Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Новости (Заметки на полях программ кандидатов в губернаторы) Цель работы губернатора в идеале - обеспечить процветание своего региона в целом и каждого его жителя в частности. Кандидаты в меру своих возможностей пытаются найти путь к идеалу. Но есть и такие, кто вместо поиска путей роста экономики предпочитает отделываться трескучими фразами: снизить безработицу, обеспечить устойчивый рост промышленности и т.Д. И т.П. Разобраться в сути не всегда бывает просто. Но мы попробуем. Сегодня в экономике области наблюдается постепенное восстановление докризисных позиций. Падение обменного курса рубля по отношению к доллару вызвало взлет цен на импортные товары и продукты и способствовало завоеванию рынка отечественной продукцией. А запаздывание роста индекса цен на энергоносители и сырье относительно индекса цен на промышленную продукцию позволило улучшить структуру затрат и повысить рентабельность. Удачно сложившаяся конъюнктура мирового нефтяного рынка позволила увеличить уровень бюджетных поступлений и расходов. Независимые эксперты говорят: даже если никак не стимулировать производство, рост продлится еще минимум год, постепенно затухая. Значит, кандидатам в губернаторы необходимо найти такие меры, чтобы рост производства был качественным, не зависящим напрямую от колебаний рынка. Из экономических программ трех основных претендентов на пост губернатора (сумина, гришанкова и гартунга) проще всего разобраться в той, что связывают с нынешним губернатором, - имеется в виду программа экономического и социального развития челябинской области в 1998-2005 гг., Разработанная согласно постановлению правительства области от 6 мая 1997 года n 344, в кругу специалистов она известна как белкинская. Фактически программа представляет собой набор прогнозов развития по отраслям и перечень конкретных инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации. Сомнения вызывают уже объем и предполагаемые источники финансирования этих проектов. А они следующие: на реализацию программы необходимо 120 с хвостиком миллиардов рублей (около 20 миллиардов долларов по обменному курсу того времени), в том числе примерно 20 процентов - из бюджета области (порядка 4,5 млрд. Долл.), Столько же - средства предприятий и отечественных инвесторов, 10 процентов - иностранные инвестиции (2 млрд. Долл.) И почти 50 процентов - из федерального бюджета и прочих внебюджетных источников. Совершенно непонятно, откуда вдруг возьмутся столь солидные капиталообразующие инвестиции из-за рубежа, если для их привлечения фактически ничего не делается и не планируется делать. Неясно, каким образом наши предприятия, на шее которых затянута налоговая удавка, смогли бы финансировать проекты из собственных средств в объеме 2 млрд. Долл. (Во время написания программы вся прибыль предприятий области оценивалась в 500 млн. Долл., Свыше 40 процентов предприятий были убыточными). Ведь даже те предприятия, которые сейчас работают устойчиво, зачастую вынуждены платить по старым долгам. А надежда на 10-миллиардное (в долларах) финансирование из центра просто граничит с наивностью. К минусам программы можно отнести и неоправданную детализацию (планируется запустить 170 инвестиционных проектов). Можно сказать, что экономическая программа сумина строилась традиционно, как раньше, например, пятилетний план. Брали то, что есть на данный момент, и прикидывали, что можно сделать. Экономические блоки программ гришанкова и гартунга смотрятся более современно. В основе обеих программ лежит так называемая кластерная концепция регионального экономического развития портера. Эта теория основывается на наращивании конкурентоспособных преимуществ компактных групп компаний (кластеров). У гартунга и гришанкова губернатор не должен вмешиваться в жизнь предприятий. Бизнес развивается самостоятельно. Но существенным отличием программы гришанкова является то, что губернатор обязан заботиться о равных правилах игры для всех предприятий, чего сейчас нет. Пример: ао челябинскуголь наделало долгов по зарплате. Нынешний губернатор распорядился оплатить часть задолженности из бюджета. Но ведь таких предприятий в области десятки и им никто подобным образом не помогает. Программа гартунга делает ставку на развитие малого и среднего бизнеса, говоря о его пятикратном росте за три-пять лет. Но этот сектор экономики области столь незначителен, что даже пятикратное увеличение производства не скажется заметно на валовом региональном продукте (врп). Сейчас у нас 19 крупнейших предприятий производят 3/4 промышленной продукции области. К тому же мировая практика выявляет тенденцию к укрупнению предприятий. Да