Главная -> Комуникации (Растет спрос на стройматериалы)

За последние годы в россии организовано производство многих видов строительных материалов, которые раньше не выпускались или выпускались в незначительных объемах: теплоизоляционные изделия из стекловолокна, сухие смеси, оконные конструкции из полимерных материалов, широкий ассортимент отделочных, многие виды инженерного оборудования и другая продукция. В связи с этим и рынок строительных материалов претерпел существенные количественные и качественные изменения. Кризис августа 1998 года дал уникальные возможности российским производителям в связи со снижением поставок импортной продукции заполнить рыночную нишу за счет собственной высококачественной конкурентоспособной продукции. Объемы реализации промстройматериалов в 1999 году составили 107,7 процента по сравнению с 1998 годом. Росту товарооборота содействует и антитранспортный фактор:

российские строительные материалы производятся большим количеством предприятий и реализуются в основном в регионах их производства.

По мере осуществления институционных преобразований в экономике и под влиянием рыночного спроса происходит изменение структуры капитальных вложений, формируемых к насыщению рынка новыми современными видами строительных и отделочных материалов, в том числе зарубежного производства.

Настоящий бум в строительстве жилья, особенно за счет частных инвестиций, - это главный ориентир для производителей промстройматериалов при планировании объемов производства и ассортимента своей продукции.

Новый жилой фонд еще долгое время будет потребителем широкой гаммы отделочных материалов, мебели, бытовой сервисной аппаратуры.

В настоящее время именно рынок строительных материалов - это самый стабильный российский рынок со сбалансированностью спроса и предложения, со стабильностью цен, хотя и на весьма высоком уровне. Динамику этого рынка обеспечивает строительная активность населения, коммерческих и производственных структур. Не станем сейчас вдаваться в ценовые факторы рынка в целом и отдельных его сегментов, подождем до окончательного утверждения правительственной экономической программы, сделаем лишь конъюнктурный обзор по основным позициям.

Цемент. Спрос внутреннего рынка на цемент в 2000 году ожидается на уровне 29,17 млн. Тонн (109,5 процента к уровню 1999 года), при этом производство цемента почти целиком ориентировано на удовлетворение внутреннего спроса. На экспорт предполагается поставить всего 1,9 млн. Тонн - 103,5 процента к уровню 1999 года, из которых 88 процентов поставок - в страны дальнего зарубежья. Объем поставок на внутренний рынок импортной продукции очень невелик, не более 70 тыс. Тонн, представлена она некоторыми высококачественными специальными марками, выпуск которых в россии ограничен.

Уровень цен в декабре 1999 года составил 126,8 процента к декабрю 1998 года, а в апреле 2000 года - 105,8 процента к декабрю 1999 года.

О чем говорят эти соотношения? прежде всего о том, что на такую энергоемкую продукцию, как цемент, цены растут. Поэтому, если хочешь потеснить конкурентов, не поднимай цены на свою продукцию, снижай себестоимость. Или выпускай цемент новых марок. Никто не ограничивает при этом экспортные намерения. Экспорт - это и живые деньги, и дополнительные поступления в бюджет. Естественно, что к более высоким экспортным намерениям более результативно должна быть подключена научно-технологическая база.

На 2001 год спрос внутреннего рынка прогнозируется в объеме 30,7 - 31 млн тонн (105,2 - 106,5 процента к предыдущему году) при возможных поставках на экспорт 1,9 - 2 млн. Тонн. Увеличение экспорта, несомненно, застряло где-то на уровне лабораторий и производственных технологий.

Кирпич строительный. Крупный потребитель строительного кирпича - жилстрой. В связи с развитием коттеджного строительства спрос на кирпич в 1999 году составил 106,3 процента к уровню 1997 года и 112,3 процента к уровню 1998 года. Такие же соотношения характерны и для нынешнего года.

Растущий спрос на строительный кирпич объясняется его хорошими экологическими свойствами. Кроме того, кирпич выпускается на многих заводах, что позволяет удовлетворить региональные потребности и экономить транспортные затраты.

Ассортимент выпускаемого строительного кирпича очень велик, что определяет большой разброс цен на него. При этом цены зависят не только от его потребительских свойств, но и от особенностей регионального спроса. В декабре 1999 года цена на кирпич составляла 180,5 процента к декабрю 1998 года, а в апреле 2000 года - 78,8 процента к декабрю 1999 года. Несомненно, рынок насыщен, и это можно только приветствовать.

