Главная -> Комуникации (укрощение строптивых подрядчиков)

В нашей редакционной почте много вопросов о том, что делать в тех случаях, когда фирма, нанятая для проведения ремонта, сделала нето, что ей заказано, когда сделали то, но это то разваливалось сразу же после ухода ремонтников, когда сроки ремонтных работ превысили не только оговоренные, но и все разумные пределы, когда первоначальная смета ремонта уже давно исчерпана, а работы, как санта барбара, все еще только начинаются. К сожалению, разобравшись в обстоятельствах ремонта, мы зачастую можем утешить пострадавшего читателя лишь тем, что думать надо было раньше. А чтобы таких утешений было меньше, тем, кто лишь собирается начать, рекомендуем ознакомиться со следующими советами.

Самая надежная реклама к сожалению, высокопрофессиональные ремонтники обитают там же, где и халтурщики. Последние маскируются под первых, и иногда довольно успешно. Но отличить их все-таки можно. И для этого существует несколько способов.

Самое надежное - найти ремонтную фирму или бригаду по рекомендации. Расспросите знакомых - не вы первый размечтались об уюте, многим приходилось заниматься этим и раньше. Хорошенько присмотритесь к сделанному у них, расспросите о ценах, сроках и общих впечатлениях и, если вас все устроит, спросите телефон. Еще лучше иметь несколько рекомендаций. В идеале ваши знакомые сообщили вам, что узнали об этой фирме по работе на квартире у известного вам ивана ивановича, тот - по отремонтированной даче петра петровича, а последнему понравилось оформление офиса сидора сидоровича.

Стоит ли упоминать, что вам не помешает поговорить с каждым из них. Масса превосходных фирм находит заказчиков исключительно благодаря таким рекомендациям.

А если ремонтник подал объявление в газету, значит, он специалист второго сорта? совсем необязательно. И среди них встречаются порядочные люди. Обратите внимание на номер лицензии выбранной фирмы. Обратитесь в организацию, выдавшую эту лицензию (в нижнем новгороде это комитет архитектуры и градостроительства - тел. 35-06-20), и поинтересуйтесь, действительно ли данная фирма имеет право осуществлять все необходимые вам виды работ. Спросите о нареканиях со стороны предыдущих заказчиков. Если и в этом смысле фирма чиста, тогда есть смысл сделать шаг ей навстречу. Но только один маленький шаг. Нужен он для того, чтобы поинтересоваться, на каких объектах фирма работала до вас и опять-таки попросить рекомендации у владельцев этих объектов. Даже в том случае, если это совершенно незнакомые вам люди, не проявляйте излишней скромности.

Но вот все справки наведены, рекомендации изучены и выбор сделан. Предстоит приступить к самому серьезному.

Каждое лыко - в строку вы должны составить договор. Чем скрупулезнее он будет составлен, тем надежнее вы будете защищены. Условия договора можно разделить на три части. Объемы выполняемых работ. Здесь желательно разбить все по пунктам и подпунктам. В некоторых фирмах вам могут предложить стандартный бланк договора, где уже учтен опыт предыдущих заказов. Все равно просмотрите его внимательно. Еще лучше показать его юристу. Но их у нас до суда не жалуют.

А потому позаботьтесь, чтобы из договора было ясно, что фирма ничего не имеет права делать без согласования с вами. Многие весьма уважаемые подрядчики любят вставить в стандартный договор пункты о том, что они могут самостоятельно заменить оговоренные стройматериалы их аналогами, в непредвиденных (подрядчиком) случаях увеличить сроки выполнения работ, а то и цену. Мне приходилось встречать бланки стандартных договоров, судя по которым за подрядчиком остаются одни права, заказчик же обязан платить и помалкивать.

Часть договора, посвященная объему ремонтных работ, редко вызывает сомнения и споры. Если же они возникли, лучше обратиться к третьему лицу - в любую архитектурную мастерскую или тот же комитет по архитектуре и градостроительству, где за небольшие деньги вам составят проект с подробным и грамотным описанием всех предстоящих работ.

Вторым объектом вашего внимания станут сроки выполнения работ. Будьте до конца требовательным. На слово завтра, сказанное устно, не реагируйте. Все только на бумаге. Ибо в случае нарушения сроков договора вы можете взыскать неустойку и закон будет на вашей стороне. Написано на бумаге?

стоит подпись ответственного работника? будьте добры, исполняйте! а сложности и обстоятельства, запившие мастера и сломавшийся транспорт - это уже из другой оперы. В договоре об этом не сказано, значит, к заказу это не относится.

Цена. Она, конечно, не стена - можно подвинуть. Причем до подписания договора ее будете стараться двигать вы, а после начала исполнения работ - подрядчик. Многие фирмы любят подленький прием - согласиться сделать по дешевке, а когда все разворочено, начинать набавлять. Но что написано пером, не вырубишь топором. Фиксируйте все. Цены на услуги и строительные материалы (последнее по желанию) могут быть зафиксированы и отдельным документом, и как продолжение основного договора. Это не суть важно. Важно, чтобы был оценен в денежном и временном выражении не только ремонт в целом, но и каждый его этап в отдельности - в этом случае, если вы нарветесь на бракодела или рвача, ваши потери будут минимизированы.

