Главная -> Анализ (Гражданин архитектуры)

Серия юбилейных выставок архитекторов - ровесников xx века рассказывает не только об их творческой, но и личной биографии, дает варианты ответа на вопрос, что делать профессионалу в условиях, когда архитектура подчинена власти.

В архитектурной среде существует культ андрея бурова. Конечно, не у молодежи - у нее другие, современные западные кумиры, а среди старшего поколения, особенно потомственных архитекторов. О бурове знавшие его рассказывают с каким-то особым, радостным и гордым восхищением - как он был красив и обожаем женщинами, неизменно остроумен и элегантен, как свободен в суждениях о профессии, спокойно и точно ставя оценки не только современникам, но и признанным историей гениям и шедеврам мировой архитектуры. Доведение до гигантских размеров нормального фасада трехэтажной виллы, допущенное при постройке храма петра в риме или при уменьшении темы ордера в темпьетто браманте, оказывается абсурдным как по отношению к пространству, так и по отношению к человеку, - подобных утверждений в его книге множество. Своим внешним видом и манерой поведения буров утверждал, что архитектор - творческая, а не сервильная профессия.

Он был потрясающе и многогранно одарен. Сын морского архитектора и правнук прославленного русского адмирала (это родство - предмет особой гордости), буров занимался не только архитектурной практикой и теорией, преподавал, писал книги, разрабатывал новые облегченные строительные материалы (нужно противопоставлять тяжесть прочности, а не совмещать эти два понятия), но и технической физикой, влиянием ультразвука на раковые опухоли.

Карьера его началась блестяще. После окончания вхутемаса (мастерская а. Веснина) буров был премирован поездкой за границу, где набрался новых идей, - в тот период советская архитектура была обращена только в будущее. Потом проектировал дома и электростанции, рабочие клубы, несколько павильонов на всероссийской выставке. В начале тридцатых годов разработал проект тракторного завода в челябинске, ради этого был командирован в америку изучать заводы детройта. После аспирантуры отправлен в европу, изучать памятники мировой культуры, - сталинский историзм тогда набирал силу, советская архитектура повернулась к далекому прошлому. В качестве художника-постановщика работал с эйзенштейном над фильмом старое и новое - воплощал представление о новой советской деревне. Строил ее как настоящий конструктивист, советовался с приехавшим в ссср ле корбюзье. С ним буров переписывался многие годы и всю жизнь пропагандировал идеи корбюзье, считая их гуманными и соответствующими времени.

Жилой дом - любимая буровская тема. С жилища начинается архитектура, с жилища начинается город. Это плохо, что лучшими произведениями советской архитектуры не стал жилой дом, жилье, а признаны: метро, сельскохозяйственная выставка, выставки в париже и нью-йорке, раньше еще - канал москва-волга. Метро и канал - инженерия. Париж и нью-йорк - плакаты.

Жилые дома, построенные по проектам бурова на улице горького и ленинградском проспекте (особенно хорош с белым кружевным декором, прозванный москвичами ажурным), - редкий пример удобного и продуманного дома в сталинской архитектуре, внимательной только к фасадам. Образцом умного переосмысления классики остается и прекрасная по своим пропорциям и цвету пристройка к московскому дому архитектора.

Буров, умерший в 1957 году, успел только начать работу по разработке методов индустриального строительства жилья. Участвуя в проектировании серий крупноблочных жилых домов, он скрупулезно продумывал конструкцию, планировку, масштаб, искал способы придать домам индивидуальный облик жизнерадостного лиризма.

Андрей буров, ярчайший и умнейший человек, жил в мрачный период советской истории. Он отлично понимал сущность и особенности своего времени, не востребовавшего всех его знаний и талантов, игнорировавшего естественные законы развития архитектуры, которые он всю жизнь изучал, глубоко понимал и неустанно формулировал. Эти формулировки актуальны и по сей день, достаточно равнодушный к разумным профессиональным правилам и подлинным потребностям времени и людей. Жильем отечественная архитектура не может гордиться и по сей день. Больше того, она к этому и не стремится, по-прежнему предпочитая плакаты, только другого содержания.

На выставке бурова есть одна работа, которая лишь на поверхностный взгляд кажется примером кичевого сталинского монументализма, - конкурсный проект храма славы в сталинграде. Гигантская стальная пирамида, материал для которой должны были дать перелитые военные трофеи, повторяющийся мотив в ее декоративном орнаменте - вытянутая рука с автоматом. Внутри сооружения - могила неизвестного солдата. Получилась египетская пирамида, идеологически вывернутая наизнанку, гробница не фараона, а миллионов безвестных людей, погибших с оружием в руках. Большего трагизма в проектах советских мемориалов я не встречала.

Ольга кабанова.

Главная -> Анализ

Растет взаимный интерес Болото - не помеха Рубрику ведет денис морозов Самый строительный из банков Случайное совпадение? в россии начинают преследовать противников кучмы Собственный дом начинается с мечты Специальный проект каскад Строймонтаж: жизнь в современном ключе Судьба завода С позиций завтрашнего дня Телефонисты посылают sos не так давно в районе моста по- строительные материалы Техника, которой удобно работать церезит: системы материалов для любых работ