Главная -> Новости (Мудрость теплого камня)

Это и неудивительно. Ведь в каждую фигурку камнерез из кызыла эрес-оол байынды вкладывает часть души. Свое искусство, уходящее корнями в глубь веков, мастер передает подрастающему поколению.

Тувинские степи скупы на растительность. Стихия здешних мест - песок, камень да громадные валуны. Чахлые былинки травы между ними - только в самую благодать дождей. Степь зеленеет ранней весной и поздней осенью. Остальное время солнце греет фиолетовые бока скал да белый галечник в лощинах.

Но люди живут и на этой земле, какой бы суровой на взгляд приезжего человека она ни казалась. Тувинцы давным-давно приспособились к жизни в степи.

И уже сама природа помогает человеку, а он в благодарность пытается изобразить в рисунке, камне красоту родного края.

- Среди тувинцев очень много камнерезов, - рассказывал мне эрес-оол байынды. - Это не случайно. Мы живем в стихии камня. И с детства видим его скрытую красоту. Сначала будущая фигура рождается в голове мастера. Потом он едет в горы и ищет подходящий камень. Я должен найти ту глыбу, в которой увижу задуманное. Наши любимые животные - верблюд и сарлык. Но, чтобы вырезать их, нужны совершенно разные минералы.

- Конечно, - добавляет он, - есть любимые камни, меня больше тянет работать с агальматолитом. Многие художники по-особому чувствуют его тепло. Фигурки животных лучших камнерезов сделаны из агальматолита.

С известным в кызыле камнерезом мы встретились в местной детской школе искусств. Эрес-оол баирович неторопливо помогал своим ученицам постигать технику резки на гипсе.

- Дети учатся показывать красоту камня на гипсе, - объяснял он, - гипс легче поддается инструментам. Но когда он освоен, мы переходим к твердому камню. Это уже вечное изображение. И сегодня находят поделки мастеров, которые жили на земле тувы три-пять тысяч лет назад. Иногда их верблюды и кони выглядят будто только что сделанные.

Художественную резьбу по камню байынды считает национальным искусством. Резьба, как никакое другое искусство, органично связана с тувинским народным бытом, традиционным убранством юрты, национальным костюмом.

Ни один чабан не уедет с всенародного праздника - дня животноводов - без покупки очередной фигурки из камня. В каждой юрте они стоят в красном в углу с атрибутами буддийского вероисповедания.

- Мы все когда-то оканчивали местную художественную школу, - говорит эрес-оол. - Я заметил, резьба по камню легче дается выходцам из юрт. Их фигурки оленей, медведей, горных козлов и сказочных тигров отражают не только красоту природы, но и духовность людей, которые тут живут. Для того чтобы это видеть, хотя бы подсознательно, человек должен с детства жить в степи, каждый день находиться среди камней, брать их в руки. Это помогает быстрей почувствовать тепло камня, спрятанную в нем внутреннюю энергию.

Байынды виновато улыбнулся, видно, показалось, что его лекцию неправильно поняли.

- Не важно, космический корабль ты построил или обиходил пастбище, главное - передал это людям. Как только моя работа покинула мастерскую, я уже ей не хозяин, у нее своя судьба. Но сделал ее я! значит, и завтрашние поколения будут знать мое имя. Это заставляет меня вкладывать в поделку все мастерство.

Эрес-оол баирович - известный в туве камнерез. Он в совершенстве постиг технику отделки камня, таинство создания особых художественных образов. Его звери не казались и не кажутся живыми. Они фантастичны, воздушны, стремительны в порывах. У камня нет мысли, но если в поделке из него чувствуется порыв, значит, кто-то успел вдохнуть в минерал часть своей души. Имя этому мастеру - художник.

- Философия пастуха в степи, - считает байынды, - не созерцание природы, а помощь ей. Тувинец никогда не поведет скот на пастбище, которое не окрепло после дождей. Проще лишнюю неделю перестоять в горах. Хороший арат спустится на осеннюю стоянку, когда трава укрепится и овцы принесут пастбищу как можно меньше вреда. Это не просто забота о будущем родного края, а показатель духовности народа.

Род байынды дал туве много камнерезов. Эрес-оол баирович отнюдь не первый, взявший в руки резец. У него много талантливых родственников. Но только его произведения монументальной живописи из железобетона стоят на главной площади столицы тувы. Больше никто из многочисленного рода камнерезов не добился такой чести.

- Это тоже не показатель, - говорит мастер. - Просто чем больше я увижу находок у других, чем раньше оценю и разберусь в них, тем интересней будут мои задумки. Вот почему я охотно пошел в школу искусств и работаю с ребятами.