Линолеум. Основными потребителями являются организации, ведущие непроизводственное строительство (жилые дома, школы, детские и медицинские учреждения). Спрос внутреннего рынка на линолеум в 2000 году ожидается на уровне 71 млн кв. Метров - 104,5 процента к уровню 1999 года при экспортных поставках 2,8 млн. Кв. Метров, из которых 64 процента приходится на страны ближнего зарубежья наиболее серьезную конкуренцию отечественным производителям составляет импортный линолеум. В 1999 году импорт линолеума составил 9,5 млн кв. Метров - всего 14 процентов от объемов продаж линолеума на внутреннем рынке. Широкий ассортимент импортного линолеума, большое разнообразие по ширине, цветовой гамме и так далее способствуют его конкуренции с отечественным материалом. При этом в производстве отечественного линолеума происходит структурный сдвиг в сторону увеличения выпуска высококачественных марок. Но это пока - именно сдвиг, а не достаточно быстрое переоснащение оборудования в интересах спроса. Мне известно пока лишь одно российское предприятие, производящее ковры линолеума шириной 5 м.

Вместе с тем такой стандарт пора нам осваивать в связи с требованиями дизайна для крупногабаритных помещений.

В декабре 1999 года цена на линолеум составляла 175,6 процента к декабрю 1998 года, а в апреле 2000 года - 96,9 процента к декабрю 1999 года. И здесь рынок насыщен, цены существенно не растут.

В 2001 году прогнозируется увеличение спроса внутреннего рынка на линолеум до 75,9 млн. Кв. Метров - 106,9 процента к уровню 1999 года, при этом увеличивается спрос на высококачественные марки линолеума, в том числе импортного до 10 млн. Кв. Метров - 113,6 процента к уровню 1999 года. Не отставайте, российские производители!

кровельные материалы. Наибольший спрос на кровельные материалы ощущается во второй половине года, в то время как в первой происходит их накопление как у потребителей, так и у поставщиков. В 1999 году спрос внутреннего рынка на мягкие кровельные и изоляционные материалы составил 113,5 процента к 1997 году и 115,7 процента к 1998 году. При этом цена на них в декабре 1999 года составила 191,2 процента к декабрю 1998 года, а в апреле 2000 года - 107,3 процента к декабрю 1999 года.

Асбест и асбестоцементные изделия. Спрос внутреннего рынка на асбест в 2000 году составит 432 тыс. Тонн - 107,9 процента к уровню 1998 года, а поставки на экспорт при этом ожидаются свыше 42 процентов от объемов производства. В декабре 1999 года уровень цен на асбест составлял 179,9 процента к декабрю 1998 года, а в апреле 2000 года - 103,4 процента к уровню декабря 1999 года.

На 2001 год ожидается, что спрос внутреннего рынка на асбест возрастет до 450 - 455 тыс. Тонн (104,4 - 105,3 процента к 2000 году) при возможном увеличении экспортных поставок до 315 - 320 тыс. Тонн.

В 1992-1996 годах наблюдался значительный спад объема производства асбестоцементных изделий, что было связано с сокращением объемов капитального строительства, проведения мелиоративных и ирригационных работ, но уже начиная с 1997 года наблюдается увеличение спроса на асбестоцементные изделия. Так, спрос на трубы и муфты асбестоцементные в 1999 году составил 101 процент к 1997 году и 108,7 процента к 1998 году, а спрос на листы асбестоцементные (шифер) - свыше 1680 млн. Усл. Плиток (133,8 процента к 1998 году).

Строительное стекло. Производство стекла относится к числу наиболее энергоемких. Каждое повышение цен на топливо ставит производителей стекла в тяжелое финансовое положение, которое выражается в значительном снижении рентабельности производства.

В 1999 году спрос внутреннего рынка на строительное стекло составил свыше 40 млн. Кв. Метров (105,2 процента к 1998 году), в том числе 36,3 млн. Кв. Метров - оконное стекло. В 2000 году спрос оценивается в 38 млн. Кв. Метров (104,7 процента к 1998 году).

Конъюнктура рынков прочих строительных материалов (раковины и мойки, ванны, радиаторы отопительные, конвекторы и т. П.) Во многом сходна с конъюнктурой вышеперечисленных строительных материалов.

В ближайшие годы развитие внутреннего рынка строительных материалов будет зависеть от инвестиционных факторов, связанных со строительством и вводом в действие новых производственных объектов, реконструкцией и модернизацией действующих мощностей, расширением жилищного и индивидуального строительства, платежеспособным спросом населения.

Заместитель руководителя департамента товарных рынков и балансов минэкономики рф василий утенин.

Главная -> Комуникации

(1) Что Что в кошельке - то и на столе Александр концевой Дело мастера - под брэнд! структурные изменения в организации торговли- строительные материалы Домострой дождевик для стены Фасад - зеркало города Г Исполнение долга Как открыть бизнес: химчистка Кандидатов поддерживали словом и делом