Главная -> Комуникации (Резонанс)

В редакцию газеты новые известия.

От руководителя координационной группы по воссозданию художественного убранства храма христа спасителя, главного консультанта по художественной отделке храма от московской патриархии священника леонида калинина.

Вынужден написать в ваш адрес разъяснение по поводу статьи г-на комарова дворец христа спасителя от 5 августа с. Г., Которое, как мне кажется, из этических соображений следует опубликовать.

По благословению святейшего патриарха мне поручено заниматься художественной отделкой, поэтому я не вдавался в вопросы контрактных взаимоотношений фирмы латерра, но что касается росписи, врат и скульптур, украшающих храм, - то что моя прямая компетенция, об этом я должен сказать. Также, конечно, нельзя не отметить грубые выпады в адрес русской православной церкви в целом и латвийской епархии, которые имеют под собой очень сомнительные основания, которые, однако, автор не погнушался привести, не проверяя, а веря на слова радетелям, о которых я вынужден написать, опираясь на строго проверенную и чистую информацию.

Совокупность обстоятельств, связанных со статьей дворец христа спасителя, заставляет меня высказать свою точку зрения - из чувства справедливости.

Слава богу, позади конфликтная ситуация, инспирированная архитектором а.Денисовым.

Роспись (вопреки опубликованным фотографиям трехлетней давности, где стены храма совсем голые) уже подходит к завершению. О качестве росписи окончательно судить будем вместе, когда снимут леса - первую их часть ко дню города, 5 сентября сего года, а остальное - в декабре, к празднику рождества христова, когда будет совершено его освящение.

Конфликт между реставраторами и оформителями происходил совершенно в другой системе координат по отношению к тому, что написал журналист е.Комаров. Храм действительно воссоздается, при этом не является и не должен являться реставрационной копией разрушенного (хотя он воссоздается в точных параметрах первого храма).

Сухой реставрационный подход противоречит исторической традиции русской православной церкви, которая, воссоздавая храмы на месте войн и пожаров, никогда не благословляла зодчих слепо копировать утраченное. Храмы воссоздавались как список с чудотворной иконы, который тоже приобретал свойства образца, хотя в чисто изобразительном отношении мог и незначительно отличаться от оригинала.

Может быть, автор статьи знает хоть один пример чудотворной реставрационной копии, коих множество писалось в нынешнем веке, но я думаю, что таких примеров нет, а вот чудотворных списков с икон по руси - огромное количество. Поэтому, когда взялись восстанавливать храм - сразу поняли это и старались, чтобы не только материал и форма, но, прежде всего, следование его духовному образу поднимало храм из небытия, и тем, кто честно потрудился над воссозданием его красоты и величия, нечего будет стыдиться.

На всех чертежах храма, где вместо кирпича использовался бетон, вместо штукатурки - мрамор, вместо гальваники - бронза, кроме подписи руководителя проекта м.Посохина всюду стоит и подпись исполнителя - а.Денисова. Так в чем же дело? почему же вдруг, пройдя половину пути, а.Денисов так резко изменил свою точку зрения, дошел даже до того, что предложил белые пятна (те участки росписи, по которым не сохранились архивные материалы) не заполнять вообще, стены оставить белыми, превратить таким образом храмовую роспись в лоскутное одеяло!

главным архитектором воссоздания храма христа спасителя с самого начала был и есть академик михаил посо-хин, директор управления моспроект-2, под руководством которого работали и игорь покровский, и алексей денисов. Имеется соответствующее назначение м.Посохина на должность руководителя проекта - главного архитектора воссоздаваемого храма христа спасителя, которое, кстати, экспонируется в музее при храме, и автор статьи может его там увидеть. В силу своей личной скромности м.Посохин никогда не стремился себя возвеличить, давал возможность раскрыться творческим способностям тех, кто работал под его началом, принимая только взвешенные, профессионально грамотные решения. Мало-по-малу а.М.Денисов, которому было поручено руководство бригадой архитекторов, занимающихся верхним храмом, присвоил себе звание главного архитектора, и мы все незаметно привыкли так величать архитектора, который от этою становился все более заносчивым и гордым...

Результат не замедлил сказаться. В 1996 году российская академия художеств во главе с ее президентом з.К.Церетели, создавшим заново великолепные двенадцать врат храма христа спасителя, уже вошедшие под охрану юнеско, приступила к воссозданию скульптур храма. Под руководством академика юрия орехова скульпторы буквально день и ночь трудились, чтобы успеть воссоздать сложнейшие скульптуры в кратчайшие сроки, поставленные строителями. В это самое время архитектор а.Денисов сделал свою первую попытку совершить подлог - отстранить академию художеств от руководства художественными работами, а лучших российских художников заменить технарями-халтурщиками.

Он нашел артель (которая занималась тем, что отливала шишечки для московских оград) и выдал им прекрасные фотографии исторических рельефов храма. Настоящим же скульпторам при этом было сказано, что все материалы были уничтожены в советское время. Денисов надеялся, что эта артель под его руководством получит дорогостоящий заказ, а сам денисов получит в свое распоряжение все руководство и общую сумму заказа.