Несмотря на заслуженное признание в республике, байынды один из немногих именитых учит детей сложному искусству. Сейчас он занимается с группой девочек-старшеклассниц.

- Здесь у меня твердое убеждение, - считает мастер, - если не готовить смену, можно нанести вред нашему мастерству. Техника художественной резьбы по камню приходит к ученику после пяти-шести лет неутомимых трудов. Мы набирали большой класс. Смотрите, сколько осталось. Не всякий выдержит долгое и напряженное сидение за столом. Но тем, кто остался, нужно помочь раскрыть секреты камня.

- Вот только, - улыбается он,- сейчас среди моих учеников - одни девочки. Ребят стало меньше интересовать национальное искусство. А у женщины свой взгляд на мир.

Байынды, как и все тувинцы, небольшого роста, сухонький, даже невзрачный на вид мужчина. По вискам давно уже белеет седина. Голос его тих и спокоен. Этот покой где-то в глубине глаз. Художник в том возрасте, когда к человеку приходит серьезное понимание мира, потому в нем нет внешней суеты.

- Мои лучшие девочки сегодня здесь, на занятиях, - говорит он. - Ноябрина саая, ученица восьмого класса, уже овладела основами техники резьбы. А камень чувствует давно. Видит его теплоту, мудрость. Сейчас трудно что-то планировать. Но если девчонка не остановится, из нее будет толк. Труженица.

Смотрю на испачканную в гипсе с ног до макушки ноябрину и думаю, что не просто ей будет стать хорошим камнерезом, особенно в наше время.

Еще не так давно это древнее искусство в туве процветало. По заказам из москвы лучшие мастера делали шахматные фигурки, какие-то художественные композиции, которые или шли в музеи, или дарились членами правительства руководителям других стран. Хороший камнерез в то время всегда считался человеком зажиточным. Вряд ли сами художники задумывались об этом. Но материальное благополучие позволяло им круглый год работать в мастерской.

Республика, как никакой другой край россии, богата на подобного рода специалистов. Камнерезов, членов союза художников ссср, в небольшой туве было пятьдесят человек.

Пришли другие времена, и спрос на плоды их труда упал. Теперь фигурки могут купить только араты, когда приезжают в город на самый большой праздник в году - день животновода. Но что они могут заплатить за того же сарлыка из черного камня, если сами владеют отарой овец в сорок голов. Хороший мастер делает одну фигурку не менее двух недель. Иногда месяц и больше. Отдать ее за копейки - обречь себя и семью на нищету. Не отдать - совсем лишиться покупателей. Приходится выбирать третье. Некоторые уже поменяли свои мастерские на строительные бригады, а многие вовсе занялись разведением овец. Теперь резьба по камню для них - любительский труд вечером, если есть свободное время...

- Талантам надо помогать, - горько усмехается байынды, - а бездари пробьются сами. Так, что ли, у вас говорят?

нельзя сказать, что искусство резьбы брошено на произвол. Первый, кто помогает камнерезам, - президент республики шериг дизижикович ооржак. По его указу им выделяется финансовая поддержка. Маловато, конечно, но ведь поддержка. За счет бюджета проводятся и выставки-продажи. Не забыта и школа искусств. Находятся деньги и на преподавателей, и на материалы для работы ребят.

У художника две проблемы - сделать что-то, а потом это что-то продать. У мастера, который занимается с детьми, главное - передать свое искусство ученикам. Каждый день по два-три, а то и четыре часа байынды проводит с девчатами. Наверное, проще посвятить это время собственным творческим замыслам.

- Не думаю так,- улыбнулся собеседник. - Все просто на первый взгляд, на деле везде сложности. Я не только учу, но и сам учусь у них своеобразию восприятия мира.

Как говорится, мастеру видней. Говорят, его фигуры - яркие носители добра, силы, нежности. Может, это в том числе и от общения с детьми.

Анатолий статейнов, соб. Корр. Красноярский край.

Главная -> Новости

Сухие строительные смеси выравнивают россию с европой Таможня n0n stop! 25 октября 1653 года царь алексей михайлович- строительные материалы Центр госсанэпиднадзора Товар наш - цены импортные Участие канады в региональных интеграционных организациях Вагон - это не склад на колесах везет не автомобиль, везет дорога Вместе - прорвемся! ровно десять лет в нижнем новгороде существует- строительные материалы Вопрос - ответ Выставочная мозаика В этой жизни нельзя сдаваться В коридорах власти В стимуле - только профи