Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Новости (Мудрость теплого камня) Это и неудивительно. Ведь в каждую фигурку камнерез из кызыла эрес-оол байынды вкладывает часть души. Свое искусство, уходящее корнями в глубь веков, мастер передает подрастающему поколению. Тувинские степи скупы на растительность. Стихия здешних мест - песок, камень да громадные валуны. Чахлые былинки травы между ними - только в самую благодать дождей. Степь зеленеет ранней весной и поздней осенью. Остальное время солнце греет фиолетовые бока скал да белый галечник в лощинах. Но люди живут и на этой земле, какой бы суровой на взгляд приезжего человека она ни казалась. Тувинцы давным-давно приспособились к жизни в степи. И уже сама природа помогает человеку, а он в благодарность пытается изобразить в рисунке, камне красоту родного края. - Среди тувинцев очень много камнерезов, - рассказывал мне эрес-оол байынды. - Это не случайно. Мы живем в стихии камня. И с детства видим его скрытую красоту. Сначала будущая фигура рождается в голове мастера. Потом он едет в горы и ищет подходящий камень. Я должен найти ту глыбу, в которой увижу задуманное. Наши любимые животные - верблюд и сарлык. Но, чтобы вырезать их, нужны совершенно разные минералы. - Конечно, - добавляет он, - есть любимые камни, меня больше тянет работать с агальматолитом. Многие художники по-особому чувствуют его тепло. Фигурки животных лучших камнерезов сделаны из агальматолита. С известным в кызыле камнерезом мы встретились в местной детской школе искусств. Эрес-оол баирович неторопливо помогал своим ученицам постигать технику резки на гипсе. - Дети учатся показывать красоту камня на гипсе, - объяснял он, - гипс легче поддается инструментам. Но когда он освоен, мы переходим к твердому камню. Это уже вечное изображение. И сегодня находят поделки мастеров, которые жили на земле тувы три-пять тысяч лет назад. Иногда их верблюды и кони выглядят будто только что сделанные. Художественную резьбу по камню байынды считает национальным искусством. Резьба, как никакое другое искусство, органично связана с тувинским народным бытом, традиционным убранством юрты, национальным костюмом. Ни один чабан не уедет с всенародного праздника - дня животноводов - без покупки очередной фигурки из камня. В каждой юрте они стоят в красном в углу с атрибутами буддийского вероисповедания. - Мы все когда-то оканчивали местную художественную школу, - говорит эрес-оол. - Я заметил, резьба по камню легче дается выходцам из юрт. Их фигурки оленей, медведей, горных козлов и сказочных тигров отражают не только красоту природы, но и духовность людей, которые тут живут. Для того чтобы это видеть, хотя бы подсознательно, человек должен с детства жить в степи, каждый день находиться среди камней, брать их в руки. Это помогает быстрей почувствовать тепло камня, спрятанную в нем внутреннюю энергию. Байынды виновато улыбнулся, видно, показалось, что его лекцию неправильно поняли. - Не важно, космический корабль ты построил или обиходил пастбище, главное - передал это людям. Как только моя работа покинула мастерскую, я уже ей не хозяин, у нее своя судьба. Но сделал ее я! значит, и завтрашние поколения будут знать мое имя. Это заставляет меня вкладывать в поделку все мастерство. Эрес-оол баирович - известный в туве камнерез. Он в совершенстве постиг технику отделки камня, таинство создания особых художественных образов. Его звери не казались и не кажутся живыми. Они фантастичны, воздушны, стремительны в порывах. У камня нет мысли, но если в поделке из него чувствуется порыв, значит, кто-то успел вдохнуть в минерал часть своей души. Имя этому мастеру - художник. - Философия пастуха в степи, - считает байынды, - не созерцание природы, а помощь ей. Тувинец никогда не поведет скот на пастбище, которое не окрепло после дождей. Проще лишнюю неделю перестоять в горах. Хороший арат спустится на осеннюю стоянку, когда трава укрепится и овцы принесут пастбищу как можно меньше вреда. Это не просто забота о будущем родного края, а показатель духовности народа. Род байынды дал туве много камнерезов. Эрес-оол баирович отнюдь не первый, взявший в руки резец. У него много талантливых родственников. Но только его произведения монументальной живописи из железобетона стоят на главной площади столицы тувы. Больше никто из многочисленного рода камнерезов не добился такой чести. - Это тоже не показатель, - говорит мастер. - Просто чем больше я увижу находок у других, чем раньше оценю и разберусь в них, тем