Главная -> Анализ (Чечню спасет обращение к традициям)

Сегодня общественно-политическое положение в чеченской республике схоже с довоенным. Более того, ситуация социально взрывоопасная. Разруха и нищета, порожденные войной, соседствуют с незаконно приобретенным богатством. Вайнахское общество раздирается борьбой непримиримых сил, каждая из которых считает себя правой, но ни та, ни другая таковой не является. Происходит это оттого, что мы пытаемся подчинить себя законам, далеким от совершенства. Опыт многих стран показывает: социальная перестройка жизни, не подкрепленная духовной работой каждого, не может дать должных результатов.

Прежде всего следует изменить название нашей страны. Наименование нашего государства, состоящее из трех невайнахских, инородных слов: русского - чеченская, латинского - республика, тюркского - ичкерия, как и нынешнее государственное устройство, не соответствует вайнахскому менталитету. На национальном гербе изображены девять звезд. Они символизируют девять вайнахских тукхумов (родов): аьккхий, маьлхий, нохчмахкахой, терлой, чаьнтий, чебарлой, шарой, шотой, орстхой. В свою очередь, каждый из этих тукхумов состоит из десятков тейпов. Сегодня необходимо вайнахские неписаные законы издать в виде основного закона, который должен утвердить съезд тукхумов (мехк хел). В основном законе должны быть зафиксированы следующие положения:

- государственное устройство (совет страны, совет тейпа, полиция, пограничная служба);.

- Регулирование отношений, связанных с природными ресурсами страны (пахотные земли, пастбища, нефть, лес);

- права, свободы и обязанности граждан;

- регулирование отношений, связанных с кровной местью;

- регулирование отношений, возникающих в связи с преступлениями или иными противоправными действиями.

С древнейших времен во главе вайнахского народа стояла верховная организация мехк кхел, которую представляли самые уважаемые и авторитетные люди. Мехк кхел являлся и верховным законодательным органом. На съезде представителей тейпов следует избрать состав мехк кхел. От каждого из девяти тукхумов в его состав должны войти по девять человек.

С принятием основного закона страны ликвидируются ныне существующие государственные структуры, в том числе институты президентства, парламента, кабинет министров, министерства, департаменты.

Институт президентства, другие сегодняшние государственные структуры, как показало время, не вписались в вайнахский менталитет. В обществе усилилось политическое противостояние. Попытки вооруженным путем подавить политических противников привели и приводят в настоящее время лишь к обострению ситуации в стране. Назрела необходимость положить конец противостоянию нынешней власти и неуправляемых группировок, а также отдельных лиц, в том числе государственных чиновников. Фундаментом будущего социального устройства нашего государства должны быть неотъемлемые права человека. Именно тейпы как носители народных вайнахских традиций смогут реально изменить и оздоровить ситуацию в республике.

В традиционной тейповой структуре вайнахского общества изначально заложен принцип, не допускающий ущемления прав человека по национальному признаку. Все народы, проживающие сегодня с нами, будут пользоваться теми же правами и иметь своих представителей в управлении государством. Эти народы могут объединиться в собственный тейп и войдут в соответствующий тукхум.

Необходимо срочно установить численность каждого тейпа и определить, какое количество людей сегодня нуждается в жилье. Затем следует объявить по всей республике белхи (исторически сложившаяся традиция общинной взаимопомощи) и создать специальную представительную комиссию, которая будет следить за ходом всенародной стройки. Благо, все строительные материалы у нас имеются, и вопрос с жильем в целом в стране можно решить за очень короткое время. Заметим, что жилье это должно быть бесплатным. Важнейшим шагом явится решение всех тейпов о запрете калыма. Юноши и девушки по достижении 15 лет обязательно должны вступать в брак, как это было в недавнем прошлом у вайнахов.

Кроме того, изучение обычаев должно быть включено в обязательную программу общеобразовательных школ. Пропаганда в средствах массовой информации также должна быть на высоте.

Сегодня деятельность шариатских судов показала, что они не могут решить ни одну из наших проблем. Во-первых, вайнахские обычаи более совершенны, чем свод законов шариата, во-вторых, любые телесные наказания, предусмотренные шариатом, являются оскорбительными и неприемлемыми с точки зрения национальных обычаев. В чеченских обычаях заложен механизм недопущения и предотвращения преступлений. Ответственность за любое противоправное деяние возлагалась на семью виновного и на его тейп. Именно такую форму ответственности необходимо вновь установить в ичкерии, отказавшись от системы тюрем, исправительно-трудовых учреждений, смертной казни и телесных наказаний. Этот принцип имеет очевидные преимущества над принципом индивидуального наказания. Кроме того, мы должны учесть и то обстоятельство, что практика шариатских судов среди вайнахов не выдержала испытания во время правления имама шамиля.

Из досье нг.

Асламбек абуевич акбулатов родился в селении шатой в 1942 г. В 1944-м был депортирован в северный казахстан. Вернувшись на родину, окончил ленинградский государственный университет, затем аспирантуру. В 1991 г. Указом президента чечни был назначен государственным секретарем чр. В 1993-1994 гг. Возглавлял комиссию по подготовке проекта договора между рф и чр.

Главная -> Анализ

4 миллиона - на достойный вид решили собрать строительные организации Новое лицо вашего дома Оао западно-сибирский металлургический комбинат Однажды на берегу реки пим Бизнес + интеллект = будущее россии После потопа Потерянные деньги Приют 11 спалили по пьяни Проехал на красный - топай в тюрьму Проведите ревизию розеток Рано панелям идти на покой Резервы повышения эффективности промышленного производства в карелии