Увы, изделие подручных действительно оказалось крайне отвратительным в профессиональном отношении, в то время как великолепная работа настоящих скульпторов н.Опиок и н.Салыго -святая царица александра - и многие другие работы членов авторского коллектива скульпторов вот уже два года украшают воссозданный храм!

кроме того, тот же архитектор пытался организовать под своим руководством.

Фонд камня и другие структуры с единственной целью - перевести на себя все финансовые потоки.

Попытка привлечь к росписи храма таких же халтурщиков, которые бы переводили та стену компьютерные шаблоны, подготовленные денисовым, - вторая провальная идея зодчего. Слава богу, храм сейчас расписывают подлинные художники-творцы, воссоздают роспись на высочайшем уровне, при этом творчески относятся к своему благословенному труду.

Необходимо сказать и еще об одном важнейшем обстоятельстве: все серьезные решения по воссозданию храма - такие, например, как изготовление горельефов из бронзы, принимались на общественном наблюдательном совете, возглавляемом святейшим патриархом и мэром г.Москвы ю.М.Лужковым; в совет входят серьезные представители творческой интеллигенции: марк захаров, михаил ульянов, мстислав ростропович, галина вишневская и другие выдающиеся люди. Было бы странно, если бы они помогали неким оформителям в стремлении ухудшить качество воссоздания храма.

Сколько раз все мы - и священнослужители, и м.Посохин, и строители, и тот же з.Церетели, пытались снять напряжение различными увещеваниями разбушевавшегося архитектора денисова, но все это безрезультатно:

ситуация с каждым днем обострялась.

Результат читателю известен: мэр, почувствовав, что корабль строительства попадает в искусственно созданный одним-единственным человеком ураган, прекратил деятельность а.Денисова, как отсекают от живого древа загнившую, бесплодную ветвь. (Кстати, вся беседа у мэра длилась не более 25 минут. Три часа времени для снятия с должности денисова - было бы слишком много чести).

Вот уже более полугода, как работа вошла в нормальное русло.

Заканчивается монтаж скульптур из бронзы (т.К. Мрамор действительно материал хоть и самый красивый, но и самый ненадежный, особенно на московских улицах). Недавно завершен монтаж уникального иконостаса. С каждым днем храм раскрывается в своей рукотворной, но совершенной красоте...

От редакции.

Стержнем статьи, опубликованной нашей газетой, стала история о том, как пропали несколько сот тысяч долларов, выделенных на озеленение зала церковных соборов, расположенного в нижней (стилобат-ной) части храма христа спасителя. Они были перечислены фонду латвийской православной церкви - финансовому посреднику в расчетах с небольшой рижской озеленительной фирмой. Но до исполнителя деньги не дошли... Кроме того, строительно-монтажные работы на стилобатной части стройки, где расположены административные помещения, не имеющие прямого отношения к сакральному существу религии, перевесили по стоимости собственно храм. Видимо, те, кто утверждал строительные и оформительские изыски, часто были озабочены загрузкой мощностей милых своему сердцу предприятий. Быть может, именно к этому свелась борьба за материал горельефов храма:

главный архитектор алексей денисов предлагал сделать их из мрамора (на оригинальном ххс они и были белокаменными), а зураб церетели хотел использовать более дорогую бронзу. И победил.

В своем письме, которое мы публикуем, священник леонид калинин, руководитель координационной группы по воссозданию художественного убранства ххс, ничего этого не опровергает. Просто он винит во всех смертных грехах алексея денисова, считая, что все, что сделал церетели, грамотно, художественно и профессионально в высшей степени (из письма лужкову от 16.12.97г.), Его право так думать.

Но дело даже не в том, прав ли один или другой. Комиссия по художественному убранству ххс, в которой отец леонид представляет патриархию, как раз и решает, что и из чего делать. А значит, к кому попадет конкретный заказ. Единственного, относящегося прямо к себе факта из нашей статьи священник леонид калинин также не опровергает: его отец -д.В.Калинин - является руководителем коллектива художников по анфиладе трапезных. В протоколе просмотра эскизных предложений по художественной отделке помещений, прилегающих к нижнему спасо-преображенскому храму от 5 августа 1996 года отмечено, что в ходе просмотра отец леонид сделал доклад по трапезным палатам, где работал его отец. Протокол отметил высокий эстетический уровень предложений. Видимо, отец леонид приложил все усилия, чтобы убедить патриарха и главного архитектора в высоком качестве работ собственного папы.

Добавим, что почти вся стилобатная часть ххс не вошла в список объектов, вводимых в строй к 2000-летию христианства.

Главная -> Комуникации

Что в кошельке - то и на столе Александр концевой Дело мастера - под брэнд! структурные изменения в организации торговли- строительные материалы Домострой дождевик для стены Фасад - зеркало города Г Исполнение долга Как открыть бизнес: химчистка Кандидатов поддерживали словом и делом Кемерово в 2001году Комментарий к документу