Главная -> Анонсы (Центральноазиатский союз дал трещину)

Сергей козлов.

Экономический и финансовый кризис заставил казахстанское правительство принять ряд жестких таможенных мер в отношении своих соседей. На днях было объявлено о продлении режима ограничения на ввоз товаров из россии, киргизии и узбекистана как минимум до 23 июня этого года. В отношении россии эти ограничения были введены с 11 января и касались в основном продовольствия, тогда как на узбекский и киргизский импорт наложены таможенные пошлины в размере 200%.

Все эти меры объяснялись тогда защитой отечественных производителей, так как невыгодный для казахстанской промышленности курс национальной валюты - тенге - позволил иностранным импортерам выгодно играть на разнице курсов валют и безраздельно господствовать на местном рынке. После объявления новой финансовой политики правительства 5 апреля, когда тенге был отпущен в свободное плавание и национальный банк перестал искусственно поддерживать его, были сняты ограничения на российский импорт и отменены таможенные пошлины в отношении товаров из узбекистана и киргизии. И вот астана после трех недель раздумий и расчетов, так фактически и не отменив режим ограничений, заявила о его продлении как минимум до 23 июня, как и предполагалось в начале года, объяснив это решение прежними причинами.

Даже введение свободного курса тенге не помогло казахстанской промышленности в конкуренции с соседями. Эффективные протекционистские меры ташкента также способствуют тому, что весь юг казахстана потребляет в основном узбекские продукты и сырье, тогда как местные производители по-прежнему терпят огромные убытки.

Одновременно с этим разразилась и своеобразная транспортная война между тремя центральноазиатскими республиками. Дело в том, что долг узбекистана и киргизии казахстанскому государственному предприятию железные дороги казахстана составил к концу апреля в общей сложности 9,5 млн. Долл. - Это полуторамесячная заработная плата всех казахстанских железнодорожников, и астана в жесткой форме потребовала погасить все неплатежи.

Львиная же их доля приходится на транзит пассажирских поездов через казахстан в россию, за который, как правило, взималась предоплата. Но финансовый кризис последних месяцев поставил узбекские и киргизские государственные железнодорожные предприятия в такое положение, что они обратились к казахстану с просьбой решить эту проблему с помощью бартера.

Бишкек предлагает свою электроэнергию, а ташкент - строительные материалы и дизельное топливо. Подобные прецеденты погашения долгов уже были, когда в 1997 г. Узбекистан расплатился с казахстанской железной дорогой природным газом, но на этот раз астана решила стоять на своем: расплачиваться партнеры теперь должны только валютой.

Ситуация усугубилась в последнюю неделю еще и тем, что между двумя странами вновь возник очередной газовый конфликт, что случается здесь регулярно, - весь казахстанский юг снабжается узбекским газом, и каждый год происходят перебои с поставками этого топлива, так как ташкент не идет ни на какие уступки и требует расплачиваться за него твердой валютой. Казахстанское правительство неоднократно пыталось как можно деликатнее урегулировать эту проблему, но конструктивного диалога так и не состоялось. Юг республики, включая крупнейший город страны алма-ату, остался без газа и нынешней весной, когда истек срок очередных платежей.

И вот астана впервые за последние семь лет пошла на решительные экономические контрмеры. С 1 мая движение пассажирских поездов из узбекистана и киргизии через казахстанскую территорию прекращено до тех пор, пока железнодорожные предприятия этих стран не погасят свои долги.

В последний момент перед принятием этого решения казахстанское правительство все-таки оставило своим узбекским коллегам возможность для компромисса - в астане дали понять, что если речь и будет вестись о бартере, то только в отношении природного газа. Но пресс-служба узбекского правительства комментировать ситуацию отказалась, а руководство узбекских железных дорог заявило, что не имеет полномочий вести переговоры о поставках природного газа. В тупик зашли переговоры и с киргизией, так как казахстан не испытывает недостатка в собственной электроэнергии и настаивает в данном случае только на реальной оплате железнодорожного транзита через свою территорию.

Алма-ата.

Главная -> Анонсы

12 июня -- национальный праздник республики филиппины день независимости Новости строительного законодательства Новые воздушные ворота Обращение губернатора краснодарского края ткачева к жителям кубани Быть или не быть? это решит росчерк глав-пера Отвечай - и выиграешь! мы продолжаем задавать вопросы и вручать- строительные материалы О результатах исследований, проведенных в рамках программы радон Перья сказочных птиц Письмо о пастыре Покупай российское! хорошие новости По - дзержински дешево Праздник, сказку, мир фантазий подарил нам геленджик в минувшую пятницу уехать- строительные материалы