 г. До 16,5% в 1996 г.

Экономические субъекты с частным капиталом экспортировали товаров на 3881,1 млн. Долл. (Прирост в 19,1%), а импортировали - на 4756,9 млн. Долл. (Прирост в 2,0%). Доля частного сектора в товарообороте румынии превысила 50%.

Основным инструментом регулирования импорта остается таможенный тариф. Льготной системы кредитования при закупках машин и оборудования в румынии нет. В то же время имеют место таможенные преференции, предоставляемые иностранным инвесторам при ввозе ими в румынию машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал, при импорте машин и оборудования из стран ес, еаст и тех стран группы цесст, с которыми румыния подписала соглашения о свободной торговле (чехия, словакия).

Выгодность географического положения румынии, наличие крупных судоходных рек и морских портов, а также соответствующих транспортных артерий (каналы, газопроводы, лэп) учитываются с целью расширения обслуживания транзитных товарных потоков и привлечения иностранных юридических и физических лиц, в том числе путем создания на территории страны свободных экономических зон, рассматриваемых как важный элемент рыночной экономики. На начало 1997 г. Таких зон было четыре - сулина, констанца-юг, галац и браила. Все они расположены в восточной части страны, в том числе браила и галац - в нижнем течении р. Дунай, сулина - на побережье черного моря при впадении в него р. Сулина и констанца - на берегу черного моря рядом с каналом, соединяющим р. Дунай с черным морем и сокращающий речной путь на 400 км.

Деятельность свободных зон регулируется законами об иностранных инвестициях и о режиме свободных зон. Действующее законодательство предусматривает освобождение поступающих в свободные зоны товаров, предназначенных для румынии и для третьих стран, от уплаты таможенных пошлин и налогов, в том числе налога на добавленную стоимость.

До настоящего времени указанные свободные зоны находятся в стадии становления и какой-либо заметной роли в торговом обороте страны не играют. В мае - июне 1997 г. Предусматривается проведение аукционов по продаже-приватизации свободных зон. Ведется работа по привлечению к участию в аукционах иностранных инвесторов. (По материалам торгпредства рф в румынии).

Главная -> Комуникации

Карта без белых пятен Кемерово в первом полугодии Конкистадоры от власти осваивают богатства коми Краеугольный камень Кредитная линия жизни куркулям в лямине жить хорошо, но Малые могут многое маригражданстрой: созидание будущего Месяц нового стиля Мой дом - моя свежесть Автоматизация учета движения материалов в строительной организации мы всегда готовы к диалогу На свалке найдены большие деньги