интересней будут мои задумки. Вот почему я охотно пошел в школу искусств и работаю с ребятами. Несмотря на заслуженное признание в республике, байынды один из немногих именитых учит детей сложному искусству. Сейчас он занимается с группой девочек-старшеклассниц. - Здесь у меня твердое убеждение, - считает мастер, - если не готовить смену, можно нанести вред нашему мастерству. Техника художественной резьбы по камню приходит к ученику после пяти-шести лет неутомимых трудов. Мы набирали большой класс. Смотрите, сколько осталось. Не всякий выдержит долгое и напряженное сидение за столом. Но тем, кто остался, нужно помочь раскрыть секреты камня. - Вот только, - улыбается он,- сейчас среди моих учеников - одни девочки. Ребят стало меньше интересовать национальное искусство. А у женщины свой взгляд на мир. Байынды, как и все тувинцы, небольшого роста, сухонький, даже невзрачный на вид мужчина. По вискам давно уже белеет седина. Голос его тих и спокоен. Этот покой где-то в глубине глаз. Художник в том возрасте, когда к человеку приходит серьезное понимание мира, потому в нем нет внешней суеты. - Мои лучшие девочки сегодня здесь, на занятиях, - говорит он. - Ноябрина саая, ученица восьмого класса, уже овладела основами техники резьбы. А камень чувствует давно. Видит его теплоту, мудрость. Сейчас трудно что-то планировать. Но если девчонка не остановится, из нее будет толк. Труженица. Смотрю на испачканную в гипсе с ног до макушки ноябрину и думаю, что не просто ей будет стать хорошим камнерезом, особенно в наше время. Еще не так давно это древнее искусство в туве процветало. По заказам из москвы лучшие мастера делали шахматные фигурки, какие-то художественные композиции, которые или шли в музеи, или дарились членами правительства руководителям других стран. Хороший камнерез в то время всегда считался человеком зажиточным. Вряд ли сами художники задумывались об этом. Но материальное благополучие позволяло им круглый год работать в мастерской. Республика, как никакой другой край россии, богата на подобного рода специалистов. Камнерезов, членов союза художников ссср, в небольшой туве было пятьдесят человек. Пришли другие времена, и спрос на плоды их труда упал. Теперь фигурки могут купить только араты, когда приезжают в город на самый большой праздник в году - день животновода. Но что они могут заплатить за того же сарлыка из черного камня, если сами владеют отарой овец в сорок голов. Хороший мастер делает одну фигурку не менее двух недель. Иногда месяц и больше. Отдать ее за копейки - обречь себя и семью на нищету. Не отдать - совсем лишиться покупателей. Приходится выбирать третье. Некоторые уже поменяли свои мастерские на строительные бригады, а многие вовсе занялись разведением овец. Теперь резьба по камню для них - любительский труд вечером, если есть свободное время... - Талантам надо помогать, - горько усмехается байынды, - а бездари пробьются сами. Так, что ли, у вас говорят? нельзя сказать, что искусство резьбы брошено на произвол. Первый, кто помогает камнерезам, - президент республики шериг дизижикович ооржак. По его указу им выделяется финансовая поддержка. Маловато, конечно, но ведь поддержка. За счет бюджета проводятся и выставки-продажи. Не забыта и школа искусств. Находятся деньги и на преподавателей, и на материалы для работы ребят. У художника две проблемы - сделать что-то, а потом это что-то продать. У мастера, который занимается с детьми, главное - передать свое искусство ученикам. Каждый день по два-три, а то и четыре часа байынды проводит с девчатами. Наверное, проще посвятить это время собственным творческим замыслам. - Не думаю так,- улыбнулся собеседник. - Все просто на первый взгляд, на деле везде сложности. Я не только учу, но и сам учусь у них своеобразию восприятия мира. Как говорится, мастеру видней. Говорят, его фигуры - яркие носители добра, силы, нежности. Может, это в том числе и от общения с детьми. Анатолий статейнов, соб. Корр. Красноярский край. Главная -> Новости Сухие строительные смеси выравнивают россию с европой Таможня n0n stop! 25 октября 1653 года царь алексей михайлович- строительные материалы Центр госсанэпиднадзора Товар наш - цены импортные Участие канады в региональных интеграционных организациях Вагон - это не склад на колесах везет не автомобиль, везет дорога Вместе - прорвемся! ровно десять лет в нижнем новгороде существует- строительные материалы Вопрос - ответ Выставочная мозаика В этой жизни нельзя сдаваться В коридорах власти В стимуле - только профи |