Главная -> Комуникации (Реформа мпс не урежет социальные льготы железнодорожников)

Столь широко обсуждаемая сейчас реформа министерства путей сообщения имеет множество аспектов, так как она должна затронуть всю систему железнодорожного хозяйства россии насквозь.

Совершенно естественно, что социальный аспект деятельности железных дорог также не останется неизменным. А это и заработная плата, и социальные льготы работников железных дорог россии, и социально-культурные объекты, находящиеся на балансе железнодорожных сетей, то есть дворцы культуры, больницы, стадионы и жилой фонд, который содержит дорога. Работников данных учреждений также волнует: какова будет их судьба? да и в том, что касается льгот, прав и гарантий железнодорожников, для большинства работников дорог нет полной ясности. Уже вовсю раздаются обеспокоенные голоса, что реформирование мпс не самым лучшим образом отразится на социальном положении людей.

Причину подобного беспокойства понять легко. Из-за отсутствия полной информации по поводу того, каковы именно положения реформы по социальным аспектам и как конкретно будут осуществляться изменения, люди, едва заслышав слово реформа, традиционно ожидают изменений в худшую сторону.

От этого никуда не денешься - после того, как разнообразные реформы сотрясали нашу страну в течение какого-то времени, негативное отношение к реформам вообще свойственно многим россиянам. Люди, понятное дело, в основном боятся потерять в заработной плате, социальных льготах и так далее.

Кстати - как рассказал нам председатель дорожного комитета профсоюзов виталий шатов, которого мы попросили осветить некоторые конкретные вопросы, связанные с проведением реформы, - сомнения в необходимости проведения реформы как таковой были не только у простых железнодорожников, но и у руководителей профсоюзных организаций. Когда в министерстве путей сообщения была создана группа и началась разработка концепции реформирования, эти опасения среди руководителей профсоюзных организаций вызывали неоднозначную оценку ситуации: что делать, как профсоюзам поступить? существовало два мнения: либо профсоюзы идут против реформ, либо они должны выступить за реформы, но постараться все социальные аспекты учесть. В итоге, поняв объективную необходимость реформирования, было принято решение не вставать в оппозицию, а принять участие для начала в разработке реформ, а затем в их реализации, - сказал виталий шатов, отметив при этом, что задача профсоюзов - соблюдать интересы работников железнодорожного транспорта. 3 июля 2001 года прошло расширенное заседание коллегии мпс россии, посвященное как раз теме кадровой и социальной политики в период преобразований. А в итоге была утверждена отраслевая программа повышения уровня социальной защищенности железнодорожников на 2001-2010 годы, то есть на время реформы.

По труду и зарплата.

Основных проблем в социальной сфере отрасли, которые будут решены по ходу реализации реформ, несколько. Первая - уровень заработной платы. Это настоящие слезы железных дорог, ведь платят работникам отрасли чрезвычайно мало - лишь восьмое место среди прочих отраслей по уровню оплаты труда.

Если посмотреть на запад, то там труд железнодорожных работников оплачивается куда достойнее. И неудивительно, ведь и труд сам по себе тяжелый, да и ответственность на железнодорожных работниках большая. Так что одним из важнейших аспектов реформирования социальной сферы является постепенное, но неуклонное повышение заработной платы при обязательном сохранении прав и льгот железнодорожников.

С льготами, по словам виталия шатова, железнодорожникам прощаться не придется. Напротив, одним из условий участия в реформах со стороны профсоюзов стало, среди прочих, непременное подписание тарифных соглашений и договоров между министерством путей сообщения и центральным комитетом профсоюзов. А эти коллективные договоры и соглашения являются гарантом сохранения прав и льгот железнодорожников. Подписывать их будут достаточно часто - каждые три года.

В программе реформирования предусмотрено расширение списка нынешних льгот и прав сотрудников дорог. Например, за счет увеличения видов негосударственного пенсионного обеспечения работников дорог. Возвращаясь к заработной плате, отметим, что она подрастет и за счет введения системы стимулирования роста производительности труда, которая включает в себя выплату надбавок, а кроме того, железнодорожники даже получат возможность участвовать в распределении прибыли предприятий.

К вопросам улучшения социального положения железнодорожников отнесем и концепцию жилищной политики на 2001-2005 годы, принятую мпс. В ней записано, что объемы жилищного строительства будут увеличены на 600 тысяч квадратных метров уже к концу 2001 года, а к 2005-му достигнут 1 миллиона в год. Помимо ипотечного строительства, при котором жилье будут возводить за счет средств работников и самой железной дороги, около трети жилья, а точнее 30 процентов, будет отдаваться практически бесплатно, а еще 3 процента отойдет под служебное жилье. Впрочем, тем, кто пожелает отстроить собственное жилье, помогут взять кредит и на покупку земельного участка, и на строительные материалы.

Социальная сфера и принцип разумной достаточности.

Другой, не менее важной проблемой, которая будет решена в ходе реформирования, является разветвленная социальная сфера, которая основательно изнуряет железные дороги и значительно опустошает ее кошелек. Отчасти из-за.