Договор составляется в двух экземплярах. На нем должна стоять подпись уполномоченного лица или руководителя - самого главного начальника. И помните: не всякое лицо с документами и ручкой есть лицо уполномоченное. Во избежание дальнейших неприятностей спросите-ка с него (то есть с лица) доверенность, в которой указаны фамилия, имя, отчество, должность и распространение полномочий. Имеет ли этот человек право подписывать вашу бумагу. Очень убедительно смотрится документ с печатью. Но печать должна быть именно данной организации.

Ремонт - это учет и контроль на западных стройках существует весьма уважаемая профессия контрольного мастера. Иногда это частнопрактикующий работник, иногда - сотрудник специализированной фирмы. Важно то, что он не работает на подрядчика, не получает от него денег. Его хлеб - контроль за качеством работы, выполненной другими, его хлеб завтра - верность заключений, сделанных сегодня. Одна ошибка - и конец рекомендациям, конец карьере. У нас ценность репутации пока не воспринимается столь остро, а потому услуги контрольного мастера вызывают такое же недоверие, как и качество работы строителей. И все же, если у вас есть на примете человек, хорошо разбирающийся в строительных работах и вызывающий у вас доверие, пригласите его для проверки работы подрядчика. Стоят такие услуги весьма немного (мастер появляется на объекте на несколько минут и даже не каждый день), но вы сможете объяснить возможные претензии на понятном строителям языке снипов.

Если же подходящая кандидатура на горизонте не появилась, готовьтесь контролировать сами. Почитайте популярную литературу (лишний раз рекомендуем выпущенный биржей плюс свой дом справочник строй свой дом), проконсультируйтесь у независимых специалистов (в крайнем случае у продавцов специализированных магазинов стройматериалов). Особое внимание обращайте на качество выполнения скрытых работ: стяжка пола, подвесы потолка, электропроводка и т. П. Почувствуете, что творят беду, - немедленно пишите претензию. Уже натворили - в случае несоблюдения требований снипов вы можете расторгнуть договор и передать право ремонта другой организации.

Образца написания претензий пока никто не разработал - каждый ремонт несчастлив по-своему. Но в ней должно быть указано название организации и суть: что именно вам не понравилось в ходе выполнения работы. Претензии составляются в двух экземплярах. На авторском экземпляре, том документе, который остается у клиента, исполнитель должен оставить следы регистрации: дату обращения, подпись и регистрационный номер. Если подрядчик отказывается принять претензию и исправить свои ошибки в добровольном порядке, по закону ему, а не вам будет хуже. Еще раз попытайтесь вручить претензию в присутствии друзей-свидетелей или запечатлейте процесс отказа на видеокамеру - и обращайтесь в суд. Если претензии ваши справедливы, подрядчика не только обяжут возместить вам материальный и моральный ущерб, но и лишат лицензии.

Правда, не всегда присуждение возмещения ущерба сопровождается реальными выплатами. Поэтому предусмотрите в договоре, что вы должны авансировать не более одного этапа ремонтных работ. Еще лучше, если вам удастся настоять на том, что часть денег вы платите после окончания очередного этапа, а окончательный расчет производится после полного окончания ремонта. Не подрядчик должен быть постоянно что-то должен вам, а вы ему. И самое главное, ни одной копейки не платите сверх оговоренных договором сумм, раньше оговоренных сроков.

Кстати, о сроках. Претензии к задержке ремонтных работ возникают еще чаще, чем претензии к качеству. Чаще всего сроки затягиваются из-за перегруженности заказами подрядчика или из-за низкой исполнительской дисциплины его работников. Реже - из-за излишнего усердия рабочих, выполняющих буквально все так, чтобы самому нравилось. На мой взгляд, в последнем случае подрядчика можно и простить. Но вы можете думать и по-другому.

Если вы собирались сдавать ремонтируемую квартиру и не смогли это сделать из-за халатности исполнителей или, наоборот, снимаете другую квартиру, пока в вашей идет ремонт, то вы можете потребовать компенсацию за упущенную выгоду (лишние расходы). За несвоевременное выполнение претензии тоже начисляются деньги в вашу пользу. Они называются неустойкой. (См. Закон о защите прав потребителей ст. 27 сроки выполнения работ и ст. 28 последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг). Кроме того, с подрядчика можно потребовать сумму, затраченную на исправление его ошибок, возврата уже уплаченных за неосуществленный ремонт денег и соответствующее уменьшение стоимости уже сделанных работ (ст. 29 закона права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). До сих пор мы говорили о цивилизованных отношениях между заказчиком и исполнителем. Но существуют еще и дикие бригады. Иногда (но не всегда) их услуги дешевле. Иногда и работают качественно. А иногда и не очень. Как с них взыскать неустойку, к кому идти жаловаться? что можно в этом случае посоветовать в утешение обманутому заказчику? в следующий раз думайте заранее.

Валерий браун.

Главная -> Комуникации

Как начала год республика Александр прохоров, глава администрации смоленской области: преодолеваем кризис экономики и духа Карта без белых пятен Кемерово в первом полугодии Конкистадоры от власти осваивают богатства коми Краеугольный камень Кредитная линия жизни куркулям в лямине жить хорошо, но Малые могут многое маригражданстрой: созидание будущего Месяц нового стиля Мой дом - моя свежесть Автоматизация учета движения материалов в строительной организации