Главная -> Новости (Иней на саксофонах)

Один отечественный кинорежиссер - из числа тех, что подолгу и с удовольствием гащивают в соединенных штатах, - как-то раз попал в затруднительное положение. Со своими знакомыми, обосновавшимися на американской земле, он обсуждал проблему сохранения некоего российского домашнего стиля в однозначно иностильной заграничной среде. Чего это вы, - укорял режиссер, - квартиру свою обставили в американской манере? ведь русские же по духу люди. Значит, и на чужой территории должны сохранять свою самость. Укоряемые ответили в том смысле, что пытались в своем новом доме обустроить кусочек россии, но неожиданно для себя поняли: они имеют самое смутное представление, каков он, собственно, этот стиль российского дома. И ведь правда! - задумался кинорежиссер. - Вот и у меня в московской квартире нет ничего, определяющего интерьер и убранство, как характерно российские. А все потому, сделал вывод дерзнувший пуститься в размышления деятель кинематографии, что понятия русского стиля жилища вообще не существует.

Проще всего посочувствовать кинорежиссеру и отечественному кинематографу в целом. Но, полагаю, число россиян, потерявших представление о традициях домашнего обустройства и вынужденно обитающих в чужеродной среде, значительно превышает количество отечественных деятелей всех искусств. Хотя и уцелели еще в своих интеллигентских логовах наследники тяжеловатой, темного дерева мебели, равно как и потускневшей под пальцами прадедов позолоты книжных корешков, рыхлых, как на портрете мейерхольда кисти кончаловского, ковров и фамильных подлинников родных пейзажей или трофейных красноносых монахов со стаканами рейнвейна.

Совсем не обязательно представлять интерьер квартиры российского провинциального интеллигента составленным точь в точь из вышеописанных ингредиентов. Но, согласитесь, не столь уж сложно человеку с толикой фантазии, унцией вкуса и мало-мальски адекватным восприятием истории и этнографии соорудить вокруг себя индивидуальный предметный и пространственный контекст, попав в который, настоящий иностранец немедленно потребует пельменей и blinis aux caviar, а не биг-маков каких, прости господи...

Уничтожение интерьера городского провинциального жителя началось с оскудением и стандартизацией выбора отделочных материалов и мебели в 60-е годы. В новейшие времена блеклую скудость жилых пространств захлестнула элитная отделочная продукция из европы. Сейчас поддерживать приятный сердцу быт и уклад просто нечем. Нет обоев, которые не сигнализировали бы, что наклеивший их домовладелец не проводит большую часть жизни на турецких рынках. Нет диванов, которые вытерпят, если на них оставят раскрытыми философские повести вольтера. Не имеется вещиц и утвари, с момента своего сотворения уверенно двигающихся сквозь годы к статусу антиквариата и способных свидетельствовать об эпохе и местности, в которых обрели хозяев.

Почти нет картин, способных выдержать соперничество с более-менее художественно исполненной рамой.

Стиль евроремонта оккупирует жилые и офисные пространства. Выплеснуться на городские улицы ему сложнее: строительные материалы дороже отделочных. Наконец, столетиями формировавшаяся городская среда сопротивляется, ибо отступать ей некуда. Позади автокран с бабой на стреле. Чтобы превратить компрос в риджент-стрит, придется снести его подчистую. Но и в сложившейся архитектурной традиции городского центра распускаются эфемерные орхидеи заимствований, неуместные для уральского города.

Хрущевские городские горки, спроектированные еще немецким представителем школы баухаус, демонстрируют желание видеть в планировке кварталов и примитивном геометризме зданий простоту пчелиных сот и незамысловатую четкость концлагеря.

70-е годы пропороли улицу ленина, назначенную главной, пустырем эспланады. Широкой такой, просторной. Вид из дома советов на этот пустырь веселил, должно быть, сердца планомерных строителей совершенного будущего. Такая эспланада уместна была бы где-нибудь в гаване, на нее со стороны океана задувал бы прохладный карибский бриз, принося спасение от зноя и шевеля кроны пальм. Наши же широкие прямые артерии 10 месяцев в году служат аэродинамическими трубами, по которым несутся ледяные вихри и сечет колкий снег.

В перми, в отличие от гаваны, планировка должна бы связывать, спеленывать пургу, не давать ей простора, запутывать в лабиринте переулков и дворов. В нынешних спальных районах, однако, нет даже понятия двора - то есть пространства, ограниченного с трех или хотя бы двух сторон. А понятие мой двор не менее важно, чем родительский дом.

Теперь об отделке фасадов. Урал в прежние времена, если кто не помнит, фамильярно именовали камень. Жить подле уральских гор и использовать для облицовки бетонную плитку - значит лишать достойного колорита даже те редкие современные здания, что созвучны имеющемуся архитектурному образу перми.

Архитектурно город сформировался в течение двух эпох: конец xix века и сталинский период. Нравится нам иосиф виссарионович или нет, но зодчество той поры вызывает уважение и к тому же во многом определяет облик наименее официозной и безвкусной части городского центра и мотовилихи. Жить в зданиях 50-х годов по-прежнему престижнее, чем в новостройках элитного сектора.

Некоему толстостенному купеческому стилю конца прошлого века, с его обширными пустыми плоскостями и мелкими украшениями на фасаде, современные пермские архитекторы уже отвесили почтительный поклон. Архитектурный сталинизм пока остается пугалом для всех интеллигентно мыслящих нервных людей. Разве что в проектах студентов пермского филиала академии живописи, ваяния и зодчества отсутствует идеологическая робость и чувствуется понимание необходимости доформировать в имперском стиле ленинский и свердловский районы. Восемнадцатиэтажки (к примеру) на улицах куйбышева и героев хасана, спроектированные в духе дома ученых (это напротив штаб-квартиры пермэнерго, кто не в курсе) или самого пермэнерго могли бы защититься от критических нападок правозащитников игровым статусом постмодернизма.

Но ничем нельзя прикрыть откровенное обезьянничанье, когда пермь оказывается немножечко беременна манхэттеном. Гнутые плоскости новых торговых павильонов, наверное, так приятно было рисовать в трехмерной компьютерной графике. Зеркальным сияньем они снобистски имитируют отражательную способность небоскребов пятой авеню. Логично, выбросившись из окна своей евроотремонтированной квартиры с криком: американские идут!, упасть точнехонько на такую мини-пародию хайтека. И чтоб в зеркальности ее непременно отражался седой бомжеватый негр, наигрывающий на саксофоне эвергрины. И чтоб карибский бриз при этом шевелил верхушки заснеженных пальм.

Главная -> Новости

Цена вопроса Сегодня лучше, чем вчера сибит: надежнее, чем за каменной стеной смета плюс - система сметных расчетов в среде 1с:предприятие Соколяне Старый друг лучше новых двух Стратегия строительства Строители скоро попрощаются с расценками 84-го года Строительство жилья: не входите, братцы, в долю - жить придется в- строительные материалы Сухие строительные смеси выравнивают россию с европой Таможня n0n stop! 25 октября 1653 года царь алексей михайлович- строительные материалы Центр госсанэпиднадзора Товар наш - цены импортные