Главная -> Анализ (Бензоколонка у юрты)

Дмитрий сафонов.

- Выложились по максимуму, построили современный таможенный пункт пропуска, - радостно заявил известиям замначальника тувинской таможни вячеслав вальков, - правда, простора здесь как-то мало...

И тут я поймал себя на мысли, что рядом с новым терминалом на тувинско-монгольской границе нет ни одного жилого дома.

- А жить-то вы где будете?

- глава местной администрации обещал юрту, - ответил он. - Люди мы привычные, кочевые, так что переживем. Важно то, что на пустом месте все-таки создали условия для нормальной работы.

Зеленый вертолет гтк второй час летел над серой невзрачной тувинской степью.

- На машине до нашего объекта, - уточнил генеральный директор предприятия реут, генподрядчика по строительству пунктов пропуска цаган-толгой и шара-сур, сергей дмитриев, - пять часов езды. Когда в тени плюс 47, проехать это расстояние немыслимо...

- А где граница? - спрашиваю я.

- Там, - неопределенно машет рукой в сторону горизонта сосед.

И вдруг радостно сообщает: долетели, вон наш пункт пропуска. В иллюминаторе появляется бело-голубое, обнесенное колючей проволокой, напоминающее шикарную бензоколонку сооружение.

Из тени в тень перебегая...

- Монголо-тувинский участок границы, - рассказал известиям заместитель командира забайкальского регионального управления фпс полковник виктор фертовой, - у нас самый неспокойный. До последнего времени здесь вообще не было разграничительной полосы. Монголы пасли свои отары на тувинской территории, тувинцы гоняли овец в монголию...

- А теперь тут просто война, - рассуждает офицер. - Только за прошлый год - 10 трупов... Воруют скот друг у друга, отсюда и разборки... Мы надеемся, что пункты пропуска хоть как-то разрядят обстановку, заставят людей вести легальный бизнес.

- Недавно, - вспоминает фертовой, - мы задержали группу тувинских контрабандистов, возвращающихся из монголии с 400 бутылками водки. Спрашиваем, чего они ее из-за границы тянут - из монголии контрабандой возят только мясо. А они жалуются, что монголы отказались меняться - пусть, мол, лучше русские деньги возят...

- Я так думаю, - говорит офицер, что у населения меняется менталитет. От натурального обмена водка на мясо все переходит на нормальные экономические отношения. И без таможенных пунктов не обойтись.

В 2003 году планировалось дать старт десятилетней федеральной целевой программе строительства 94 пограничных автомобильных пунктов пропуска. Бюджет предусматривал на эти цели 35 миллиардов рублей. В последний момент денег не нашлось, программу перенесли на 2004 год. За последний год только на российско-монгольской границе государственный таможенный комитет построил 5 объектов - 3 из них в республике тыва.

В ожидании чуда.

- Все строительные материалы и оборудование возились за пятьсот километров, - говорит начальник главного управления тылового обеспечения гтк алексей страхов. - Даже песок, который здесь везде, для работы не подходит - в нем слишком много пыли.

- Строительство подобных объектов убыточно, - говорит сергей дмитриев. - Чтобы выполнить подряд, пришлось размазывать издержки по другим своим стройкам. С точки зрения ведения бизнеса это неправильно, но ведь открытие таможенных переходов позволит развивать в этом месте еще целый спектр направлений бизнеса: строить бензоколонки, магазины беспошлинной торговли, площадки для перегонки скота и мясокомбинаты.

- За перевозку мяса через границу, - поясняет дмитриев, - предприниматель заплатит половину его рыночной цены. Если же перегонять скот на российскую сторону и забивать его уже здесь, то это обойдется всего в несколько процентов от цены. Только на одном этом тыва может сделать состояние.

По словам алексея страхова, тыва не единственное место, где предприниматели готовы взять на себя часть расходов по строительству объектов гтк. Подобное предложение уже поступило от дальневосточных бизнесменов, желающих упростить свои отношения с китайскими партнерами путем создания современного пропускного пункта.

Тува.

* * *.

ВАгоны и вагончики.

На одной из железнодорожных веток на российско-украинской границе в г. Донецке ростовской области может появиться пункт пропуска, оборудованный при участии таганрогского металлургического завода (тагмета). Такой вариант обустройства границы уже обсуждался с участием областных властей и пограничников. Как заявил известиям начальник погранотряда г. Каменска михаил даций, в донецке проходит железнодорожная ветка, по которой через границу перевозят свои грузы местные шахты и заводы, в том числе донецкий экскаваторный завод. Крупным акционером экскаваторного завода является тагмет, которому выгоднее потратить средства на обустройство пункта пропуска - иначе ветка может быть закрыта, и тогда грузы придется перевозить, делая большой крюк.

В ближайшее время гтк проведет тендер, в результате которого будут определены предприятия, участвующие в обустройстве трех автомобильных пунктов пропуска на российско-украинской границе (гуково, новошахтинск, куйбышево). Как заявил известиям первый замначальника южного таможенного управления сергей зубов, с 1992 года они действовали по временной схеме (таможенники работали в вагончиках), теперь пункты пропуска будут стационарными.

Елена строителева, ростов-на-дону.

Главная -> Анализ

Новая жизнь керамика Оао комбинат мосинжбетон более четверти века на переднем крае строительных технологий Одежда для хрущоб Отличник спорта - районный глава Порядок бережет время Построить дом Природных ресурсов республиkе хватит, если их разумно использовать Благоустройство нижнего новгорода Прорабы перестройки