Этого рост заработной платы осуществляется так медленно, а у дорог зачастую просто не хватает средств, которые можно было бы вложить в развитие новых технологий.

Кроме того, с 1 января 2001 года федеральный бюджет прекращает финансирование социальных объектов мпс, которое он частично осуществлял. Более того, как следует из указов правительства россии, ведомственное жилье и социально-культурные объекты должны быть переданы на баланс местных властей. Закономерно было бы, если бы обслуживанием этих объектов занимались муниципальные образования, а не железнодорожные организации.

При решении проблемы с социальной сферой железных дорог будет использоваться принцип, который виталий шатов обозначил как разумную необходимость. Под этим следует понимать, что железные дороги оставят себе лишь ту часть социалки, которая им объективно необходима, а остальное передадут на баланс властей в регионах и областях.

Рассмотреть предстоящий способ разделения социальных объектов между железнодорожными организациями и муниципальными властями проще всего на примере медицинской сферы. Виталий шатов особо подчеркнул, что данная сфера имеет как бы два аспекта. В одном случае медицинские осмотры работников дороги являются частью технологического процесса - ведь работа машиниста требует значительных нагрузок, потому всех, кто занят в этой профессии или хотел бы работать машинистом, проверяют по специальным методикам на соответствие определенному стандарту физического здоровья. И проводить такой осмотр необходимо не реже чем раз в три года, а в отдельных случаях и чаще - один в год. Эта часть медицинской сферы должна присутствовать на железной дороге вне зависимости от каких бы то ни было условий.

Другая часть - это три с лишним тысячи койко-мест в ведомственных лечебных учреждениях гжд, из которых реально дороге нужно не более полутора тысяч, так как на стационарном лечении в зависимости от сезона находится от 1300 до 1500 железнодорожников, никак не больше. Вот эти места и отойдут муниципалитету. А что именно дорога готова передать муниципальным властям, решает специальный штаб, который возглавляет заместитель начальника дороги шевкет шайдуллин. Виталий шатов заявил, что дорога совершенно точно передаст детский туберкулезный диспансер, что находится в сухобезводном, а также детские дошкольные учреждения, причем постарается сделать это как можно быстрее - до конца этого года.

А вот профилактории останутся в ведении железной дороги, равно как и те лечебные учреждения, в которые гжд вложила большое количество денег и сил. Но уж зато для их сохранения дорога использует все что можно, все доступные источники финансирования, как, например, фонды обязательного и добровольного медицинского страхования, платные медицинские услуги. Как отметил виталий шатов, цены на путевки, скорее всего, будут повышены, но в разумных пределах. То есть стоимость путевки на 14 дней уже не будет равна 260 рублям, но останется доступной. В любом случае дорога не собирается расставаться со своими пансионатами, хотя ей уже поступали предложения продать их. Если железнодорожники лишатся своих собственных пансионатов, отдых на стороне им обойдется чрезвычайно дорого.

Массовых увольнений не будет.

Помимо сохранения социальных льгот и решения вопроса с социально-культурными объектами, руководители профсоюзов обозначили недопустимость массового увольнения в рамках реформирования отрасли. Это один из наиболее сильно волнующих людей вопросов, связанных с реформированием. Тем более что цифры, которые появились в некоторых сми, звучат просто угрожающе - из отрасли уйдет 400-500 тысяч человек.

На деле сокращение численности работников железнодорожной отрасли действительно будет иметь место, но происходить это будет, во-первых, за счет того, что часть людей высвободится в результате введения новых технологий управления: они потребуют меньшего количества персонала, но зато требования к квалификации работников станут гораздо выше. Для высвободившихся работников будет действовать программа содействия в трудоустройстве, включающая в себя и обучение железнодорожников другим профессиям.

Вторым путем сокращения работников железных дорог станет естественная убыль, то есть работники будут просто выходить на пенсию.

Помимо двух обозначенных выше путей сокращения персонала, виталий шатов назвал еще один. Он напрямую связан с этапами реформы мпс. Принцип таков: на первом этапе реформирования будет создано оао российские железные дороги, из состава которого на втором этапе реформирования выделятся дочерние предприятия. А вот на заключительном этапе реформирования пакеты акций дочерних предприятий будут проданы для получения оборотных средств.

Следовательно, их персонал выйдет из состава акционерного общества вместе с предприятиями, и таким образом численность работников железных дорог будет сокращена, но в результате этого люди не останутся без работы. Сокращение численности работников не будет означать массовых увольнений.

В заключение виталий шатов сказал, что самым важным в реформе является ее постепенность и то, что ни один предпринятый шаг не будет иметь необратимых последствий. В случае принятия ошибочного решения всегда можно вернуться назад и сделать по-новому.

Главная -> Комуникации

Чтобы удержать рубль, цб душит импорт Что Чужой опыт Дело делай, и правды не забывай Десять процентов всего музейного фонда россии Дом за неделю dresdner bank об экономическом положении закавказских республик Город, стройся! на прошлой неделе депутаты госдумы приняли в третьем- строительные материалы Идет качественная перестройка Как начала год республика Александр прохоров, глава администрации смоленской области: преодолеваем кризис экономики и духа Карта без белых пятен