Главная -> Новости (Первый долгожитель в кресле председателя)

Шульпин александр михайлович родился в 1897 году в селе василево (сейчас г. Чкаловск) нижегородской губернии, в 1914 году окончил вятское техническое железнодорожное училище и был направлен на работу десятником в г. Балахну. В 1916-1923 гг. Работал техником, прорабом на стройках васильсурска, лыскова, нижнего новгорода. Молодой, напористый, цепкий, александр михайлович поступает в московское высшее инженерно-строительное училище, а после его окончания в 1932 году возвращается в г. Горький для работы в строительстве. Грамотного, знающего строителя, умелого организатора шульпина заметили, и с 1936 года начинается его быстрая профессиональная карьера: он становится начальником стройгруппы, затем начальником архитектурно-планировочного управления. В 1939 году вступает в коммунистическую партию, и к профессиональной карьере добавляется карьера политическая: александра михайловича выбирают заместителем горьковского горисполкома. С января 1941 г. По февраль 1943 г. Работает заместителем председателя горьковского облисполкома, а с марта 1943 г. По март 1950 года - председателем горьковского горисполкома.

В эти очень тяжелые для города годы шульпин правил твердой рукой, не допуская отступлений от намеченных планов. Но спасибо за работу в том далеком 50-м году ему не сказали - неожиданно он был отстранен от должности, исключен из партии за антигосударственные действия, привлечен к уголовной ответственности по громкому ленинградскому делу.

Два года александр михайлович находился в заключении в мурманске, затем, после смерти сталина, реабилитирован, освобожден. Шульпин вернулся в горький, работал в строительных организациях. При хрущеве снова возвращается к руководящей работе - первым заместителем председателя горьковского совнархоза. В 1959 году вышел на пенсию.

Александр михайлович шульпин прожил нелегкую жизнь, в которой хватало всякого, но наиболее напряженными и тяжелыми стали для него первые месяцы работы в 1943 году в качестве городского мэра, когда город переживал свои самые страшные дни. Летом 1943 года гитлеровская авиация усилила воздушные налеты на наши тылы, а город горький стал для нее объектом номер 1. В июне враг направил на город сотни самолетов. Несмотря на усиленные противовоздушные мероприятия, бомбежки совершались практически каждые сутки. Враг целил в промышленные объекты - газ, станкостроительный завод, завод им. Ленина. Всего за 1943 год на город сброшено более 2000 бомб различной мощности. Конечно, были человеческие жертвы, серьезно пострадали дома и промышленные объекты, а особенно досталось автозаводу. 4 июня гитлеровцы разбили водовод из реки оки, завод остался без воды, нечем было тушить пожары. А ожесточенные налеты продолжались - были разбиты цех главного конвейера сборки, кузнечный и литейный цехи, инструментально-штамповый корпус и другие. По мнению специалистов, на восстановление завода требовалось от 4 до 6 месяцев. Но этого времени у города не было. Прибывшая правительственная комиссия поставила перед городской властью задачу - обеспечив бесперебойную работу завода, восстановить его за 100 дней.

К восстановительным работам подключились все промышленные предприятия города. Непрерывным потоком на завод поступали строительные материалы, прибывали рабочие-строители из разных городов страны. В работах участвовало свыше 35 000 человек. А рядом, на уцелевших станках, зачастую под открытым небом, автозаводцы продолжали выпускать продукцию для фронта. 18 августа 1943 года руководство города во главе с шульпиным и руководство завода во главе с лоскутовым смогли перевести дыхание - завод-гигант восстановлен.

Не менее тяжелым для александра михайловича стал и первый послевоенный, 1946 год. Дело было не только в переходе промышленности с военных рельсов на мирные и смене ассортимента выпускаемых товаров, но и в людях. В город прибыли тысячи демобилизованных молодых людей, практически не видевших жизни, но уже прошедших войну. Недавние мальчишки, раненые и покалеченные, получившие опыт не созидания, а разрушения, нуждались в медицинской реабилитации. Усилиями властей, в том числе и а. М. Шульпина, в 1945 году в городе создан институт восстановительной хирургии, который помог многим бывшим фронтовикам.

Трудоустройство демобилизованных солдат тоже стало для города серьезной проблемой - власти не могли предоставить столько рабочих мест, причем требовались квалифицированные специалисты, а не разнорабочие. Пришлось организовывать специальные курсы, где бывшие фронтовики осваивали мирные профессии, расширять существующие, а затем организовывать новые вузы и техникумы.

В сентябре 1945 года в горьковском государственном университете открывается радиофизический факультет. По своему профилю он в тот период являлся единственным в нашей стране. В индустриальном институте им. Жданова (политех) начал работать металлургический факультет с четырьмя отделениями.

В 1947 году в горьком открыта консерватория - событие далеко не рядовое для любого областного города.

Итак, горький становится не только промышленным, но и студенческим центром, начинает принимать свой сегодняшний облик. Большая заслуга в этом тогдашнего городского мэра александра михайловича шульпина. Именно по его инициативе построена чкаловская лестница - достопримечательность и слава нашего города.

В послевоенные годы горький, благодаря стараниям а. М. Шульпина, активно благоустраивается: покрываются асфальтом улицы и площади (сенная, коминтерна, свердлова, чаадаева, полевая, страж революции, волжский откос), приводятся в порядок сады и парки, электрифицируются рабочие поселки инструментальный, гвоздильный, лапшиха, березовский, щербинки.

Много внимания мэр шульпин уделял развитию городского транспорта. Сразу же после окончания войны начался ремонт трамвайных вагонов и путей. Но главное, к чему готовился шульпин, - это введение в городе троллейбусного движения. Первая ласточка была робкой и скромной - малое троллейбусное городское кольцо между площадями минина и горького, открыто 17 июня 1947 года. К концу года по этому маршруту курсировало 9 вагонов. В марте 1948 года открылось троллейбусное движение в заречной части города. Новый вид транспорта понравился горожанам, и троллейбусы начинают набирать обороты. К концу 1950 года протяженность троллейбусных линий возросла с 11,2 до 44,7 км, а число троллейбусов увеличилось до 48.

Главная -> Новости

В пригороде лучше Хорошее - рядом Хутор урма - территория жизни Заметки на полях программ кандидатов в губернаторы За пластиком будущее 3 июля коллектив огибдд отметил свой профессиональный праздник Деловая пресса россии Добрянка прирастать будет стройиндустрией Дом ты мой опавший Актуальное интервью Двери вузов открыты Экономика украины Это должен знать каждый