и в российских условиях конкурентоспособными являются в основном крупные фирмы. В программе гришанкова основой для качественного роста экономики области считаются 200-250 предприятий среднего звена (в диапазоне между крупным и средним бизнесом). Именно они должны стать локомотивом экономики. Причем, в отличие от гартунга, у гришанкова в число этих предприятий входят реально существующие производства нескольких передовых и уже сегодня конкурентоспособных кластеров: электроника и приборостроение (полет, кыштымский рз, прибор и десятки других), транспортная, дорожная и специальная техника (в области производится почти полный ее ассортимент - от тракторов до навесных орудий), комплектующие для автомобильной промышленности, технологии новых конструкционных и расщепляющихся материалов (кристалл, заводы в озерске и трехгорном), производство оборудования для тэк, строительные и отделочные материалы, макаронные и крупяные изделия, оздоровительный туризм, инжиниринговые услуги и другие. Это реальный подход - не распылять средства, а концентрировать их в уже существующих перспективных направлениях. По-разному видят гартунг и гришанков бюджетную инвестиционную политику. Если первый обещает дать деньги из областного бюджета всем: крупному и среднему бизнесу, агропрому, городам и территориям, даже личным подсобным хозяйствам и торговому бизнесу, то гришанков убежден, что бюджетные деньги в конкретные предприятия, конкретные проекты вкладывать не стоит. Это просто неэффективно. Для инвестиций есть банки. Из бюджета же есть резон брать деньги лишь на инфраструктурные проекты, одинаково важные для всех или многих предприятий области. Программа гришанкова предусматривает опережающий рост доходов в интеллектуальных сферах деятельности - у врачей, учителей, научных работников, инженерных кадров, специалистов в области информационных технологий, менеджеров среднего звена и т.П. Роль губернатора - убеждать инвесторов вкладывать средства в этот сектор. А для ограничения инфляции при увеличении доходов нужно параллельно развивать ипотечное и потребительское кредитование. В программе гартунга ничего не сказано об энергетике. Гришанков же рассматривает эту отрасль как потенциальный источник миллиардных доходов для бюджета области. Для этого необходимо сделать следующее: немедленно начать внедрение энергосберегающих технологий, создать в энергетике конкурентную среду (например, организовав энергокомпанию на базе троицкой грэс), реально реструктурировать угольную отрасль в соответствии с федеральной программой, лоббировать возобновление строительства юуаэс. Если гартунг считает экологию одним из направлений социальной политики, то гришанков - приоритетным направлением экономической политики. Ужесточение экологических стандартов, переработка техногенных отходов, производство соответствующего оборудования и внедрение природоохранных технологий позволят нам не только восстановить окружающую среду, улучшить качество жизни, но и дадут отличный экономический эффект уже сегодня, обеспечат лидирующие позиции в стране завтра, ускорят развитие других отраслей (например, оздоровительного туризма, гостиничных услуг и др.) И улучшат инвестиционный климат в будущем. В аграрном секторе гартунг ставит задачу довести обеспеченность населения области продуктами питания собственного производства до уровня продовольственной безопасности, установленного законом о продовольственной безопасности рф. Однако такой подход заведомо неэффективен, ведь внутри страны уже сложилось разделение труда. Есть регионы сельскохозяйственные, есть промышленные, к которым принадлежит и наша область. Гораздо выгоднее развивать сельское хозяйство там, где есть благоприятные условия для этого. При всем желании из урала кубани не получится. Более реалистичным видится подход гришанкова: поддерживать только эффективно действующие хозяйства. В целом экономическая программа гришанкова представляется более концентрированной, сбалансированной и взаимоувязанной. Это и неудивительно, ведь над ее разработкой трудился специально созданный центр экономической стратегии. В программе гартунга слишком много неявных противоречий между различными ее частями. Ну и заметно снижает доверие к программе гартунга то, что она рассчитана на пятилетний срок. Перспективное стратегическое планирование такого региона, как область, делается на срок минимум в десять-пятнадцать лет. Игорь пестряков, олег рубан. Главная -> Новости Миграция мы приспосабливаемся к жизни, а они хотят приспособить жизнь к- строительные материалы нам есть чему учиться друг у друга Наши публикации Наука - строительству На российских просторах Не зная броду, не лезь в воду Новые книги |