Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Комуникации (Уверенным шагом по ценовому полю) Принимаясь за ремонт своей квартиры или строительство дачного дома, любой из нас превращается в сметчика. Оценивая, сколько и каких потребуется материалов, во что обойдется их покупка и услуги приглашаемых мастеров, мы стремимся достичь максимального результата при минимуме затрат. Точно такая же задача стоит у профессиональных сметчиков в большом строительстве. Практика подтверждает, что сметное нормирование было и остается в условиях рынка важнейшим инструментом ценообразования в строительстве. Об этом - беседа с заместителем начальника управления экономического развития в строительной отрасли департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города валерием константиновичем одинцовым. - Валерий константинович, целые тома норм и расценок, единых для всего государства, служили основой для строительной деятельности в плановом хозяйстве ссср. Когда и как возникло сметное дело в нашей стране и почему именно теперь оно так востребовано? - если сравнить с промышленностью, то там изделие движется по технологическому процессу, и все затраты на его производство тут же калькулируются, превращаясь в стоимость. В строительстве все наоборот: технологический процесс движется по изделию - зданию или сооружению, и все издержки на его производство заранее знать мы просто не можем. При оценке стоимости объекта мы должны исходить из так называемых общественно необходимых затрат, единых в своем значении при строительстве в москве, на камчатке, санкт-петербурге. Определить их помогают сметные нормативы, впервые появившиеся в россии в начале xix века. В 1811 году военное ведомство разработало и ввело нормы затрат на строительство каменных зданий. Сколько кирпичей в одном кубометре каменной кладки? сколько времени потребуется для выполнения определенного объема кладки? сколько стоит день работы плотника, каменщика? такие нормы стали создаваться и потом, что помогало архитекторам составлять сметы на строительство зданий и сооружений. Кстати, сметы на все крупные стройки утверждались государем. Нормирование затрат во всех сферах народного хозяйства было основой для составления государственных планов экономического и социального развития и в ссср. Цены на продукцию промышленности разрабатывались на каждую пятилетку. В строительстве же из-за необходимости выполнения огромного объема предварительных работ и соответственно идущих на это больших средств, изменение нормативов производилось через две-три пятилетки. Так, новые сметно-нормативные базы появлялись в 1969, 1984, 1991 годах. Это были целые тома нормативов, на основе которых определялась стоимость строительных работ, велся расчет между исполнителями, выплачивалась зарплата строителям. При этом ни промышленные предприятия, ни строительные организации не платили налоги, вносили в бюджет остаток свободной прибыли. - Все это должно было кардинально измениться в нашей стране с переходом на новые формы хозяйствования? - с введением указа президента россии о либерализации цен все взаимоотношения и финансовые расчеты между участниками инвестиционно-строительного процесса строятся на основе свободных договорных цен. Тем не менее, сметное нормирование до сих пор остается актуальным в строительстве - в отличие от промышленной сферы. Но если раньше сметно-нормативная документация была обязательной к применению, то теперь она носит лишь рекомендательный характер. - Это утверждение, естественно, должно распространяться и на новую сметно-нормативную базу москвы - московские территориальные сметные нормативы мтсн 81-98, введенные в действие с июля 1999 года. Однако, несмотря на рекомендательный характер, этот документ, вернее, все входящие в него 47 тысяч норм и расценок, активно востребованы сметчиками не только москвы, но и других регионов россии. Почему? - во-первых, без использования нормативов затрат невозможно оценить предстоящие издержки на любое строительство. Во-вторых, разработанная буквально за 1,5 года новая сметно-нормативная база, созданная в базовом уровне цен по состоянию на 1 января 1998 года (именно с этого времени и началась ее разработка) по сравнению с базой 1984 года не только отвечает рыночным условиям, но и учитывает изменения, которые произошли в строительстве с использованием новых технологий и материалов, более совершенных механизмов и конструктивных решений. К тому же внедрение мтсн гарантирует сокращение сроков подготовки и проведения сметных расчетов благодаря выполнению их в электронном виде, что обеспечено разработкой соответствующих программных продуктов. Еще одно важное достоинство мтсн 81-98: постоянно ведущийся мониторинг цен позволяет корректировать все нормативы ресурсов и затрат с учетом инфляционных процессов, а значит, позволяет достоверно определять стоимость работ в текущих ценах. Кстати, в мтсн впервые в отечественной практике сметного нормирования все расценки сделаны открытыми. Они позволяют корректировать постоянно меняющуюся в условиях инфляции стоимость материальных ресурсов. Если учесть, что эти затраты составляют более 70 процентов общей стоимости строительно-монтажных работ, можно оценить значение открытых расценок и мтсн в целом. Ничего подобного при плановой экономике не было, все расценки, как правило, носили закрытый характер и мало отличались по величине для регионов страны, а опережающее плановое изменение цен на материалы и другие ресурсы не способствовало получению истинного результата. - Когда подсчитанная на основе мтсн 81-98 рекомендательная стоимость объекта приобретает легитимный характер? - любой инвестор вправе своими финансами распоряжаться без учета нормативов и составления смет по мтсн 81-98. Однако именно эта сметно-нормативная база призвана (она и создавалась с такой целью) не допустить излишнего расходования средств, особенно если речь идет о городском бюджете. Следует учесть, что этой же цели служит и проведение конкурсных торгов на строительство объектов, инвестируемых правительством москвы. Тендеры проводятся в столице уже не первый год, и в результате все 100 процентов финансируемых столицей крупных строек ведутся победившим в конкурсе исполнителем работ. На основе мтсн 81- 98 определяется стартовая цена объекта. Возможно, спустя годы необходимость сметного расчета, как и всего сметного нормирования, отпадет. Пока же введение в тендерные