Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Новости (Огонь, металл и медные трубы) Поселок ольгино. Так назывались раньше москаленки. Тут он сорок лет назад родился, учился в школе и до сих пор живет и покидать родные края не думает. Хотя, конечно, соглашается: москаленки от города далековато - сто километров, в свое время, когда подростком учился рисовать, даже совета спросить не у кого было. Выручал приезжий художник-любитель из астрахани. Три года он тут жил с семьей. Ему и принес александр свою первую самостоятельную картинку - что-то вроде зимнего пейзажа. Было ему тогда четырнадцать. И про давний свой опыт давно забыл, а вот первого своего наставника евгения мурашова помнит хорошо. Жаль, уехал обратно на каспий. И советами помогал, и книги по живописи читать давал, а главное - увлек он паренька своими рассказами про искусство. Брал с собой на выставки в город, в гости к знакомым художникам. Все это александра увлекло. После школы пошел в оформители в местный дом культуры. Считал, что это лучшая подготовка к поступлению в институт. На худграфе омского пединститута впервые познакомился со скульптурным делом. Вел эти занятия педагог анатолий юдин. По учебной программе мало отводится времени скульптуре - всего восемь часов в семестр. Но александр стал прихватывать вечера, приходил с другими потоками. В конце концов так примелькался, что выдал ему педагог ключ от мастерской и разрешил работать самостоятельно - в любое время. Заметим, что большинство его однокашников от занятий скульптурой просто-напросто уклонялось. - Понять их можно, - объясняет александр. - Труд скульптора тяжкий и неблагодарный. Кто хоть однажды пытался пройти весь цикл лепки - тот знает. Сколько надо уметь и приходится делать: пилить и строгать доски, рубить железо, месить глину. А формовка, когда снимаешь гипсовый слепок? весь с головы до пят в гипсе! а творческие муки! живописец на плоскости холста решает поставленную задачу один раз. Скульптор же кружит вокруг своей объемной картины. И, значит, обязан решать то же самое десятки, а то и сотни раз. Настоящей академической школы пединститут, конечно, не дает. Но научили главному - видеть и осязать реальный объем, чувствовать материал. Форма деревянного куска или камня сама подсказывала идею, и он ее доводил до требуемого воплощения. Это, конечно, искусство. Но, так сказать, малой пластики. А к последнему курсу хотелось большего. Темой дипломного проекта он выбрал достоевского. Возможно, как раз благодаря нехватке традиционного академизма не убоялся сложной темы и смог взглянуть на гениальную личность по-своему, как никто другой. Писатель у него стоит на небольшом плинте. Нет высокого пьедестала. В руках его крест, стилизованный под некий тяжкий груз. А еще угадывается в нем фрагмент некой арки. В храм ли это ворота или на тернистый путь гения - ассоциации могут быть самые разные. Суть в другом. Это была его первая крупная работа. Которая была вправе участвовать в конкурсе на лучший памятник достоевскому, который как раз был организован в омске. Но не участвовала. Не так просто молодому скульптору попасть в поле зрения авторитетного жюри. - Это, конечно, недостатки подобных творческих конкурсов. Как их избежать? - спрашивает и отвечает сам, поскольку ответ давно готов. - Конкурсы эти должны быть проще, доступней, демократичней, более открытыми. Будущее, - уверен он, - не за дорогостоящими монументами, всякие согласительные споры вокруг которых длятся годами, а за более приземленной городской скульптурой. Кстати, кроме случая с памятником достоевскому, имеет он еще один печальный опыт, который к подобному суждению привел. Есть у него скульптура вестник - вроде рыцаря без страха и упрека на лихом коне. Показал ее как-то на городской выставке современного искусства. Многим понравилась. Даже место наметили, где ей стоять - возле театра юных зрителей. Но монументальный совет (есть и такой орган) усмотрел в лошадке излишний эпатаж или прочие грехи - и работу отклонили. Сложное это дело - монументальное искусство. Сколько всего надо согласовать. И он решил в конкурсах никаких не участвовать. Говорят, писатель дудинцев, когда его белые одежды запретили к публикации, нашел себе другое занятие - стал строить собственный дом. Александр капралов стал строить собственную мастерскую. Купил списанные железнодорожные шпалы - выложил из них стены, привез кирпич - облицевал их снаружи. И делал все по собственному проекту. Оборудовал кузницу, установил сварочный аппарат, необходимую вентиляцию предусмотрел и собственную литейку иметь надумал. Ох, и дорогое это удовольствие, - признается. - Но необходимое. И на все это ушло, отметим, без малого десять лет. Друзья в москаленках его в шутку уже прорабом величали - за постоянные строительные работы. А он так увлекся, что под окнами еще парк небольшой разбил, где и установил часть своих работ на всеобщее, так сказать, обозрение. Он был и остается свободным художником. Он может себе это позволить. Потому что в своей работе ни от кого не зависит. Занимается он металлопластикой. Так можно назвать его произведения, с которыми омичи, конечно, знакомы по его персональной выставке. По крайней мере, все видели его весы, установленные возле музея имени врубеля (напротив драмтеатра). Не за горами, в мае будущего года, следующая выставка александра капралова. Пройдет она в доме художника. Кстати, приглядитесь внимательно к его весам. На макушке вы увидите небольшой трон. Он как бы наклонен и вот-вот упадет. Символ понятен - неустойчивое кресло вершителя судеб. У александра есть несколько излюбленных тем, тема трона - одна из них. И на следующей персональной выставке, откроем секрет, будет иметь довольно занятное продолжение. Он сделает трон в натуральную величину и поставит возле входа. И всякий желающий присядет и как бы примерит на себя возможность повелевать и командовать. И, кто знает, не случится ли с его будущей работой то же самое, что и с весами. Они ведь тоже были установлены на время выставки, а вот, как говорится, прижились. Надо отметить, что увлечение металлом вовсе не оттесняет другие материалы. Много работал с камнем. Его летящая, выполненная в мраморе, хранится в омском музее изобразительных искусств. Еще две работы, тоже из мрамора, - в городском музее искусство омска. Там же его думы и вознесение, выполненные в дереве. Всего этим музеем, отметим, приобретено пять работ скульптора. И сейчас, кстати, у скульптора сложный и ответственный заказ именно в этом материале - в камне. В декабре планируется установить в музее изобразительных искусств памятник великому нашему земляку михаилу врубелю. - Это будет трехметровое мраморное изваяние, - рассказывает скульптор. - Работать придется и денно и нощно, чтоб успеть к намеченному сроку. Но не привыкать - обязательно успею. Хотя, конечно, мрамор - не металл. Он требует к себе самого осторожного и бережного отношения. Главная -> Новости Вопрос - ответ Выставочная мозаика В этой жизни нельзя сдаваться В коридорах власти В стимуле - только профи Что Ядовитая конкуренция Застройка просто элита потянулась к стандартам Здесь будет дворик-сад! еще совсем недавно, всего несколько лет назад- строительные материалы Что нам стоит дом обустроить? на прошлой неделе мвц интерсиб- строительные материалы Директору пкц промжелдортранс дали условный срок Долой коридоры Дорога, как зеркало наего времени |