Главная -> Новости (Праведный гнев на поверку оказался игрой амбиций)

Неизвестно, сколько еще лет продолжалось бы тихое умирание собора, если бы в прошлом году музею-заповеднику не удалось выбить деньги на его реставрацию. По весне многострадальные белокаменные стены окружили строительные леса. Все лето мастера владспецреставрации очищали древние камни от пыли, соли, лишайников и микроводорослей, укрепляли швы и покрывали поверхность защитным известковым раствором. К осени южный и северный фасады здания выглядели уже не столь безжизненно. Высокий уровень проведенных работ подтвердила комиссия министерства культуры. Спустя четыре месяца (в середине января нынешнего года) грянул гром: группа владимирских архитекторов публично обвинила коллег-реставраторов в варварском отношении к историческому памятнику.

Вслед за обличительным письмом в нашей газете уже публиковалась заметка директора владимиро-суздальского музея-заповедника алисы аксеновой, в которой доказывалось, что упреки в адрес реставраторов надуманны и беспочвенны. Обвинение, однако, столь серьезно, что заметкой музей решил не ограничиваться и провел в минувший четверг совместное заседание областного и министерского научно-методических советов по охране и реставрации памятников. Присутствовать на нем был откомандирован ваш корреспондент.

Услышанное отрезвило.

К стыду своему, признаюсь, что поначалу склонен был поддержать благородный гнев архитекторов (как же так - взять да и отпилить белокаменные лотки двенадцатого века, да как рука поднялась?!). К стыду - потому что, как оказалось, появление подобного рода вопросов предупреждает элементарное знание истории. Оно же (знание) делает просто смешными скандальные заявления ревнителей древнего облика собора.

Взять те же лотки (правильное название - водометы). Оказалось, что отпилены (укорочены) были вовсе не изделия xii века, а их подобие (даже не копия), изготовленное в 1975 году при предыдущей реставрации. Интересно, что методические рекомендации по реставрации собора предостерегали от установки водометов из белого камня и тем не менее, в угоду эстетике это все же было сделано. В 1998-1999 годах обрушились один за другим сразу два водомета.

Однако даже не обрушение хрупкого белого камня составляет основную проблему водометов. Эстетически правильные лотки не справляются с главной своей обязанностью - эффективным отведением дождевой воды от стен собора. В сильный ветер вода забрызгивает стены практически по всей высоте.

Пропитываясь влагой, белый камень стремительно разрушается под действием солей, мороза и бурно развивающихся микроорганизмов. Остановить этот процесс можно, лишь обеспечив надежное отведение дождевого стока. Для этого аварийные водометы укоротили и подвели под них оцинкованные водосточные трубы. Да, зрительное восприятие памятника тем самым несколько изменилось.

Насколько, однако, обоснованы разговоры о разрушении его исторического облика? в разное время они были различными.

Пора сказать, что заседание совета завершилось полной, с позволения сказать, победой реставраторов и музейных работников. Профессионализм и компетентность последних, на мой взгляд, были доказаны на редкость убедительно. Напротив, под вопросом оказались те же качества их оппонентов.

Апофеозом послужило выступление одного из обвинителей, пожелавшего сохранить исторический облик здания таким, каким он был в xii веке. Выступавший, очевидно, запамятовал, что тот облик собора, каким он был до реставрации прошлого года, - это облик, созданный предыдущей бригадой реставраторов под руководством игоря столетова в 1972-1978 годах. В xii веке собор выглядел совершенно иначе!

кстати, архивные материалы говорят о том, что собор белился и красился на протяжении всей своей истории. Судя по всему, это-то и сохранило его древнюю белокаменную резьбу до наших дней! многочисленные документы свидетельствуют: интенсивное, почти обвальное, разрушение камня началось около 15 лет назад. К солевому, морозному и биологическому разрушению добавилась интенсивная ветровая эрозия. Огромная часть фрагментов резьбы утеряна безвозвратно. Почему так случилось? почему камни, простоявшие 800 лет, начали интенсивно крошиться лишь в конце xx века? наконец последний, неприятный для многих участников конфликта вопрос: почему начало интенсивного разрушения совпало по срокам с проведением реставрационных работ в 1972-1978 годах? будем считать это версией, однако специалисты (в том числе профессионалы нии реставрации памятников и специалисты методсовета минкультуры) случайным такое совпадение считать не склонны. Да, реставрационные работы под руководством игоря столетова открыли миру красоту древнего камня, обнажили его фактуру, максимально усилили эстетическое восприятие собора. Но они же стали началом процесса бурного разрушения! очищенный от защитной пленки извести и масляной краски камень оказался беззащитен пред воздействием окружающей среды (а она в наше время куда агрессивней, нежели в xii веке - взять те же кислотные дожди!).

Покрытие стен собора известковым раствором летом прошлого года - попытка восстановить былую защиту и предотвратить катастрофу (если процесс разрушения не остановить, каменная резьба может быть окончательно утрачена в течение ближайшего тысячелетия).

Наконец, последнее. Подготовка к реставрации, разработка и обсуждение ее методик велось с 1993 года. Тайны из этого никто не делал. Сами реставрационные работы проводились в течение нескольких летних месяцев. Что мешало возмущенной архитектурной общественности вмешаться в дело на ранних стадиях, не тогда, когда уже все было закончено? может быть, не беспокойство за судьбу собора стало мотивом письма, а желание заявить о себе одних, болезненная профессиональная ревность других и тоска по ушедшему на сторону заказу третьих? последнее предположение отчасти доказывает как отсутствие каких-либо реальных предложений оппонирующей стороны (пока от них слышны одни упреки), так и характер претензий некоторых известных представителей архитектурной общественности. К примеру, главный областной архитектор николай волков потребовал согласования реставрационных работ... В инспекции госстройнадзора, ссылаясь при этом на некий документ владимирского городского совета и то, что установка водосточных труб - это общестроительные работы (а следовательно - требуют согласования). Вообще обида на а почему с нами не согласовали, как главный мотив появления скандального письма нарисовалась в ходе заседания весьма отчетливо.

В этом году реставрация дмитриевского собора будет продолжена. Укороченные водометы, возможно, заменят копиями изделий xii века из пластика или иного прочного материала, но водосточные трубы останутся (есть несколько вариантов сделать их малозаметными для глаз, но все они слишком дороги).

Покрытие стен собора защитным раствором будет продолжено. Специалисты рассчитывают, что года через три защитная пленка кальция восстановится, и разрушение камня прекратится. Тогда же собор впервые за долгое время планируется открыть для посещения туристами.

К. Колесов - мой любимый корреспондент (u237@chat.ru).

Главная -> Новости

Ядовитая конкуренция Застройка просто элита потянулась к стандартам Здесь будет дворик-сад! еще совсем недавно, всего несколько лет назад- строительные материалы Что нам стоит дом обустроить? на прошлой неделе мвц интерсиб- строительные материалы Директору пкц промжелдортранс дали условный срок Долой коридоры Дорога, как зеркало наего времени Думать, работать, побеждать! в этом году компании лерос исполнится пять- строительные материалы Экономика должна каждому из нас экспоцентр приглашает в июне Фасад на фасаде Газовая атака Госгарантии лишают денег бюджетную сферу