документы стартовой цены, рассчитанной строго по нормативам, формирует культуру проведения торгов, создавая правила делового оборота. Объявление стартовой цены позволяет, с одной стороны, не допустить городу лишних затрат, с другой - избежать партнерства с потенциально несостоятельным исполнителем, заявившим слишком малую стоимость своих услуг. По результатам проведенного конкурса стоимость строительства обретает легитимный статус. Порядок определения сметной стоимости объектов и уровня стартовых цен устанавливается решениями региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при правительстве москвы (рмвк). - Можно сказать, что сметное нормирование и решения рмвк есть не что иное, как элементы регулирования и управления в условиях рынка ценообразованием в строительстве москвы. Какие права предоставлены рмвк и как они практически реализуются? - в соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти лишены права устанавливать цены на продукцию и тарифы на услуги для обязательного применения всеми хозяйственными субъектами и физическими лицами. В 1993 году в российской федерации в связи с этим был упразднен комитет по ценам рф с передачей отдельных его функций по методическому обеспечению ценообразования минэкономике рф. Постановлением правительства москвы ь 893 от 27 октября 1995 года о совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе москве функции разработчика цен и тарифов на продукцию и услуги производственно-технического назначения возложены на отраслевые структуры правительства москвы с утверждением их специально созданной региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при правительстве москвы. Постановлением правительства москвы ь595 определены функции и задачи рмвк. Именно рмвк является в настоящее время единственным органом, который в рамках действующего законодательства обладает правом регулирования ценового поля москвы при проведении инвестиционной деятельности. В состав этой комиссии входят рабочие группы, подготавливающие все вопросы, связанные с ценообразованием и расходованием городского бюджета в сфере коммунального хозяйства, транспорта и связи, в строительстве. Кстати, именно со строительством связано наибольшее число выносимых на обсуждение рмвк вопросов. Только в 2001 году рмвк было принято 262 решения, касающиеся инвестиционно-строительной деятельности в столице. В состав рабочей группы по строительству входят представители инвесторов и заказчиков, москомархитектуры и производителей стройматериалов и изделий, автоперевозчиков и коммунального хозяйства. Они совместно готовят для рассмотрения на рмвк вопросы ценообразования, бюджетного финансирования объектов нового строительства, реконструкции и ремонта зданий, проведения реставрационно-восстановительных и наладочных работ и ряда других, связанных с инвестициями. На заседаниях рмвк обсуждаются, согласовываются и утверждаются коэффициенты пересчета сметных цен в текущий уровень цен, величины обобщенных коэффициентов инфляции, необходимых для управления инвестиционными процессами на макроуровне, согласовываются цены на строительные материалы. Принимаются решения о введении в действие новых сметных нормативов, рассматриваются вопросы снижения затрат в строительстве, согласовывается применение индивидуальных расценок на особо ответственных и сложных объектах. К примеру, сейчас в стадии подготовки и согласования рмвк стоимостные показатели работ по проходке автодорожного тоннеля в лефортове диаметром 14,2 метра. Под непосредственным патронажем рмвк велась и разработка новой сметно-нормативной базы мтсн 81-98. Порой возникают случаи рассмотрения спорных вопросов по расчетам между заказчиком и исполнителями работ. - В прессе не раз поднимался вопрос о завышении стоимости строящихся в москве крупных объектов, что затрагивает и авторитет разработчиков мтсн, и престиж рмвк. - Едва ли не главной задачей разработчиков мтсн 81-98 стало создание нормативной базы, которая не привела бы к потерям городского бюджета. Специальной проверкой было установлено, что при выполнении работ на сумму в 5,5 миллиарда рублей определение сметой стоимости по нормативам мтсн дало снижение по объектам жилищного строительства на 0,63 процента, по транспорту и коммунальному хозяйству до 11 процентов, а в среднем - на 8 процентов по сравнению с рассчитанной в уровне цен 1984 года. Эта экономия достигнута исключительно благодаря упорядочению и ревизии сметных нормативов по видам работ. В мтсн эти нормативы полностью приведены в соответствие с современными технологиями. К тому же прямые и открытые расценки позволяют более корректно определить стоимость строительства в реальном времени. - Тем не менее, при таких уже общеизвестных фактах продолжает ставиться под сомнение вопрос о приоритете и правомочности московских территориальных сметных нормативов по отношению к разрабатываемой госстроем нормативной базе. Как известно, она предусматривает введение единых на всей территории страны государственных сметных нормативов. - Такая позиция госстроя рф вступает в противоречие с правами субъекта на осуществление строительной деятельности в рыночных условиях. По нашему глубокому убеждению, такие государственные нормативы не могут применяться без соответствующей их корректировки к условиям отдельного региона, хотя бы потому, что определенные по всем сметным нормативам госстроя рф затраты труда в среднем на 15 процентов выше по сравнению с заложенными в московскую сметно-нормативную базу. Просто при разработке мтсн 81-98 были учтены именно та производительность труда и тот парк машин, которые действуют в москве. И потому обязывать применять один к одному государственные расценки госстроя рф некорректно по отношению к регионам. Будем надеяться, что справедливость восторжествует, и мы, как и каждый регион, по-прежнему будем вести определение стоимости строительства на основе общественно необходимых затрат именно того региона, где оно ведется. Главная -> Комуникации Как открыть бизнес: химчистка Кандидатов поддерживали словом и делом Кемерово в 2001году Комментарий к документу Александр смирнов: я тоже, к сожалению, все в один мешок Креатив с большой дороги крост - новая идеология комфорта Лесной начальник Малый бизнес: между сциллой налогов и харибдой бюрократии Место рождения месторождений Минтранс пересмотрел проект северного объезда Москва заняла круговую оборону Мы русские, и мы новые |