Главная -> Новости (Как бы нефтепровод ни вился, а конец будет в приморске)

- В связи с распадом союза многие порты отошли к странам балтии, поэтому в 1993 году появилась идея строительства портовых комплексов на финском заливе. Вслед за указом президента была разработана и утверждена минтрансом генеральная схема, где речь шла и о строительстве нефтеналивного портового комплекса. Естественно, этой идеей заинтересовалась транснефть. Первоначально предполагалось, что балтийская трубопроводная система (бтс) будет заканчиваться в финском порту порвоо, и к ее строительству планировалось привлечь иностранных инвесторов. По этому поводу черномырдин и премьер-министр финляндии даже подписали соглашение о намерениях.

Планы начали меняться в 1996 году, когда новое руководство ленобласти во главе с губернатором густовым поставило перед разработчиками проекта вопрос о завершении бтс в порте приморск. Транснефть частично прислушалась к этому мнению и в обоснование инвестиций заложила идею двойного порта приморск - порвоо. Эта идея предполагала, что в случае холодной зимы, когда из-за льда движение судов в района приморска будет невозможно, нефть будет накапливаться в хранилищах порвоо. В 1997 году полным ходом шла разработка тэо проекта. Будучи тогда вице-губернатором ленобласти, я вместе с григорием двасом занимался согласованием указа президента. Нам очень помог юрий яров, работавший в администрации президента. Этим указом мы положили конец всем разговорам о порвоо. Конечным пунктом бтс был назван приморск.

- Финские нефтяные компании и после 1997 года предпринимали попытки добиться продления бтс до порвоо. - Да. Компания neste и сейчас лоббирует эту идею. В конце 1999 года, перед тем как отправиться на встречу с премьером финляндии, михаил касьянов провел совещание в правительстве ленобласти, где и была окончательно сформирована позиция россии. Если после ввода в эксплуатацию порта в приморске россии будет экономически выгодно строительство нефтепровода до финляндии, тогда российское правительство рассмотрит этот вопрос, если невыгодно, то вопрос рассматриваться не будет.

- Одно время предполагалось, что после завершения строительства бтс станет акционерным обществом, акции которого получат нефтяные компании, уплатившие инвестиционный тариф. Так в чьей все-таки собственности окажется бтс?

- было разработано несколько вариантов финансирования. Один из них предполагал создание корпорации, в которую войдут правительства ленобласти, республики коми и частные инвесторы. В качестве вклада в корпорацию правительство области собиралось своими силами построить нефтепровод кириши - приморск и терминал, а коми - свою часть нефтепровода протяженностью 132 км. Время показало неразумность этой идеи. В 1998 году по инициативе транснефти вышло распоряжение правительства рф о создании накопительного фонда в размере $100 млн. Для строительства первой очереди бтс. Для нефтяных компаний временно был введен так называемый инвестиционный тариф за прокачку нефти по нефтепроводам на экспорт. Введение тарифа натолкнулось на сопротивление нефтяных магнатов, пришлось пойти на уступку: в распоряжении появился пункт о том, что правительство рассчитается с нефтяными компаниями акциями бтс. Когда началось строительство, началась и склока вокруг акций. А так как тарифная политика является прерогативой государства и нефтяные компании не вправе влиять на нее, пункт об акциях был изъят из распоряжения. Таким образом, после завершения строительства бтс останется в собственности заказчика, то есть государственной компании транснефть.

- А кто будет заниматься эксплуатацией бтс? - эксплуатировать ее будем мы - ооо балтийские магистральные нефтепроводы. Это дочерняя компания транснефти. Зарегистрировано бмн было в сентябре 2000 года, а буквально две недели назад, 1 октября, мы приступили к работе. Подразделение транснефти, оао верхневолжскнефтепровод, передало нам в уставный капитал нефтепроводы ярославль - кириши и ярославль - полоцк, и мы начали их эксплуатацию. В настоящее время размер уставного капитала ооо бмн составляет 1,5 млрд.

Рублей. Со временем он значительно возрастет - после завершения строительства транснефть передаст бмн участок нефтепровода от киришей до приморска и новые участки линии ярославль - кириши. С согласия транснефти мы приступили к созданию ооо специализированный нефтяной порт приморск, это будет дочерняя компания балтийских магистральных нефтепроводов. Она только что зарегистрирована, и сейчас идет процесс согласований.

- Что сейчас происходит на строительной площадке? - основные события связаны с тоннелем. Мы должны к 1 ноября окончательно завершить все работы под невой. Тоннель соединил берега, и сейчас его освобождают от временного трубопровода. Когда эта работа будет выполнена, в тоннель начнут затаскивать рабочий трубопровод: сначала полиэтиленовую трубу диаметром 1400 мм, потом стальной кожух, затем вновь полиэтиленовую трубу и наконец рабочую трубу диаметром 720 мм.

- К лету этого года стало ясно, что собранных денег не хватит для завершения первого этапа строительства бтс. Необходимо было изыскать еще $100 млн. Как была решена эта задача?

- проект готовился давно, и цены на строительные материалы определялись в начале 1999 года. За это время выросли тарифы на электроэнергию, на железнодорожный транспорт, повысились цены на стройматериалы, выросла зарплата. Вопрос о дополнительных средствах был поставлен перед касьяновым. В результате транснефть получила банковский кредит и право направлять часть средств, зарабатываемых компанией за перекачку нефти, на строительство бтс по схеме, согласованной с правительством.

- В июне правительство ленобласти и транснефть обратились к касьянову с предложением начать реализацию второго этапа сразу вслед за первым...

- Принципиальное согласие михаил касьянов дал, и сегодня, несмотря на то что постановление правительство пока не вышло, транснефть полным ходом ведет проектирование объектов второй очереди. Идет отвод земель под эти объекты. Завершить реализацию второй очереди компания планирует к декабрю 2002 года. К этому времени через нефтяной терминал в приморске можно будет перекачивать не 12 млн., А 18 млн. Тонн нефти в год.

Изучается также возможность без перерыва перейти к третьему этапу.

- Какова, на ваш взгляд, роль государства в реализации проекта и что значит бтс для экономики россии? - если бы государство не повернулось лицом к этому проекту, то он мог остаться нереализованным. Другой вопрос, кто отстаивал в правительстве рф этот проект, убеждал правительство и президента в том, что бтс необходима не только для экономики страны, но и для национальной безопасности. Это транснефть и правительство ленобласти. Суть бтс - в строительстве системы нефтепроводов, которые напрямую соединят промыслы и российский порт, создав цепочку от добычи до экспортной реализации. Только за счет вывоза сырьевых ресурсов через порты балтии россия теряет от одного до полутора миллиардов долларов в год. Нефть - это только начало.

Беседовала наталья соколова.

Главная -> Новости

Сказка с жестоким концом Социально-экономическое положение городов, районов республики и вепсской национальной волости за январь-март- строительные материалы Спасайся, кто может Столица завтрашнего дня строим дом Ценовая политика рынка Строительство - рискованный бизнес Святыню -верующим - во время службы и крестного хода, -- строительные материалы Текущий счет Точка зрения Тверская, 13 Учет и контроль Валерий сердюков, губернатор ленинградской области: финскии залив выходит в море